Развели как дурочку

Галина Вольская
Татьяна Борисовна рассеянно пролистала местную газету, налила чашку чая, села перед телевизором. К беспределу коммунальщиков люди давно привыкли, бороться с ними бесполезно, а ситуация с коронавирусом дает им дополнительные возможности. Офисы компаний закрыты, работы с  клиентами нет, ни на какие вопросы не отвечают. Можно вдруг оказаться в злостных неплательщиках, хотя платишь исправно каждый месяц. Появляются какие-то перерасчеты, причем задним числом. А по телевизору активно обсуждают проблемы Белоруссии, Азербайджана, Армении, Америки, как будто ничего важнее для жителей России сейчас нет.

От невеселых дум ее отвлек резкий звонок в дверь. Открыла. Напористый  молодой человек стал ей говорить о необходимости стабилизации напряжения в их доме. Дом старый, проводка много лет не менялась, из-за скачков напряжения выходят из строя бытовые приборы. Все так, но это дополнительные деньги, которых у нее нет. Только это мало кого интересует. Газовщики заставляют оформлять с ними договоры каждый год, разумеется, за деньги. Из-за одного – двух незаключенных договоров могут отключить газ всему подъезду. Электрики работают такими же методами.

А парень уже вошел в квартиру, стал спрашивать, где у нее ближайшая розетка, попросил отвертку, чтобы подкрутить ослабшие шурупы.
- Мужчины у вас в квартире нет?
- Нет, один сын уехал, другой здесь, но со мной не живет, муж умер.
Он уже вставил в розетку какой-то индикатор, стал объяснять, как он работает. Деловито заглянул в комнату:
- Телевизор у вас хороший, жалко будет, если сгорит. Вам надо хотя бы два стабилизатора. Ветеранам скидка. Есть у вас удостоверение?
Татьяна Борисовна достала свое удостоверение, парень записал его номер, номер ее телефона.
- Да что вы так смотрите? Я вам свой паспорт могу показать, если сомневаетесь, вот,  пожалуйста. Распишитесь вот здесь, что стабилизаторы установлены, с вас восемь тысяч.
- Но у меня нет в наличии такой суммы, вот только пять.
- Как же так! Работа выполнена, все установлено, надо найти, через день уже все будет дороже.
- Ну разве что с карточки перевести.
Татьяна Борисовна перевела на сообщенный номер телефона оставшуюся сумму. Парень ушел.

Татьяна Борисовна прошла в комнату, унесла в кухню остывший чай, вылила его в раковину. Взглянула на тумбочку у входа, там лежал забытый паспорт парня. Она пролистала страницы: двадцать два года, прописан в другом городе. Немного старше ее внучки, будет ведь искать документ. Прочитала внимательно то, что написано мелким шрифтом в оставленном товарном чеке. Товар возврату или обмену не подлежит, представитель продавца не является представителем органов государственного и местного самоуправления, не имеет к социальным организациям никакого отношения.

Развели, как дурочку. Хотя почему «как», за дураков население и  держат, а пенсионеров особенно. Но чужой паспорт ей не нужен, пусть забирает. Она позвонила по тому телефону, на который переводила деньги, сказала, что их представитель оставил паспорт по такому-то адресу.

Парень примчался взмыленный, схватил свой документ, поцеловал Татьяне Борисовне руку:
- Вы исключительно честный человек!
Да, к сожалению. Но это поколение уходит, новые совсем другие. А Татьяне Борисовне нужно теперь думать, как дотянуть до следующей пенсии, на чем можно сэкономить. Ведь это приобретение ей не нужно, это не стабилизатор, а реле, оно просто отключает напряжение на определенной границе. Холодильник еще может работать в таком режиме, и то еще неизвестно как это на нем скажется. А телевизор с таким реле смотреть невозможно, он постоянно выключается и перезагружается.

И ведь предупреждают, чтобы были осторожнее, не открывали никому двери, не пускали в квартиру. Но сейчас работников коммунальных служб от мошенников не отличишь, работают они примерно одинаково.