Белеет парус...

Любовь Коломиец
Горько, горько! – кричали друзья и родственники на свадьбе Лизы и Михаила. А они не уставали каждый раз отзываться на этот желанный призыв. Распухшие губы  говорили о том, что праздник продолжался уже много часов подряд. Гости как раз «созрели» до такого состояния, когда веселье невозможно остановить. Песни, пляски, шуточные игры не кончались. Ведущая не уставала  объявлять всё новые и новые номера – один интереснее другого.

Уютный банкетный зал сверкал красотой - интерьером, убранством, посудой, невероятными букетами цветов, подаренными молодым. Но главным украшением свадьбы были, конечно, жених с невестой. Невеста - в белом пышном платье, в котором казалась небесным существом; жених - словно с обложки журнала: статный, обаятельный, в изысканном светлом костюме.

А вот и свадебный танец «Для двоих». Полилась чарующая медленная мелодия…Саксофон, плечи и горящие глаза любимого, теперь уже мужа… Она обнимает его, а губы сами шепчут:
- Как же я счастлива, Миша, я люблю, люблю тебя... Глаза увлажняются,  становятся томными и безраздельно влюбленными.
Он легким прикосновением губ отвечает на ее признание и шепчет:
- А я, сколько себя помню, всё время любил только тебя, но ты этого долго не замечала. Но потом… Помнишь на конкурсе «Белеет парус»? – и он мечтательно улыбнулся. – С тех пор без тебя уже и не жил.
- Нет, это я тебя тогда «нашла» в автобусе! – Лиза засмеялась и без стеснения поцеловала манящие, трепетные губы.

Вся история их любви пронеслась перед глазами за это короткое  время танца.
В школе они учились в параллельных 10-х классах, часто виделись, но Лиза почему-то терпеть не могла этого «маменькиного сынка» - всегда одет «с иголочки», в белой рубашке и тщательно отглаженном школьном костюме, безукоризненно сидящем на высокой, стройной фигуре; с красиво уложенными волосами (мама работала парикмахером и следила за прической сына), он казался высокомерным и закрытым, особо ни с кем не дружил.

А Михаил часто следил за Лизой, пытаясь узнать ее характер и интересы; знал, что она отличница и тоже считал ее высокомерной и недосягаемой.
Однажды случай свёл их вместе, чтобы уже не разлучать никогда. А дело было так.
 
По осени в краевом центре проводился Лермонтовский праздник, и на конкурс по литературе от школы выставили двух учеников. Когда Лиза увидела в автобусе Михаила, то очень огорчилась, тем более, места были рядом.  «Ну вот, теперь мне придётся терпеть этого зазнайку целый день», - думала она, процедив сквозь зубы «привет» и усаживаясь на своё место. Михаил тут же помог положить ее сумку на верхнюю полку.  Автобус тронулся…

Ехать предстояло несколько часов. Лиза молчала, думая о своём, Михаил читал какой-то журнал.
Постепенно молодые люди разговорились. Он предложил интересную и полезную игру.
- Лиза, а давай, поиграем с пользой для дела – будем по очереди угадывать произведения М.Ю. Лермонтова по нескольким строчкам. Так и к конкурсу лучше подготовимся, память освежим.
- Хорошо, - согласилась нехотя Лиза, чтобы не скучать, - начинай!

И Михаил произнёс:
- «Забил заряд я в пушку туго
 И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою…»

- Стоп! Это же «Бородино», - оживилась Лиза.
- Зачёт! – улыбнулся Михаил, - теперь твоя очередь!

Лиза, немного подумав, заинтересовавшись ходом игры, артистично прочла:
- «Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою…
Ахнул дерзкий и упал!

