Дворцы Петербурга. 67. Китайский дворец!

Серж Пьетро
   Китайский дворец - дворец, расположенный в юго-западной части
дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» (г. Ломоносов) в самых укромных его местах.
Был построен для императрицы Екатерины II по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762-1768 годах.
Входила в ансамбль грандиозного дворцово-паркового комплекса  "Собственной дачи",
построенный  в тех же дачных местах.
   Своё название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров,
не относящихся к русским народным,
отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным.
   Из построек Ораниенбаума середины XVIII века (дворец Петра III, павильон Катальной горки)
именно в Китайском дворце стиль рококо   проявил себя наиболее полно и высоко
(в России нигде, кроме Ораниенбаума, не получил распространения стидь рококо).
 В этом, наряду с абсолютной подлинностью дворца, как истории красоты явления,
(Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был,
в отличие от остальных пригородов Санкт-Петербурга), заключается его уникальность, без сомнения!
    Ещё будучи Великой княгиней, Екатерина  Вторая
замышляет построить в Ораниенбауме дачу для увеселений наподобие земного рая!
    Став императрицей, то есть спустя 2 месяца после восшествия на престол,
Екатерина II  уже 1 сентября 1762 года
издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи,
основные работы были завершены в около 1775 года.
     По замыслу Ринальди, ансамбль Собственной дачи должен состоять из двух частей - регулярной и пейзажной среди природной красоты всей.
     В восточной регулярной части располагались основные парковые сооружения
(Каменное зало, Китайский дворец, павильон Катальной горки).
Большая западная часть была близка пейзажному «английскому» парку.
При всём этом чёткая граница между ними отсутствовала, как бы ни были гости зорки.
    Проявление стиля рококо в ораниенбаумских постройках А. Ринальди
проступает не в отдельных деталях, а в совокупности черт этого стиля – внешней простоты.
Оно ярко выражено как в фасадах и планах дворцов, так и в декоре помещений.
Контраст наружного облика и внутренней отделки, внутренней её красоты.
   Все постройки Ринальди отличаются строгостью и простотой внешнего облика
и одновременно роскошью, изысканностью, разнообразием внутреннего убранства, как у дворцов.
Большие размеры застеклённых дверных и оконных проёмов.
Соединение интерьера и окружающей природы - испытанный приём стиля рококо у творцов.
   В Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально в эпоху восхищений -
для каждой комнаты, по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).
    Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате,
который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом.
Партерные садики примыкают с запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах.
    Дворец протянулся по оси запад - восток и в плане представляет собой букву П. Его фасады имеют различное архитектурное решение.
До наших дней в неизменном виде сохранился лишь северный фасад
(с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж – архитектора творение).
   Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно.
Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами.
Выступ завершён фронтоном и фигурным аттиком барочного типа.
В XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями.
По осям трёх скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями.
Такие же дверные проёмы расположены в боковых ризалитах дворца.
Их завершают сандрики с рельефным орнаментом - раковиной и гирляндами.
    Южный фасад, обращённый к пруду, выглядит совсем по-другому.
К зданию пристроены два сильно выступающих ризалита,
они предназначались для жилых покоев. Всё было задумано, чтобы отдыхать по-тайному -
в XVIII веке ризалиты образовывали собой миниатюрный дворик,
который придумал архитектор-творец,
в центре которого находился вход во дворец.
    Однако в 1850-е годы с южного фасада был надстроен второй этаж, чтоб было краше.
Тогда же появилась и застеклённая галерея в первом этаже.
С востока и запада к торцовых частям дворца
были пристроены небольшие помещения - антикамеры - выдумка архитектора -творцв.
   Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна
анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце,
однако она занимает лишь среднюю часть здания во дворце,
её образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Малый Китайский кабинет,
Большой зал, Штукатурный покой, и Большой Китайский кабинет.
  В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II
(Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) –
источник чар
и комнаты Великого князя Павла Петровича
(Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар).
   Ещё две комнаты – в ряду всех помещений -
Передняя и Гардеробная, связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом.
Всего во дворце 17 помещений.
   Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен,
благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи.
Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры
и всех видов прикладного искусства - гармонично объединены шедвры китайской культуры -
монументально-декоративная живопись, лепка, наборные паркеты,
позолота, резьба, декоративные ткани, облицовка.
   Орнаментальная лепка дворца белая, низкого рельефа.
Применение позолоты по сравнению с интерьерами барочного дворца
работы Растрелли (в Петергофе, Царском селе) весьма незначительно.
Она лишь сопровождает основной рисунок лепки, подчеркивая главные детали помещений дворца.
Основу лепных композиций везде составляет растительный орнамент:
они составлены из стилизованных гирлянд, листьев и цветов разного цвета.
    Живопись (плафоны, картины, росписи) в основном представлена итальянскими мастерами.
Тематика характерна для рококо  - мифология, аллегория, пасторали.
Наблюдается постепенный отход от тёмных, насыщенных по цвету плафонов на потолочных перекрытиях.
В Китайском дворце плафоны часто имеют необычную форму
и выполнены в бледно-розовых, голубых, жёлтых, сиреневых тонах.
   Мебель во дворце полностью отвечает характеру отделки помещений.
Чаще всего это выполненные на заказ для определённого интерьера гарнитуры прежних веков.
Также в коллекции мебели присутствуют уникальные экземпляры,
изготовленные в Японии и Китае -  XVII—XVIII веков.

    Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 1760-1770-е годы.
Они выполнены по рисункам Ринальди русскими столярами в те годы.   
  Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора,
но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменён на паркет
с сохранением первоначального рисунка – прекраснее его нет!
   На щиты, собранные из сосновых досок, рыбьим клеем наиклеивались вырезанные по узору
плашки цветного дерева толщиной 5-8 миллиметров – узор к узору!
Породы дерева использовались самые различные - это  липа, берёза, груша, орех, клён,
яблоня, сосна, ольха, дуб, а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева разных времён:
лимонное, табачное, чёрное эбеновое, амарант, розовое,  самшит,
и красное сандаловое дерево,  палисандр, тис, туя и другие, которыми мир дорожит.
  В технике наборов паркетов использовались приёмы маркетри и интарсии.
Применялись также резьба и выжигание, а также подкраска и подкуривание древесины
(закапывание в горячий песок до побурения древесины).
   В цветовой гамме паркетов преобладают тёплые охристые и красновато-коричневые оттенки.
Основа композиций так же, как и в лепке - растительный орнамент контрастных оттенков.
Условно паркеты дворца делятся на три категории: первая — это тёмный фон паркета
и преобладание в нём тёмных экзотических видов дерева разных оттенков.
   Типичный пример паркета первой группы — это Большой зал,
где только центральная часть пола выполнена в светлой гамме,
а по направлению к стенам идёт усиление насыщенности цвета дерева, чтобы он восхищал.
    Вторая категория — это светлый фон и преобладание древесины светлых тонов.
Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня
и другие) – интерьер в светлом тоне всегда кажется нов!
   К третьей категории  относят паркетные полы маленьких помещений -
Кабинеты Екатерины II и Павла, Китайской опочивальни – для задумчивых мгновений.
   По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно.
Основная черта этих рисунков пола - это отсутствие жёстких рамок строго продуманной композиции
(и главная причина этому — небольшие размеры комнат,
требующая от архитектора тонкой эрудиции).
   Уникальность полов Китайского дворца:
паркеты XVIII века такого высокого художественного уровня сохранились в России лишь в нём.
Это единственные в своём роде, не имеющие аналогов ни в европейских,
ни в русских дворцах наборные полы – уникальность в рисунке паркета, в нём самом!

      Передняя расположена в центре южного фасада, украсив собой дворец,
в XVIII веке являлась она неким вестибюлем – первой комнатой при входе во дворец.
В XIX веке её стали использовать как столовую после пристройки крытой застеклённой галереи.
Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом.
Это живопись, заменившая утраченные росписи С. Торелли.
     На северной стене справа и слева от дверного проёма - орнаментальные росписи
с пучками зелени и цветами, выполненные С. Бароцци.
   Паркет середины XIX века полностью повторяет собой рисунок паркета XVIII века.
Некоторые детали рисунка пола перекликаются с лепным убранством потолка,
что придаёт интерьеру завершённость, разуму и чувствам прекрасного не приходится бороться.
    Подлинная отделка XVIII века - лепной декор падуг и потолка -
выполнена с использованием характерного для стиля рококо растительным орнаментом,
с введением мотивов рокайля, листьев аканта – шедевр делался на века!
Роспись потолочного плафона «Аполлон и Искусства» выполнена С. Торелли.
Интерьер дополняют два резных золочёных стола русской работы середины XVIII века.

