Шуры-муры

Рашит Мухаметзянов
   Ташкент,   конец сентября, пятница. Еще жив СССР. В кабинете заведующего отделом спорта  молодежной  газеты Владимира Голубева  дружеская посиделка, а точнее -  неторопливая интеллигентная пьянка. Двое играют в шахматы, двое ждут своей очереди, один  что-то сочиняет.  Ко всему завотделом дежурит по номеру, время от времени корректоры приносят  ему газетные полосы для вычитки –   обычная редакционная жизнь.
   
   Голубев  явно выигрывает в   трехминутный блиц у старшего корреспондента отдела экономики Семёна Чернозёрского.  А тот после каждого хода с силой ударяет по кнопке  шахматных часов, пытаясь исхитриться и сбить финишный  флажок соперника. 

    -Часы сломаешь! - возмущается Голубев. –Привык жить без совести и чести!  Посмотри в зеркало -  надпись «Жулик» светится у тебя на лбу. 
   
  Тот не обращает внимания и вновь колотит по часам,  но взгляд у него становится все более тоскливым.

   -Сдавайся, все равно  проиграешь! -давит на психику  завотделом.- Напомнить какой счет  у нас с тобой  по играм? 479 на 115!
   
 - Врешь! Почти поровну, - угрюмо ответствует  Семён, ненадолго задумываясь над очередным ходом – на доске все явственнее прорисовывается неотвратимый мат.
   
  - Я с самого детства счет веду,  когда ты из-за каждого поражения плакал и бегал отцу жаловаться. И фигуры воровал.
 
  - Не воровал!  Она тогда сама случайно упала с доски.
 
  - А почему она упала прямо в твой карман? Могу и про другие кражи напомнить, если забыл о них. И почему  такого  жулика  до сих пор  числю среди своих лучших друзей?
   
   Несмотря на перепалку, игроки стремительно делают ходы. В какой-то момент нервы Чернозёрского не выдерживают словесного и игрового давления, он сметает фигуры с доски и протягивает ладонь Голубеву: «Предлагаю ничью!»
   
  -Ну что тебе сказать? -удивленно воззрился он на Семёна. - Никто еще с такой бесстыдной ловкостью не уходил от поражения. Теперь ты обязан во искупление греха сбегать за водкой 
 
   Триумвират согласно кивает головами – обязан.
 
   В это время распахивается дверь и в комнату влетает Шура Шиш.
 
  - У меня беда, - выпаливает с ходу. - Мура   застукала. Узнала  мой автомобиль, я припарковался на Герцена у одного дома. Позвонила в дверь, но мы  ей не открыли. Но кажется меня в окне углядела.  Чуть  железные двери не выломала!  Здоровая же баба! А затем сбегала в магазин и вернулась с шилом и все колеса   исколола. Все четыре! И окно кирпичом разбила!
 
  - Лобовое стекло или боковое? – заинтересовался Чернозёрский, ездивший на папином автомобиле. – Если  заднее боковое – хрен   достанешь! Месяца два придется ждать поставки.
 
  - Слава богу, не у автомобиля, - воздел Шура очи к потолку. –В доме.   
   
  -У кого ты был?- полюбопытствовал Голубев. – Вроде бы на той улице нет достойных дам, из-за которых  можно умереть.
   
 - Да у Люси из фармацевтического, - не заметил иронии Шиш. - У неё в прошлом году муж умер. Случайно встретились в кафе. Потом к ней. А тут Мура... Нюх же у неё!  Бог с ним, с окном – за мой счет вставит. И колеса  мне заклеят. Но как мне теперь дома показаться? Убьет же. А у меня завтра премьера, выходить надо кланяться. И я  тут вылезаю с синяками. Последний раз она мне обещала и вовсе выбить зубы!..
   
   Жена  Шуры была весьма миловидной особой, но  отличалась гренадерскими излишествами, особо выигрышными рядом с  субтильным супругом, служившем в кукольном театре.  Носила  она красивое татарское имя Венера, фамилию мужа отказалась брать наотрез и осталась Муратовой – Шиш  сократил ее до Муры. Слыла  дорогим адвокатом, почти не проигрывала дела, за которые бралась – поэтому-то  наш друг  первым из нас обзавелся  личным автомобилем.  Могла и романс сыграть и спеть (на два голоса и в четыре руки за фортепьяно они с мужем просто всех очаровывали), но  владела и феней по долгу службы, и приемами рукопашного боя. Так что угроза расправы была более чем неотвратимой.
 
