Рафаэль. Портрет Льва X с кардиналами

Алина Алексеева-Маркезин
         Рафаэль.Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. 1518
 Дерево, масло. 155,2 ; 118,9 см Уффици, Флоренция

      Портрет был написан Рафаэлем в 1518 году, когда он был придворным художником папы Льва X (в миру — Джованни Медичи). Рядом с папой изображен его двоюродный брат Джулио, который позже сменит его на папском престоле и примет имя Климента VII.

    Второй изображенный кардинал — Луиджи Росси — по материнской линии тоже принадлежал к семейству Медичи и приходился Джованни и Джулио двоюродным братом. Портрет был написан для подарка к свадьбе еще одного члена семейства — Лоренцо II ди Пьеро де Медичи, главы Флорентийской республики и герцога Урбинского. Так как Лев X не мог прибыть во Флоренцию на свадебные торжества своего племянника, его портрет был выставлен там в знак его символического присутствия.      

 По свидетельству очевидцев, портрет был помещён в обеденной зале Палаццо Медичи, чтобы радовать герцогиню и её вельможных гостей «личным присутствием» папы во время пиршеств.
      
     C 1589 года и по сей день картина хранится в Уффици, покинув галерею лишь в период наполеоновских войн, когда её конфисковали французские захватчики вместе с другими произведениями искусства, и с 1799 по 1816 год находилась во Франции[5].

       Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» дал чрезвычайно высокую оценку работе Рафаэля:
"Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. Здесь и пушистая ворсистость бархата, и звонкие шелестящие переливы атласа на папе, и нежный трепет шерстинок на меховой опушке, и золото и шелк, изображенные так, что это уже не краски, а доподлинное золото и шелк; здесь же и пергаментная книга с миниатюрами, которая живей самой жизни, и несказанно прекрасный серебряный колокольчик.

    И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы, и плечи самого папы, и окружающее его помещение; и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше"

ПОЧЕМУ НАУЧНЫЙ КОМИТЕТ ГАЛЕРЕИ УФФИЦИ УШЁЛ В ОТСТАВКУ...

       Картина предназначалась для выставки «Рафаэль 1520–2020», Которая открывалась 5 марта в выставочном комплексе Scuderie del Quirinale в Риме. Она была посвящена 500-летию со дня смерти художника. «Это выдающаяся европейская выставка, которая объединит шедевры, прежде никогда не собиравшиеся в одном месте», — говорил о ней министр культуры Италии Дарио Франческини.

      Из двухсот картин, собранных для выставки, пятьдесят предоставлены галереей Уффици, остальные привезены из 52 музеев, среди которых Лувр, Прадо, Национальная галерея в Вашингтоне, Ватиканские музеи, Национальная галерея старинного искусства в Риме, Национальная художественная галерея Болоньи, Музей Каподимонте в Неаполе, Фонд музеев Брешии, Национальная галерея в Лондоне, венская Альбертина, Британский музей, Музей изящных искусств Лилля и другие.

       «Выставка не может обойтись без шедевра, который находится в отличном состоянии здоровья и идеальных условиях для поездки в Рим», — сказал о портрете Льва X директор галереи Уффици Эйке Шмидт.

     Ему возразили четверо членов научного комитета: ученые Клаудио Пиццоруссо и Доната Леви, а также историк Томазо Монтанари и арт-дилер Фабрицио Моретти. В их заявлении было сказано: «Сегодня мы узнали из прессы, что вопреки тому, что было решено на заседании комитета 9 декабря, картина была отдана в аренду и уже находится на выставочной площадке в Риме.

       Мы в полной мере осведомлены о консультативной функции комитета, но то, что мы месяцами заняты составлением списков, которые впоследствии явно игнорируются, подрывает само существование комитета». Члены комитета заявили, что они надеются, что их отставка «сделает неизбежным переосмысление и переопределение роли научных комитетов в управлении автономными музеями».