     Гардеробная следует за Передней и с запада примыкает к Розовой гостиной,
которую не случайно разместил так архитектор-творец,
связывая половину Павла Петровича с парадным входом во дворец.
В XVIII веке комната использовалась соответственно её названию - Гардеропной,
но при этом известно, что позже она служила также библиотекой и буфетной.
   Центральная часть потолка украшена плафоном «Суд Париса» работы С. Бароцци XVIII века.
Сюжет античных мифов использован и в двух десюдепортах — «Венера и Марс»
и «Геркулес и Омфала». Оба живописных панно - итальянского художника того же века.
Из сохранившейся первоначальной отделки — убранство стены над камином.
Здесь использована изысканная резьба с позолоченной намазной лепкой, сдружившаяся с камином.
    Паркет по сравнению с остальными комнатами Китайского дворца
имеет более однообразный рисунок, в котором преобладают геометрические формы  -
контрастные  упрощения архитектора-творца.
Это связано с тем, что первоначальный рисунок при этом не сохранился,
пол был заменён в 19 году XIX века.
Возможно, что паркет, как и отделка падуг в технике гризайль, выполнен во второй половине XIX века.

    Розовая гостиная находится на половине Павла,
поэтому в XVIII веке она называлась Детской,
а также Живописным антиком. Это название обусловлено тем, что Серафино Бароцци
своей талантливой рукой
расписал стены маслом  на тему развалин римского города Геркуланума в 67 году XVIII века.
Росписи были заменены на бумажные обои в середине XIX века.
    В 1894 году стены затянули розовыми холстами
И интерьер получил название Розовой гостиной.
Из подлинной отделки сохранились лепка падуг и потолка и плафон «Диана и Аврора». На стенах висят портреты лейб-медика И.Г. Лестока и, конечно, Екатерины Второй.

    Штофная опочивальня. Эта парадная спальня -
она следует сразу за Розовой гостиной.
Своё название она получила, когда в XVIII веке стены спальни
были затянуты бледно-зелёным штофом – специально для покоя в опочивальне.
   Сейчас в интерьере использована ткань, помещённая сюда в середине XIX века.
Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку – чудо-рисунком,
перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зелёном фоне.
Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.
    Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых - альков.
Он украшен изысканной резьбой с цветочными и растительными мотивами.
Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики –
боевые знамена, трубы, стрелы - что соответствовало назначению помещений
для наследника престола Павла, считавшего военные игры для него наиболее активными.
   В центре алькова на стене висит его детский портрет
работы художника А. П. Антропова – уже множество лет.
  Потолок украшает плафон «Урания», обучающая юношу» кисти Д. Маджотто,
интересном творце,
паркет же, во многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова ,
считается одним из лучших во дворце.
Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, берёзы и чёрного дерева –
Один из прекраснейших во дворце.
    Северную стену украшают уникальные образцы вышивки синелью и стеклярусом по соломке.
Представленные семь композиций работы русских мастериц, известных теперь далеко,
демонстрируют редчайший вид, декоративно-прикладного искусства,
появившегося во Франции в эпоху рококо.
  На фоне золотистой рисовой соломки представлены сцены охоты, сельской жизни
на лоне природы и пасторальные сцены.
Композиции небольшого размера. Они заключены в деревянные золочёные рамки –
они для истории культуры бесценны.

    Будуар в XVIII веке назывался Живописным кабинетом – нечто сравнимое со словесной игрой,
стены были затянуты холстами с живописью.
В 1850-е годы сюда переносятся ореховые резные панно из половины Екатерины II.
   Ореховые панно, подлинная отделка XVIII века, в центре украшены живописью,
выполненной C. Бароцци.
В деревянные панели включены три живописных полотна, аллегорические картины Бароцци:
«Живопись»,  «Музыка» и «Драма»,
а также плафон на потолке Будуара  Якопо Гуарана.
   Несмотря на это, считается, что вертикальные линии и тёмные тона ореховых панно
вступают в противоречие светлому и свободному убранству потолка.
Таким образом, перенос панно из одного помещения в другое
лишь исказил первоначальный замысел архитектора Ринальди, но не испортил чары потолка.