  - Шура, успокойся! Вот, садись со мной рядом, -придвинул ему стул Старик. Полным титулом он величался вообще-то Олегом Валерьевичем Роговым.  Был не только  намного старше нас по возрасту, но и отличался энциклопедической образованностью и старомодными манерами. Работал в  известном издательстве,  к нему  всегда стояла очередь из авторов, стремящихся заполучить его в редакторы. Мог и отказать иным без объяснений, почему не  берётся довести книгу до ума. Но такие  в последнее время и сами его избегали. Присутствие Рогова всегда создавало  в нашей компании особый уют, при нем любому вошедшему без лишней суеты он умел определить место, протянуть рюмашечку и задумчиво выслушать. И  дать дельный совет.
   
   - Олег Валерьевич, дорогой, как мне быть? Посоветуй… Ты же знаешь, как я люблю  Мурку. Но мне и жить хочется.  Вдруг убьёт? А завтра премьера!
   
    Мы сгрудилась вокруг Старика. Начали предлагать  варианты спасения. Самый глупый – не являться пока домой – был сразу отвергнут. Самый  беспомощный – упасть на колени и вымолить прощение  - тоже. Как впрочем и тот, чтобы пойти всем вместе и побожиться, что  Шура был с нами, а припарковался на улице случайно,  когда закончился в автомобиле бензин.
 
   - Стоп, в этом  что-то есть! – поднял указательный палец  Старик. – Предлагаю несколько изменить сюжет – автомобиль у Шуры был взят на время кем-то из вас. Для  особой надобности. Может быть, даже для того, чтобы охмурить даму.
   
  - Кто рискнет в этом признаться? – задумался Голубев. Он тоже опасался своей жены.
 
  - Здесь и думать нечего - у кого есть водительские права. А они только у меня и у Шуры, - молвил Чернозёрский. – Но мне  не хочется. Если всплывет тема блуда, а Мура обязательно проболтается,  моя Валерия  устроит мне жизнь хуже, чем в концлагере.
 
  - Нам надо срочно спасать Шуру от ожидаемого мордобития, а  тобой мы потом займемся, - вмешался молчавший  Саша Айнберг. – Согласен спасти друга?
    
 - Придется вас, безлошадных, послушать, - кивнул Чернозёрский. – Но тогда  поход за водкой отменяется.
   
  -Боже, как он мелок! - вздохнул Голубев.

  -Семён, тебе  все надо тщательно продумать,  Венера девушка серьёзная, за адвокатскую практику много чего поняла, поэтому с ней надо ухо держать востро, чтобы не проколоться и не подвести нашего друга, - посоветовал ему Старик.
   
  - Все нормально, - отмахнулся  тот. – Я прямо сейчас позвоню ей, если что не так  - можете мне  подсказывать
    
 Он набрал телефон  квартиры Шиша, но трубку никто не поднял. Позвонил в адвокатскую контору –   ответила сама Мура.  Старик переключился на громкую связь.
   
  - Венера, милая, нужна твоя помощь, - запел Чернозёрский в трубку. – Я взял у Шуры  твоего машину на пару-тройку часов, моя в ремонте.  Надо было срочно кое-какие дела  на колесах решить, но вот незадача – я  не заметил, что бензина в обрез. Заглохла. Машину на Герцена оставил, вернулся с канистрой, а там  кто-то окно  рядом в доме разбил,  скандал назревает, а  у автомобиля все колеса исколоты. Все четыре колеса!  Надо  срочно Шурку найти. Придется  машину эвакуировать.  Звонил  домой, его там нет. Где он?…
   
   Мы, слушавшие как лепит легенду Семён, одобрительно кивали – молодец! Но Старик был задумчив.
 
  - Так это  ты машину оставил на Герцена? – переспросила  Мура. –  Не врешь? А я  подумала, что Шурик  там ****ует, вот  и исколола  ему колеса, а его шалаве  разбила  окно.
    
