Говорить, гороху наевшись

Владимир Сандовский
ГОВОРИТЬ, ГОРОХУ НАЕВШИСЬ

Познавать тонкости русской литературы и русского языка во всей своей полноте можно только в сравнении с конкретными жизненными ситуациями.

Однажды я натолкнулся в интернете на объяснение выражения «говорить, гороху наевшись». Это замысловатое для многих современных читателей выражение, сославшись на гоголевский текст, языковеды объясняли так:
«Простонародное, ироническое. Говорить, обладая огромным терпением, выдержкой.
— Ей-богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись. (Это ещё ничего: Иван Никифорович и не такие фразы отпускает.)» (Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Да, подтверждаю. Чтобы говорить с кем-то на спорные темы, предварительно  гороху наевшись, нужно обладать невероятным терпением и выдержкой тому, кто этого гороху наелся. Проблема такого терпения упирается в физиологию.

Когда-то, давным-давно, только закончив 8-й класс (в 1964 году), я тут же устроился в строительное управление учеником электрослесаря, чтобы начать зарабатывать собственные деньги. Мне было 14 лет, а не 15, как моим одноклассникам. В 1-й класс я пошёл с шести лет, потому, что родился в конце сентября, и в школу меня решили взять на месяц раньше. Моё первое боевое крещение по выбранной специальности было довольно интересным и познавательным. В первый же рабочий день меня приставили к опытному, пожилому электрослесарю, и мы начали разбирать электродвигатель, снятый с бетономешалки. От постоянной работы у электродвигателя полетел подшипник, который нужно было заменить. Двигатель, облепленный цементом, мы опустили на землю, мой учитель-наставник присел, и... В этом месте я прерываюсь и приношу свои величайшие извинения за не литературный оборот речи. Мой наставник присел и дал могучую очередь пердежа. Сказать, что он пустил ветры — это ничего не сказать, а только ввести читателя в заблуждения легковесным термином: ну, повеяло ветерком, газком...
Мой опытный и зрелый наставник, перепугав меня оглушительной очередью, нисколечко не смутился, и даже с какой-то гордостью сказал: «О! Сегодня утром я ел гороховую кашу. Чувствуешь?».
Так я на живом примере почувствовал и узнал, что горох в организме человека даёт сильную и звучную реакцию, а затем уж проникся полным понимаем ещё одного выражения: «музыкальный супчик».

В строительном управлении я проработал всего три месяца, до конца августа. Причина была простой. Пришла комиссия по соблюдению трудового законодательства и мне вежливо сказали: "Вам, молодой человек, ещё нет пятнадцати. Вот, когда в конце сентября исполнится пятнадцать, тогда приходите, с радостью возьмём". Уволился я с большим огорчением. Мне нравилась рабочая атмосфера. И окружающие меня электрики и слесари относились ко мне хорошо. От них я узнавал много такого, о чём не говорят, чему ни учат в школе. Но, мои бывшие товарищи по 8-му классу настоятельно посоветовали мне учиться дальше, я тут же подал заявление на поступление в девятый класс десятилетки, потом уж благополучно перешёл в десятый, и, когда мы изучали произведения Гоголя, то выражение: «Ей-богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись», — меня нисколько не удивляло, как некоторых. В моём воображении гоголевский Иван Никифорович потаённо намекал, что говорить с Иван Ивановичем можно либо сдерживая в себе могучие позывы после гороха, испытывая при этом кишечные муки, либо, совершенно не сдерживаясь, пустить ветры так, что собеседник в ужасе умчится прочь, отмахивая от себя руками последствия газовой атаки.

Моё маленькое литературное эссе подошло к концу.
Надеюсь, мой дорогой читатель, я достаточно ясно объяснил моё понимание стародавнего гоголевского выражения: «Ей-богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись».
И если это эссе оказалось для вас полезным — слава великому русскому языку и Гоголю!

8 октября, 2020 г.