Настоящий экзамен

Владимир Довженко
               
Июнь 1948 года. На школьном по-настоящему экзамене.
Один из будничных экзаменационных дней в семилетней школе №3 посёлка Семёновка Приморского края. Большая группа ребят выпускников собралась возле школьного крыльца на улице.  Сдают они не первый день экзамены, а волнение всё равно присутствует почти у каждого в глубине души. Всё, как говорится, вошло в колею.  Стало привычным рано вставать, подолгу засиживаться над учебниками и тетрадками-конспектами, ещё и ещё раз проверять свои «слабые места в знаниях предмета».
 
Сегодня семиклассники сдают устный экзамен по русскому языку. Они выпускники семилетней школы и каждый чуточку волнуется: «Вдруг попадётся трудный билет на экзамене?»
9 часов утра. Зинаида Самойловна Семёнова, ведущая экзамен и она же преподаватель русского языка, приглашает ребят в свой класс. За учительским столом, торжественно оформленным, занимают места ассистенты экзаменатора Тамара Ивановна Пересада, А. Раскина из поселковой газеты и Варвара Андреевна Волкова. «Ну кто хочет отвечать первым?» - обращается экзаменатор к классу. Витя Глушак и Володя Довженко поднимают руки. Мальчики берут билеты.

На партах приготовлено ученикам всё, что нужно для подготовки к ответам: бумага и карандаши. Зинаида Самойловна приглашает ещё двоих: – Симу Бойко, круглую отличницу, и Лену Зелеву. В классе наступила сосредоточенная тишина. Ребята готовятся к ответу. Девочки, сидящие на последних партах, волнуются за своих товарищей одноклассников. За окнами школы шумит листвою тенистый школьный сад, ветки которого мягко касаются стёкол классной комнаты на втором этаже, словно сами хотят подбодрить ребят и девочек готовых к ответу.  Первая вышла к классной доске отвечать Сима Бойко.

Было видно, как Сима уже быстро и хорошо подготовилась. Ровным, красивым почерком она выписывает на классной доске предложение для разбора. Чётко и уверенно девочка рассказывает о простом и составном сказуемом, о способах их выражения, приводит хорошие литературные примеры. Ученица подробно рассказывает о глаголе связке, говорит о том, когда в составном сказуемом ставится тире при отсутствии связки.
-- Достаточно, – говорит экзаменатор, - Переходи к разбору предложения? Девочка Сима хорошо справляется с анализом сложного предложения данного ей для разбора. Ответ закончен на отлично. Пожалуй, и в этом случае разногласий у зкзаменаторов не будет, ученица заслужила самой высокой оценки.

К доске выходит Витя Глушак. Он рассказывает о видах предложений., подробно останавливается  на классификации сложных предложений.  Мальчик хорошо справляется с грамматическим разбором, Даёт чёткое объяснение правописания слова «местность». Однако дополнительный вопрос одного з ассистентов, какие связи слов существуют в предложениях, почему-то у Вити вызывает затруднение. Видно дома перед экзаменом этот вопрос продумал Витя недостаточно.

О прямой и косвенной речи рассказывает Лена Зелена.  Давая правильное определение этих понятий, девочка ошибочно называет косвенной речью слова автора. Наводящий вопрос учителя помогает ей исправить свою ошибку. Разбор предложения у Лены так же, как у отвечавших ранее учеников, не вызывает затруднения. Как видно, в классе была проведена достаточная работа поэтому вопросу, каждый ученик хорошо овладел навыками грамматического разбора.

Последним из первой четвёрки учеников отвечал Володя Довженко. Он подробно рассказывает о числительном. Примеры мальчика хорошо иллюстрируют правило. Володя склоняет 125 книг, четко произносит окончания, объясняет правописание числительных.

Ответы всех ребят свидетельствовали  о хорошем знании грамматики русского языка, правила не вызубрены, а хорошо поняты, ученики свободно пользовались литературными примерами и умело приводили свои собственные. Всё это говорит о большой работе учащихся выпускного класса и  преподавателя. Характерно, что экзамен велся в спокойном тоне, ответ ученика выслушивался до конца, экзаменатор своими дополнительными вопросами не сбивал учеников, а выявлял глубину  понимания излагаемого вопроса в экзаменационном билете.

Общие результаты экзамена отрадны, только двое из отвечавших в этом 7-а классе получили посредственные оценки. Комиссия особо отметила ответы Симы Бойко и Лиды Маншевой, свидетельствующие о глубоких и прочных знаниях русского языках.  Ещё один день экзаменов позади. Дальше открыта дорога в самостоятельную взрослую жизнь.


Ребята собрались после экзаменов, общались и мечтали, чем заниматься дальше после учебы и кем быть по жизни после получения свидетельства об окончании первой в жизни школы? В посёлке уже были выстроены  две средние школы и заложено строительство третьей. Одни ребята были намерены продолжать учебу в новенькой кирпичной средней школе №9, а  потом в институте или  университете в городе Владивостоке.

Ребят из малообеспеченных семей, а их после войны было большая часть, привлекала учеба в ремесленном училище, их привлекали серая и красивая форменная одежда с блестящими пуговицами и бесплатное питание на все три года бучения. Ну и в дальнейшем гарантия интересной работы на одном из двух оборонных заводов в должности станочника, токаря или фрезеровщика.

Ещё была возможность пойти учиться в авиационный техникум, туда принимали с семилетним образованием и со вступительными экзаменами. Мальчишек учили в нашем техникуме на авиамехаников и руководителей производственных участков и цехов, а девчонок обучали искусству технологии, конструирования самолётов Як-1 и общей технологии его производства на заводе №116.