  - Ой, зря ты это сделала, - хихикнул Семён. - Хозяйка  дома вернулась из магазина и очень расстроилась. Милицию хочет вызвать!

  - Не надо про милицию, скажи ей, что сам вставишь стекла, - прошептал Шиш.
   
   -Ладно,  Венера, не беспокойся за последствия,  скажу хозяйке дома, что случайно из-под колес автомобиля камень вылетел.   И сегодня  за мой счет ей вставят стекла, -исправился Чернозёрский. –  Но как  мне Шуру-то найти?
   
  -Попробую отыскать, – пообещала Мура. – Или он, или я перезвоним тебе.   Но куда? Ты сейчас в редакции, у Голубева?
   
 -Да, пока я здесь,  но минут через 15 поеду на Герцена, вызвал  туда эвакуатор.
 
  Все облегченно вздохнули, Старик разлил водку, мы чокнулись –  пронесло!

  Обычно после третьей рюмки  по нашей просьбе читал свои стихи Айнберг.  Он  был настоящим поэтом, не только издавал свои книги, но и многие из его творений мы знали наизусть.

 …Люблю я последние дни сентября.
Скрипичным оркестром охваченный город.
Люблю эту свежесть и ясность погоды.
Природа спокойно уходит в себя.
Уходит...Как мало уверены мы
что все возвратится к нам после зимы.
В последних туманах скрипят флюгера.
Любимая, осень стоит у двора.
Она в догоранье короткого дня.
Прощаньем овеяны кроны и лица.
Все шепчет "прости" и не может проститься.
И женщина горько целует меня.
   
   Мы вновь выпили, одобрительно  хлопая по плечам Айнберга.
 
   -А что? Весьма неплохо, - первым откликнулся торопыга Чернозёрский, сам писавший  стихи. – Это  о настоящем чувстве, а  мы тут разруливаем ситуацию с элементарным недержанием  либидо. В  жизни одно, в стихах другое.
   
   -Это у тебя другое, - не согласился Айнберг.
   
   - Не скажи, - запротестовал  Шура. - Меня после каждого левака наоборот к жене больше тянет.
   
  - А меня  на новые  приключения, - осклабился Чернозёрский. – Вот рассуди, Старик,  у кого из нас  любовь настоящая?  Да и есть ли она вообще в жизни? Ты после смерти жены  уже лет пять живешь один. И  не заметно, чтобы  тебя к женщинам тянуло. Или дал зарок?
 
  - Ничего я не дал. И вам не судья. Любовь  в разном обличие бывает. Мне повезло, что я свою Татьяну встретил. У меня после неё никого не было.  И не будет. Я до сих пор с ней по ночам разговариваю… В этом, наверное, суть любви – если даже при жизни не наговорился с ней… Очень хорошо  ты, Саша, написал о расставании, - проговорил Старик враз осипшим голосом. –  Особенно про  то, как мало уверены мы, что всё возвратится к  нам после зимы….
   
    Мы переглянулись и замолчали. Рогов скрывал от нас,  что давно и тяжело болеет.
   
   -Вот что меня тревожит: почему Венера как-то походя уточнила где ей найти Чернозёрского? – Олег Валерьевич  прервал затянувшееся молчание и задумчиво оглядел всех нас, словно надеялся на подсказку. -Что-то в этом… 
    
    Он не успел закончить - в кабинет ворвалась Мура. Выдернула стул из-под опешившего Семёна и хряснула им по Шуре. Тот  улетел в  угол и,  вскочив, тут же   схватил подшивку газеты, чтобы  защищаться от  ударов разъяренной супруги. Первыми к своему удивлению выскочили из кабинета мы с Голубевым, за нами Чернозёрский, следом  Айнберг вытащил  Старика,  желавшего  спасти Шуру от расправы…
   
    -Хотел от меня спрятаться, сволочь! – кричала Мура на всю редакцию. - Да я твой змеиный шёпот в трубке сразу уловила! Убью!...
   
   На следующий день супруга Шуры все же была  на премьере  в кукольном театре. И даже, говорили, поощрительно аплодировала ему: Шиш,  несмотря на душевные и физические травмы,  замечательно сыграл роль Карабаса Барабаса. 
   …  A Старика похоронили весной, рядом с супругой, как он и хотел.