Кому это нужно. А не забыть...

Афанасий Шипунов
               
                Афанасий Шипунов
                КОМУ ЭТО НУЖНО...
                А  ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!...
                (Не отправленное письмо)   

     …Лежит вот оно в письменном столе, среди многих других писем и разных бумаг… Как и раньше, так и сегодня остаётся не отправленным. Да и кому нужно-то?! Это Он в порыве какого-то эмоционального возбуждения решил поделиться своей докучающей памятью, да… налетевшей, вдруг, кратковременной ностальгией. А потом чуток «приостыл» да и подумал: «А к чему бы это ишшо и друзьям ностальгию-то под-кидывать…»  И сунул это письмо в  стол, да и забыл про него совсем.  А тут вот взялся перебирать бумажки-то, да и «наткнулся» на Него. Ну поинтересовался «что это  за писанина?». А это, оказалось,  очень даже Интересное письмо-то. Почитать его друзьям-односельчанам, коих осталось в живых-то…,так  о многом вспомнится, да и защемит сердце, сладкими воспоминаниями  отзовётся дальняя даль…
 «Здравствуйте, дорогие мои друзья!   
               
           Сижу я снова
                в городской квартире,
               Тихонько думу
                думаю свою…
               И как во сне
                всё вижу в этом мире –
               Свою Весну
                и молодость свою…»
             
            …Не имею обыкновения  вести дневник. Для чего?... Сам я всё помню. Весь мой дневник в моей голове, в моей душе, в моём сердце. Для друзей? Так… коих уже нет в Этом Мире, а живущие, надеюсь, и без моих записей помнят всю нашу молодость, всех друзей, все дни, проведённые вместе и в труде, и в часы досуга.   
     Для потомков? Так интересно ли им «копаться» в нашем далёком бытие?... Да и зачем им «лезть» в мою, ничем не прославленную, ничем не примечательную, рутин-но-обыкновенную, как и многих и многих таких же сельчан – Дёминцев, жизнь? Для детей? Так их, интересующихся моей жизнью, у меня нет и… по моей «ветви» нашей большой, дружной и горячо любимой мною семьи, продолжателей нет. Эта ветвь обрублена мною самим, обрублена моей безответной любовью, хранимой в сердце, до сегодняшнего дня, но навсегда ушедшей в далёкое бытиё, теперь уже не оставляющей путей к возвратности…
     Друзьям сегодняшним? А им-то зачем?! Они прекрасные, доброжелательные, милые люди! Но…это сегодняшние, в сегодняшнем дне. Бытиё давних лет нас не объединяет. Общих давних воспоминаний нет. У каждого своя история, свой жизненный путь, свои радости и боли в душе и на сердце…У каждого всё своё…и ничего общего, близко свя-зывающего с детством, с юностью. Конечно, есть что-то  общего из молодости просто. Но кто кроме, нас, знает Баданницу, Церквушку,  Киргизское, Верх-по речке, Этогол, Светлое, гору от магазина, Судомоешное, Костино, Дробышев, Извёсткино, Черепановское, Искру, Путь к Социализму, Сухой Лог, Поповское, Акулинино и… десятки других названий нашей родимой сторонки?!...
   Мои сегодняшние друзья часто бывают у нас в доме, так же как и мы ходим на юби-леи, Дни рождения, в праздники, всеразличные торжества и события. Поём, танцуем, веселимся… Но это сегодняшний день, и он не затрагивает общих чувств воспоминаний. Он не  тревожит сладкими волнениями душу, он не щемит сладкой болью сердце. Это, просто, одно из многочисленных шоу…
     И даже в этих «шоу» я всегда неизменно вспоминаю наши «гулянки». В каждой сегодняшней гулянке я пою:
           «…Редко, друзья,
                нам встречаться приходится…
             Ну а когда довелось –
             Вспомним, чтобы и выпьем,
                как водится,
             Как на Руси повелось!»
Пою только этот куплет. И все воспринимают его только как песню и ничего более. Даже подпевать начинают. Для всех это только или песня давних времён, или  очередной тост… Для меня же в этом куплете вложено столько душевных эмоций, трогающих, пробуждающих трепетные сердечные чувства «…Вспомним, что было…»        или вот -        Я пою частушку:      
             «Были б у мня крылышки –
              Я бы улетела.
              За крутые гороньки
             Нигде бы не задела»
        Все воспринимают только частушку и начинают свои «выдавать». А для меня это мысленное стремление  к добесконечности, дорогим мне родным местам в деревеньке…
                И вот  ещё:
        «Ой обманывал, сговаривал,
         Сумел как обмануть:
        =Приходи на Плоцку-речку,
         При тебе буду тонуть».
    Для всех это просто юморная частушка, просто обыкновенная. А для меня это… и Танька-гармонистка, что в своё время пела  её, и моя родная деревенька, и речёнка «воробью по колено» летом, но довольно коварна и многоводна в половодье, и… мы – все молодые, наблюдающие с горы (выше магазина) в эти праздничные майские и пасхальные дни за розливом речек, весенним половодьем…
     Вот сегодня Пасха… А помнится, как ходили в «паску»на край села  к Тольке  на гулянку и с юмором говорили: «Да совсем и не паску отмечаем, а День Рождения Хрущёва…»
      Это вот один маленький, из многочисленных эпизодов. А сколько их «видели» наши горы! Весна… Людки… Кольки… Лёшки… Витьки… Вальки… Надьки… Гутьки…Гальки…Таськи…Сашки.. …Ильюшки!... Десятки, десятки… и наши восхождения на горы, своеобразные пикники..               
       Я не думаю, что кто-то из моих сверстников смог забыть и  детство своё, далеко не лёгкое, но такое прекрасное! В нём ведь были не только невзгоды, убогость, скудость бытия. В нём было ничем необъяснимое, ни с чем несравнимое детское счастье с приходом весны. Босое, полураздетое, голодное, но ни с чем несравнимое , широко «разливающееся», никем и ничем неудержимое, от сознания, что ты уже можешь бежать на конбазу, поиграть там в мячик… можешь взобраться на гору, пощипать вшивик, поесть кисленьких репок, а позднее пойти за колбой, чесноком, ревенем, а ещё позднее – по ягоды…
     А как можно забыть нам,  неведомые  для сегодняшней детворы слова «копновоз», «косарь», «гребельщик», «накладальщик», «котовальщик», «подскребальщик», «вер-шельщик», «групповод», «мётчик», бытовавшие в сенокосную пору?!
     Никогда! Никогда не забудутся, навсегда в нашей памяти оставшиеся «картины» поездки на покос!
     …Пара лошадей – коренная и пристяжная… телега, а в ней (да простят меня, но было такое слово тогда всегда) бабы едут на покос, или с покоса… и, непременно, с песнями. Пели. Да как пели! Заслушаешься! Да всё больше русские народные песни, западающие в душу, трогающие сердце, заставляющие волноваться,        сопереживать:
         «Глухой, неведомой тайгою,
           Сибирской дальней стороной
           Бежал, да, бродяга с Сахалина
           Звериной узкою тропой…»
               
