Старая скрипка

Галина Шевцова
6 октября 2020 года на канале «Россия-1» в новосибирских новостях шёл репортаж о скрипке, которую нашла на помойке женщина. Вернее, нашла необычный футляр, принесла домой, а в футляре оказалась старая скрипка. Футляр со скрипкой запихнули на антресоли и забыли лет на 20-ть.
И вот сын этой женщины, который стал взрослым мужчиной, прочитал (или увидел в интернете) о скрипке Страдивари, которая сейчас оценивается в 70 миллионов рублей, и вспомнился ему эпизод из детства, когда мать принесла с помойки старую скрипку.
Сынок отыскал находку, в душе затеплилась надежда: «А вдруг!?...». Скрывать не стал, поделился мыслями с тележурналисткой, и пошли они вместе, под прицелом телекамер, к опытному эксперту.
«Посмотрел эксперт, прикинул, потрогал… «Старинная», - говорит, - вещь, но не Страдивари, а век 19-ый. Изготовлена чешским мастером».

И как только он сказал про чешского мастера, Ольга Витальевна, смотревшая репортаж по телевидению, заволновалась.
Вспомнился ей давний рассказ Екатерины Тимофеевны, которая была бабушкой её первой снохи – жены сына, о имеющейся у них старинной скрипке.
Была Екатерина Тимофеевна с южных краёв, там познакомилась со своим мужем Павлом Андреевичем. Дома их стояли рядом, и ходили они в одну школу.
(Ольга Витальевна не застала Павла Андреевича. Он уже покоился на Заельцовском кладбище).
В жизни Павел Андреевич добился многого: стал военным, был на войне. После войны с женой и двумя сыновьями мотался по разным гарнизонам. В конце концов они осели в Новосибирске. Павел Андреевич дослужился до генерала, возглавлял гражданскую оборону на Западносибирской железной дороге, т.е. был одним из замов министра путей сообщения Западносибирской железной дороги.

Старинная скрипка досталась Павлу от родителей. А родители получили эту скрипку в 19-20(?) году от чешского офицера, которого выходили от тифа, а когда он покидал их дом, снабдили его провиантом. Семье, спасшей его от смерти, в знак благодарности, он и подарил эту скрипку.
Но скрипка не всегда была в их доме. Позднее она оказалась у цыгана. Как это произошло, то ли Ольга Витальевна запамятовала, а, возможно, и сама Екатерина Тимофеевна, которая рассказывала ей эту историю, точно не знала: то ли цыган украл у них эту скрипку, или выпросил её.
Но факт тот, что через год или два Андрей – отец Павла, услышал эту скрипку на базаре, узнал цыгана и стал ругать его за то, что тот просверлил в скрипке отверстие. Возможно, они подрались, а, возможно, цыган сам ретировался.
Скрипка снова оказалась у прежних хозяев, а потом перешла к Павлу, который научился на ней играть.

Ольге Витальевне вспомнилось, как на поминальном обеде после похорон Екатерины Тимофеевны, выступала женщина.
Она вспоминала, что, когда приехала в Новосибирск поступать в институт, то жила в семье Екатерины и Павла. Она была их землячкой.
«Я была поражена культурной среде, в которую попала. Как душевно меня здесь приняли, какой доброжелательной была атмосфера в их доме.
А какие удивительные музыкальные вечера они устраивали: Екатерина Тимофеевна прекрасно играла на пианино, а Павел Андреевич мог играть на любом музыкальном инструменте – скрипке, гитаре, аккордеоне, да и просто на ложках.
Такой семьи мне не довелось больше  встретить. Всю жизнь я несу в душе благодарность к этим людям».

В 60-е годы Екатерина с Павлом отдыхали  в санатории на юге страны, с ними была и скрипка.
Можно только представить какими романтичными были вечера, когда рядом с морем, пальмами звучала чарующие звуки скрипки. Все отдыхающие млели и приходили в восторг от этих чудных мелодий.
Здесь в санатории они подружились с человеком, который знал толк в музыкальных инструментах. Он высказал предположение, что скрипка – старинный инструмент, который может представлять историческую ценность. Он дал адрес московского профессионального эксперта, который мог дать официальное заключение.
Возвращаясь в Новосибирск, они остановились в Москве, доехали до учреждения, где работал эксперт, но того срочно командировали в другую страну.
Встреча не состоялась. Экспертизу они больше не делали.

К сожалению, дети Павла и Екатерины не проявили музыкальных пристрастий. Скрипка осталась не востребована.
Вся надежда оставалась на единственную внучку – (сноху Ольги Витальевны). Но, увы, и у внучки не оказалось музыкального слуха.

В 2006 ушла из жизни Екатерина Тимофеевна, вскоре не стало и её сыновей.
Внучка – единственная наследница, с друзьями-помощниками выкинули большую часть вещей и мебели.
А где же скрипка!? – Кто её знает!?

Новый обладатель скрипки, которого показывали по телевидению, заверял перед телекамерой, что будет учиться играть на этом музыкальном инструменте, что семья не расстанется с этой скрипкой, она станет реликвией их дома.
«История реликвии, - подумала О.В., - Помойка – Надежды обладателя – Репортаж на телевидении».
А история скрипки Павла и Екатерины начинается со времён создания Советской республики и охватывает 5-ть поколений – Родители Павла – Павел и Екатерина – их Дети – Внучка –Правнучка.
Впрочем, правнучка, которой сейчас 19, эту скрипку не видела.

07.10.20 г.