Михаил, любуясь Лизой, ее манерой чтения,  дослушал катрен до конца и спокойно ответил:
- «Два великана».
- Правильно! – отозвалась девушка, впервые искренне улыбнувшись ему, - ну, еще раз держись, вне очереди, мне понравилась игра:
«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом…»

-  Да это же «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Ну-ка, теперь ты держись!
«Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас…»

- Стой, да кто же не знает «Мцыри»! – воскликнула Лиза, подскочив в кресле, опять очаровав Михаила своей неповторимой улыбкой, - теперь тебе отвечать!
«Дайте мне дворец высокий
И кругом зелёный сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград…»

Михаил сразу узнал лермонтовское «Желанье», но не отвечал, чтобы подольше задержать взгляд на лице Лизы.
- Ну, теперь слушай ты:
«Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного…»

- Мишенька, а я что-то не припомню, откуда эти строчки, -  виновато призналась Лиза, как лисичка, прижимаясь к его руке.
- Это «Молитва» Лермонтова, - сказал Михаил и погладил ее руку, - а теперь ты.

 Лиза задумалась и тихо сказала:
- Миш, а ты классно подготовился к конкурсу. Ей начинал нравиться этот умный, начитанный парень. «И никакой он не зазнайка, простой и приятный в общении да еще обладает небывалой внутренней силой; к нему тянет, как магнитом. Ой, что же теперь будет", - думала Лиза.

- Да мне как-то мама в день рождения подарила толстенную книгу «Большая школьная хрестоматия», я сначала от скуки, а потом всё с большим интересом читал, перечитывал произведения классиков, которые легко запоминались, и вот теперь знания пригодились, - ответил скромно юноша.

- А у нас дома целые собрания сочинений и Пушкина, и Лермонтова, и других классиков на стеллажах стоят в гостиной, вот и увлеклась чтением.

- Может, продолжим? – спросил Михаил.
- С удовольствием! Слушай:
«Просёлочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…»
- Конечно, это Михаил Юрьевич писал так об отчизне. Это его «Родина»!
- Да, да, мой друг, это «Родина»! Зачет и еще раз зачет тебе!

- Тогда слушай меня, Елизавета, - серьезно ответил Михаил и взял ее руку в свою теплую ладонь.
«Его убийца хладнокровно
Навёл удар…спасенья нет…»
- Знаю, знаю, это же легко - «Смерть поэта»! – засмеялась Лиза, не отнимая руки, - ей были приятны прикосновения Михаила, - сейчас я тебе что-нибудь потруднее придумаю, вот:
«Что страсти? – ведь рано или поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка…»
- Да что же здесь трудного? Это стихи, положенные на песню, известный романс «И скучно, и грустно», - пожал плечами юноша.
- Ура, ура! Ты прав, Миша. Я дома часто пою этот романс, и мама поёт.

Время летело незаметно, уже подъезжали к огромному краевому центру – городу «на семи ветрах». Возбужденная, раскрасневшаяся Лиза так увлеклась игрой, что не замечала этого.

Ее образ притягивал своей юной прелестью, распахнутыми горящими глазами невероятного бирюзового цвета, выбившимися из причёски непослушными кудряшками, хрупкостью и трогательностью фигуры. И Михаил, поддавшись девичьим чарам, тоже ничего не замечал вокруг.

Выходя из автобуса, он подал Лизе руку, потом так и держал ее, не отпуская ни на минуту.

В конкурсе они участвовали в разных номинациях, им вручили дипломы победителей, подарки, а в конце конкурса члены жюри попросили Лизу, как лучшего чтеца, представить своё самое любимое произведение Лермонтова.

И она стала читать:
«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…»

Сколько же вдохновения и чувственности было в ее лице; будто птица, она взлетала «над морем», над всем миром, не замечая никого…Читала, как актриса перед огромным залом. Какая же сила руководила девочкой, почему так пылали её щеки, а глаза наполнялись слезами? Она и сама тогда не знала, что к ней пришло первое, необъяснимое чувство - любовь. 

Михаил не сводил глаз с Лизы, шептал строчки вместе с нею, переживал каждый ее вздох, волновался и видел только парящую в высоте слов юную нимфу. А в мозгу проносилось: «Моя, только моя, умру, но не отдам никому!»

И ведь не отдал!
Прошло время. Первое чувство школьников разгорелся в незатухающий костёр любви. И вот сегодня, благодаря той игре перед конкурсом, когда Лиза ближе узнала Михаила и влюбилась раз и навсегда, гремит их свадьба, а они танцуют вдвоем и улетают мыслями в свой первый день всепоглощающей любви…