 
  Заканчивается одна, начинается другая. И сколько их перепоют , пока доберутся до конечной остановки!
     «Коваль-коваленко!
       Что же, ты, не куешь
       Рано-спозаренку?!
          Али Тебе, коваль,
          Стали не хватает,
          Али тебя, коваль,
          Зори донимают?.......
   Надоело петь заунывные, да жалостливые, так на тебе:
                Во ку…во кузнице,
                Во ку… во кузнице
                Во кузнице молодые кузнецы,
                Во кузнице молодые кузнец!
                Они, они куют,
                Они, они куют,
                Они куют приговариваю
                К себе Дуню привораживают…
  Это ведь сегодня, пусть мелодично красивые, но какие-то «дёрганые» песни, а тогда проголосные, льющиеся прямо из сердца человеческого, несущие и сострадание, и боль, и радость, и тоску, а самое главное – отражающие всю жизнь человеческую. На то они и тогдашние песни, и народные, что от людей и людям…
    Да что это я  перед вами распинаюсь-то?!  Как будто только я один и видел, слышал всё это…  Вы-то  ведь и не меньше моего помните. Деревня-то одна, и всё едино в ней помнится.  Ну вот как не вспомнить новогодние вечера?!               

Ну детские ёлки – это само-собой праздник неописуемый!  А тут вот, уже чуть повзрослевшие, в клубе …
      Вначале-то сами игрушки на ёлку делали, покупных-то мало было. Тут вот наши сельские электрики-умельцы сами и гирлянды из лампочек электрических делать стали. Раскрасим лампочки-то в разные цвета обыкновенной гуашевой, или акварельными красками. Ребята соединяют на изолированный провод патроны, а в них лампочки-то и вкручивают, ёлку этими гирляндами обовьют и подключат к розетке. Вот ёлка-то и горит красиво разными огнями светится. А костюмы! Костюмы-то! Мало кто не делал свой костюм. Возле ёлки по всей ночи толкёмся. Весело! Каких только зверушек здесь не объявится: и зайцы, и волки, лисы, медведи, Баба-Яга на метле, чертенята, всякие короли, мушкетёры… Да всего и не перечислить.
А гармошки-то! Да всякая музыка!.. Помните?! Да помните, помните! Весело было…
    Да оно и сейчас веселья-то хватает, да только…видно, мы уже не те стали….
     Ну вот, опять я вам тоски нагнал. Уж не обессудьте. Так вот вспоминается своё…
     Пока до свидания! Будьте здоровы!»
**************************************************
  Вот  ещё одно письмо «увидало свет». А с ним вместе и прежнее бытиё деревенское обрисовалось. Для кого-то это и не ново, может быть даже не интересно, а у кого-то интерес к историческому бытию деревенскому проявится….
*************************************************