Мусичаи бегунох или безвинная горлинка

Амаль Ханум Гаджиева
МУСИЧАИ БЕГУНОХ или
БЕЗВИННАЯ ГОРЛИНКА
Рассказ
Основан на реальных событиях

- Подойди ко мне, не бойся. Ну, вот так то. Нет, нет, и не думай, я тебя не обижу, и никуда не отпущу, пока не залечу твою рану!
Дилафруз проснулась от ласкового голоса своей бабушки и удивленно подумала: кто мог прийти к ним в такую рань? И, подгоняемая любопытством, накинув на себя ситцевый халат, выбежала во двор. Солнце только собиралось взойти из-за гор, стыдливо показывая только часть своего лика. Но, под его лучами, уже грелись зеленая листва на деревьях в саду, их кот Мультик, лежащий перед входной дверью, все остальное живое на земле.
Увидев, что бабушка поймала какого-то птенчика, и укладывает его в коробку, Дилафруз воскликнула:
-Что вы делаете, бабуль? Зачем вам этот птенчик?
- Ты видишь его крыло, он ранен, и может умереть.
- Подумаешь, это же птица, ну и умрет! Их же так много на небе. Например, мальчишки на нашей улице просто добивают таких раненых пташек, оправдываясь тем, что они не будут мучиться от боли…
- Дилафрузджон, запомни на всю свою жизнь то, что я тебе сейчас скажу: Всех живых тварей на земле создал сам Аллах. И только он может решить, кому, сколько жить и когда умереть. А нам - людям он дал разум, чтобы мы могли помочь своим младшим братьям! Ты помнишь, когда ты однажды пришла домой вся зареванная, в разорванном в драке платье. Я тогда тебе не наказала и не отругала: Ты защитила беспомощного котенка, над которым издевались мальчишки старше тебя, и безо всякого страха вступила за него в неравную драку. И притащила еле живого котенка к нам домой, и отхаживала его.  Разве тебе не отрадно смотреть, как спасенный когда-то тобою котенок не погиб от рук детей - живодеров, а превратился в такого пышного красавца, как наш Мультик?! Я же тебе рассказывала, как однажды наш Пророк Мухаммад, да будь благословенно его имя, совершал намаз, а в это время его кошка уснула на подоле его халата. Чтобы не разбудить кошку, он отрезал подол своего халата! Потом, обрати внимание на изгиб спины кошек: Это наш Пророк погладил кошку, значит, они святые животные, и мучить их большой грех, за что придется держать ответ перед Всевышним! Постарайся рассказать об этом всем своим друзьям, увы, не у всех родители знают про это!..
Дилафруз смущённо потупила взор. Ей стало очень стыдно за свои слова.
- Иди, принеси мне зеленку и мазь стрептоцида из аптечки. Видишь, у него рана под крылом, и она уже гноится. Бедная пташка, как же ей больно!- Чуть не плача, сказала бабушка и Анора пулей полетела к домашней аптечке, чтобы принести лекарства.
Дилафруз бабушка взяла к себе, так как хотела, чтобы её внучка росла на чистом воздухе, среди зелени, а не в клетке в многоквартирном бетонном доме. И её дочь Ибодат не осмелилась возразить матери…
После случая с котенком все соседские мальчишки относились к ней с уважением. Дилафруз для них стала чуть ли не вожаком. К тому же она была отличницей, и могла помочь по любому предмету, отстающим ученикам с их улицы. Дилафруз очень нравилось жить с бабушкой, слушать её интересные истории про Аллаха, Пророка, животных,  и вообще про жизнь. Сколько же на их знала! Именно бабушка привила Дилафруз любовь к великой русской литературе, так как сорок лет преподавала в школе русский язык и литературу.
Бабушка осторожно подняла крылышко птицы, та зачирикала от боли, и осторожно помазала рану зеленкой, а затем и мазью.
- Потерпи мой родной, скоро рана заживет, и ты снова полетишь в свою стаю!- Ласково уговаривала она птаху. Затем насыпала в коробку зерна и поставила блюдце с водой: - Давай ешь, набирайся сил!- снова погладила она птичку.
- Бабуля, а что это за птица, воробей?
- Ну что ты, внучка, воробьи же совсем маленькие, а это Мусичаи бегунох – Невинная горлинка. Она благо вестница. Прислушайся к их пению, и ты четко услышишь, как они сообщают всему миру «Мусо туй дорад» - У Мусы свадьба.
Теперь Дилафруз сама начала сыпать корм птицам, и в основном прилетали горлинки, и, действительно, Дилафруз уловила в их чирикании «Мусо туй дорад».