    Кабинет Павла. Рядом со Штофной опочивальней (со стороны алькова) расположен кабинет.
Это очень небольшое помещение с окнами в южной и западной стенах.
В конце XIX - начале XX века комнату использовали как ванную – объяснения этому нет.
   Изолированность кабинета Павла от остальных помещений Китайского дворца –
результат переделок 1853 года, когда в нём заделали дверь, ведущую в Будуар
(наглухо заделанный кирпичом дверной проём был обнаружен в 1964 году –
реставраторам дар).
    Стены декорированы холстами с росписями, исполненными С. Бароцци в далёких годах.
В росписи введены небольшие накладные композиции на мраморных и деревянных дощечках -
с резными фигурками из мыльного камня, пейзажами и иероглифами (Китай, XVIII - XIX века).
Потолок имеет форму полусферы, в его центре - плафон работы Г. Дицциани «Математика».
Сложный рисунок паркета
частично перекликается с лепкой на потолке, словно в природе весна и лета.

    Парадная анфилада. Зал муз.
Роспись восточной стены Зала муз –
Муза танца Терпсихора. Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности в эти века
принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века.
   Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца.
В планировке Зал муз симметричен Большому Китайскому кабинету в западной части дворца.
   Убранство Зала подчинено одной теме - содружество искусств.
Это помещение овальной формы, с большими застеклёнными окнами-дверями –
сквозь них весной и летом видны розы - каждый куст.
   Несколько вытянутые пропорции делают Зал муз схожим с галереей -
не случайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей.
В отделке господствуют плавные линии - это скруглённые углы и пологие своды потолка,
полуциркульные завершения окон-дверей.
   Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем,
что на стенах изображены девять муз - Терпсихора, Каллиопа, Урания (восточная стена),
Эвтерпа, Клио (южная стена), Талия, Мельпомена (западная стена),
Полигимния и Эрато (северная стена).
   Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок.
Музы изображены в простенках между окнами, открывающими просторы, -
на розово-лиловом или светло-голубом фоне, увлекающим взоры;
притом
каждая живописная композиция обрамлена золочёным и белым лепным орнаментом.
     Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка,
с плафоном (также работы С. Торелли). На плафоне изображена Венера,
восседающая на облаке и окружённая амурами и тремя грациями, почти лучами Солнца Ра!
Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценён той порой
скульптором Фальконе в его письме к Екатерине II.
   Паркет Зала муз относится исследователями к одним из наиболее удачных по рисунку во всём дворце -
Похож на прекрасные грёзы!
Центральный медальон его выделяется на фоне берёзы.
   По контрасту его края набраны из красного дерева с золотистым отливом
и украшены длинными листьями камыша-рогоза в очаровательной их позиции -
Ослабление цвета идёт от середины к краю композиции.
  Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха.
Композиция по периметру Зала муз
заканчивается фризом из красно-коричневого палисандра,
а на нём по краям представлены музыкальные инструменты - атрибуты муз.
   В скруглённых углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева.
Использован также клён, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка дереву.
Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения.
Мотивы орнамента отвечают тематике зала – у ценителей красоты такое же мнение!
   Светлые тона паркета соответствуют общему розовато-голубоватому колориту
этого нарядного, полного света и воздуха помещения, взлетевшего в чары искусств высоко,
решённого в типичных формах рококо.
   Полы в Зале муз выполнены в 1772 году группой русских столяров
под руководством И. Петерсена, творившего в Ораниенбауме.
Именно в Зале муз проходили балы и приёмы XVIII и XIX веков,
устраивавшиеся в Ораниенбауме.
    Его отделкой восхищались император Священной Римской империи Иосиф II,
шведский король Густав III,
прусский король Фридрих Вильгельм III.
В интерьере зала присутствуют три скульптуры:
это мраморные бюсты Клеопатры и Лукреции венецианской работы XVIII века
и группа «Мальчик на дельфине» (копия с работы скульптора Л. Лоренцетти).

    Голубая гостиная. Название гостиной происходит от отделки интерьера
шёлковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х годов.
В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана -
это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений прежних веков:
«Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани -
копии известных эрмитажных произведений различных годов.
   От первоначальной отделки сохранились дюседепорты над дверями, лепка на потолке,
плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, словно в дивном ларце,
рисунок которого - один из изящнейших во дворце.

