Как избавиться от чувства вины

Ирина Денисова Брест
Отрывок из моей книги "Как полюбить себя"

Чувство вины часто преследует нас всю жизнь, от периода младенчества и до самой старости. Его нам внушает общество, так же, как и формирует в нас выученную беспомощность.

   Написал в трусики в три года – виноват, принес плохую отметку из школы – виноват, посидел до ночи с друзьями в подростковом возрасте – виноват. Не сложились отношения с противоположным полом – виноват, нужно было проходить тренинги личностного роста.

   Детей не можешь родить или замуж выйти – виноват, что-то сделал не так. Это Бог тебя наказывает за твои грехи.

   Чувство вины в нас усердно взращивают и формируют, чтобы держать на привязи. Ведь именно чувство вины не позволяет женщине избавиться от мужа-алкоголика или садиста. Алкоголик без нее погибнет, а садист не сможет найти другую жертву.

   Когда на небесах меня спросят:

   – Какие у тебя грехи? – я отвечу:

   – У меня нет грехов, кроме одного – я чувствую свою вину.

   И я прошла очень долгий путь, чтобы от этого чувства вины избавиться.

   А когда я была совсем глупой и бестолковой, я была виновата в том, что допускала совершенно чужих людей в свою жизнь. Позволяла им сочувствовать мне, делать вид, что они переживают за меня, лечить меня, учить меня.

   Я вырастила целую семью, мужа и троих детей, всегда уверенных в том, что я со всем разберусь, решу все вопросы. Меня всегда упрекали моей активностью, моим желанием постоянно что-то делать, что-то строить, развивать один бизнес за другим, никогда не останавливаться.

   Да я и не могла остановиться, потому что за моей спиной была семья – муж, потерявший ногу, и трое маленьких детей. Может, я и должна была быть другой, мягкой, доброй, умеющей отдыхать и не перенапрягаться, как советуют психологи, но я не могла.

   Я чувствую свою вину за то, что слушала самых разных учителей, конечно, не тех, что были в школе, а тех, которые знают все о нашей жизни. Эти учителя хорошо знают, как спасти мир, но из них ни один не знает, как спасти женщину, которую некому защитить.

   Мне пришлось стать опорой, защитницей, спасать свой бизнес от конфискаций, своих работников от нищеты.

   И за это все я тоже чувствую свою вину. Много вины.

   Наше окружение часто пытается нас задавить и внушить нам ложное чувство вины, руководствуясь своими интересами и приобретая рычаг давления. Чувство вины – самый сильный крючок, на котором нас можно держать годами и десятилетиями.

   Их вы устраивали несчастным и неправильно живущим, чтобы можно было вас жалеть, давать советы.

   А если вдруг у вас все будет хорошо? Пожалейте окружающих и друзей, не говорите им о том, что вы счастливы и довольны жизнью.

   Играйте свою роль до конца.

Моя книга на Литрес