Колыма

Ольга Альтовская
     Начало 70-х. Я заканчиваю Музыкальное училище в Новосибирске. Этот город – моя родина – с такими родными и сказочными названиями: Бугринская роща, Кривощёково, Академгородок, с морозными ветреными зимами и скрипучими трамваями. До сих пор в ушах голоса пассажиров: «Закомпосируйте билетик. На Карла выходите?» Карла – это остановка Карла Маркса. Любимый город… Но всё меняется в одночасье. Умирает папа. Мама едет на Север зарабатывать большую пенсию и меня берёт с собой. Сопротивляться бесполезно.
     И вот Колыма. Август. Дождь со снегом. Низкое северное небо, серые сопки с голыми лиственницами, колымская трасса с гружёнными углем Камазами. Шахтёрский посёлок– грязный, убогий. И это после моего красавца Новосибирска!
     Там впервые увидела дома на сваях. В вечной мерзлоте иначе строить невозможно. Работу я нашла в другом посёлке, за 80 км от этого. Он более привлекательный. Клуб, детсад, школа, администрация – всё крепкое, советское, без архитектурных изысков. Через трассу, в стороне от двухэтажных домов – деревянные бараки. Там я на первое время и поселилась. Отопление – зверское. Котельная подавала в трубы кипяток. Можно было обжечься. Но пол – ледяной. В магазинах по сравнению с Новосибирском изобилие. Красная икра на развес! Горбуша, кета, палтус. Говядина из Новой Зеландии! Оленина! Австралийская баранина! Козлятина. Но овощи привозные и поэтому очень дорогие. Картошка местная невкусная, морковь сушёная. Там я впервые попробовала ананас! Свежий! Где бы я ещё его поела?!
     А ещё запомнились целые бочки замороженных пельменей и брусники. Бывало, выскочишь в сени на мороз, наскребёшь чашкой того и другого – и обед готов!
     Весной бульдозер откопал вмёрзшего в лёд мамонтёнка – он был в вечной мерзлоте под слоем торфа. Весь посёлок бегал смотреть на него. Фотографировали. Он худющий, серый, страшненький. Назвали Димой. Говорят, его возили в Лондон на исследования. А дети в садике откопали в песке тритончика. Он оттаял на солнце и побежал!
     В июне все сопки стали розовыми от иван-чая, лиственницы зазеленели. Красота неописуемая. Солнце жарит. Температура плюс 32! На земле не посидишь – холодно, а загар – как на юге.
     Там, на Колыме – моя молодость, любовь, свадьба и дочка- ангелочек. Незабываемое время!