     Стеклярусный кабинет – самый знаменитый покой Китайского дворца,
сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.
Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно.
Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом, тех же годов.
Они изготовлены на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума
русским учёным М. В. Ломоносовым  в Усть-Рудице под Ораниенбаумом.
   На фоне стекляруса синелью (ворсистым шёлком) вышиты сложные композиции
с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек
среди не менее фантастического пейзажа – дивных чар петиции.
   Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции
по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана, но есть истина новая:
сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А.Андреева,
А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) -
под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен).
При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци,
рисунок на панно русскими золотошвеями был даже приукрашен.
    В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону)
выполнен каминный экран кабинета.
На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами,
а на другой - птица на фоне двух китайских пагод, вероятно,  в середине лета.
  Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев,
увитых листьями, цветами и гроздями винограда.
Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей),
что даёт эффект дополнительного объёма – для взоров награда!
   Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола
(бывшего в Стеклярусном кабинете изначально),
который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова,
средняя часть паркета решена в форме квадрата, хотя плафон на потолке овальный.
   Такое несоответствие убранства пола и потолка для Ринальди несвойственно.
Первопричина: то, что мозаичный пол был сделан лет на 10 лет позже (в 70-е годы XVIII века),
чем было завершены работы по внутренней отделке в самом Стеклярусном кабинете.
Стеклярусный кабинет — уникальный образец интерьера XVIII века.

    Большой зал дворца служит композиционным центром дворца.
Он предназначался для торжественных приёмов,
поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат,
Большой зал - других объёмов.
   Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название - Круглый.
Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора. И и это не случайно.
Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета –
этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект, для чувств это –тайна.
   Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны.
Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим, не просто салонным.
       На восточной и западной стенах Большого зала над дверями в Штукатурный покой
и в Стеклярусный кабинет расположены десюдепорты, что интересны и важны,
в центре них - мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны.
Барельефы включены в медальоны овальной формы,
сделанные из красных и голубых смальт – выразительной формы!
   Надкаминные живописные панно «Похищение Ганимеда» и «Юнона» исполнены С. Торелли.
Над дверью в Переднюю в белой лепной раме находится картина
неизвестного итальянского художника XVIII века «Селена и Эндимион»,
созданная словно в весеннем любовном апреле.
  Гладкая поверхность стен контрастирует с изящной потолочной лепкой,
сплошь покрывающей высокие падуги и потолочное перекрытие, полное  света.
Лепной декор, состоящий из ветвей, гирлянд цветов, венков, птиц
почти полностью отражается в рисунке паркета.
   Однако если в убранстве потолка преобладают светлые тона,
то пол в основном выполнен из тёмных пород дерева
(только центр комнаты выделен в светлые тона).
   Убранство Большого зала завершал плафон «Отдых Марса»
(утрачен в годы Великой Отечественной войны, сил всё спасти и всё учесть не было) -
работы выдающегося живописца венецианской школы Дж. Б. Тьеполо.
    Его место в 1980 году занял плафон, написанный С. Торелли
(с 1762 года до конца своей жизни трудился в Санкт-Петербурге),
«День, прогоняющий ночь» - из Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

     Штукатурный покой, или Сиреневая гостиная (названа по цвету стен),
примыкает к Большому залу с запада.
В противоположность ему комната имели камерный характер - всегда.
  Убранство интерьера представляет собой типичный декор стиля рококо.
Основным элементом декора здесь выступает обильная золочёная лепка на стенах
и на потолке, увлекающая спокойной красотой
(именно поэтому комнате дано такое название - Штукатурный покой).
   В композиционный строй включена живопись на любовную тему, которую  любил двор,  –
это «Венера и Адонис» П. Ротари, «Анжелика и Медор» -
работы крупного итальянского живописца Дж. Чиньяролли
(сюжет взят из поэмы Л. Ариосто «Неистовый Роланд»),
«Селена и Эндимион» в исполнении Торелли, создавшего шедевры о любви и её дивной роли.
  Картины взяты в прямоугольные профилированные рамы
и окружены лепным растительным орнаментом, укращая зала интерьер.
Живописные десюдепорты «Тоскующий Марс» и «Венера», также работы С. Торелли,
согласуются по цвету с наборными поверхностями дверей и дополняют интерьер .
   Потолочное перекрытие, центральная часть которого в форме эллипса заглублена,
образует своеобразный купол. Это делает комнату выше и просторнее.
Плафон «Встреча Орфеем Солнца» исполнен венецианским художником Ф. Цуньо,
отчего него комната стала как бы светлее.
   В качестве музея дворец открыт в один из дней 1922 года. .
После реставрации было открыто 4 зала в сентябре 2011 года -
Большая антикамера (итал. anticamera - передняя, прихожая) дворца,
Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет дворца.
В июле 2020 года реставраторы закончили работу в 17 залах дворца.

   Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!