А раненная горлинка все ещё жила в коробке, рана её потихоньку заживала. Она уже могла хлопать крыльями. Дилафруз, также как своя бабушка, ласкала её, гладила, и обещала, что та скоро выздоровеет и сможет полететь к своим. И вот, какая радость, однажды утром, птичка вылетела из коробки и направилась к деревьям в саду.
- Бабуля, - закричала Дилафруз, чуть не плача, - наша птица улетела! Как же мы теперь поймаем её?!
- Надо радоваться, а не плакать, внученька! Мы с тобой совершили доброе, богоугодное дело: мы вылечили её, и теперь она может свободно лететь, куда ей хочется. Скорей всего, она соединится со своими сородичами, ты увидишь это, когда завтра будешь кормить птиц во дворе.
На следующее утро, Дилафруз взяла зерна из бумажного мешка на кухне, и вышла покормить птиц. На её голос тотчас же подлетела стая горлинок.
- Бабушка, вот она наша птичка! – Закричала Дилафруз  радостно. – Она прилетела к нам, не забыла нас!!!
- Как ты можешь узнать нашу птичку среди такой стаи?- Недоверчиво спросила бабушка, выходя во двор.
- Посмотрите, у неё на крылышке до сих пор зеленка! – Ответила Дилафруз.
Внимательно приглядевшись к птицам, бабушка действительно увидела птичку с замазанным зеленкой, крылом.
- Да ты моя хорошая, ты не забыла про нас, вернулась? – Ласково заворковала она.
Горлинки, не обращая внимания ни на кого, жадно ели зерно, брошенное Дилафруз, и весело о чем-то чирикали.
- Бабуля, вы слышите, они говорят «Мусо туй дорад» - У Мусы свадьба!- взволнованно обратилась Дилафруз к бабушке.
- Да, внученька, слышу, но они ещё благодарят нас за спасение их товарища! И птицы, и животные, и даже дикие звери понимают добро и могут быть благодарны за него… И  чем больше мы спасем вот таких несчастных раненых наших меньших братьев, будь это птица или кошка, собака или курица, тем чище и краше станет наш мир! Да и мы сами оправдаем данный нам Всевышним разум!
Хоть и прошло три года, Дилафруз ни на миг не забывала слова своей бабушки и пересказывала их всем своим друзьям. После её слов, мальчишки с их улицы больше  не мучили раненного кота, или хромую собаку, а кормили их, старались залечить их раны. А девочки с радостью помогали им. Дилафруз  казалось, что мир действительно стал чище, краше, а жизнь интересней  от их - детей, доброты.
Горлинки также прилетали поесть во двор к Дилафруз и весело чирикали в благодарность за еду. Но однажды… Увы, наш мир тленный, и все мы смертны. Однажды бабушка Дилафруз слегла в постель. Жилафруз нора позвонила Ибодат - своей матери  и та сразу же примчалась к своей матери. Она лежала бледная, осунувшаяся, ничего не хотела есть, и только просила пить. Вызванные врачи только пожали плечами, и сказали Ибодат , что ничем не могут помочь… К вечеру бабушка умерла. Нет слов, чтобы описать глубокое горе Дилафруз, Ибодат, потерявших самого родного на земле человека. На следующее утро толпа соседей и людей, знающих бабушку Дилафруз, заполонила двор. Дилафруз становилось жутко от воплей своей матери и тёток, оплакивающих свою ушедшую в иной мир, маму. Вдруг, вспомнив про птиц, она взяла корма и вышла на конец двора, чтобы подсыпать птичкам. При виде её тотчас же прилетела стая горлинок и жадно набросилась на корм. И вдруг, о Боже, Дилафруз увидела среди них и горлинку,  спасенную бабушкой, и побежала в дом, чтобы сообщить об этом матери.
- Ну как ты могла узнать её? - Недоверчиво спросила мать, - ведь они все одинаковые!
- Пойдемте со мной, сами увидите, - потащила её Дилафруз во двор.
 И, действительно, Ибодат увидела среди стаи птичку с замазанным зеленкой, крылом. Даже время не смогло стереть эту зеленку, словно, оно оставило его как напоминание о благородном поступке матери Ибодат. Она крепко обняла дочь, и зарыдала в голос. А горлинки, словно сочувствуя их горю, зачирикали совсем в иной тональности, очень печальной и затяжной.
- Вы слышите, мама, они больше не говорят «Мусо туй дорад», они оплакивают нашу бабушку, - не сдержав больше слез, в голос зарыдала Дилафруз.
Теперь у самой Дилафруз трое детей, которым она неоднократно рассказывала историю с горлинками, а те, каждый раз просили мать повторить её…


Амаль Ханум ГАДЖИЕВА
Душанбе, Август 2020