Пряжа

Наталья Гузева
                - С русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.
                Отто фон Бисмарк – первый канцлер Германии.

       2016 год. Я перебираю вещи, складываю, упаковываю - готовлюсь в город переезжать. Достала и коробку с нитками для вязания и села перебирать свои запасы - моточки пряжи, что от бабушки ещё достались.  Это сейчас в магазинах пОлно всяких ниток, а тогда каждую ниточку берегли, вдруг связать полосочку на носочках понадобится.

       Пряжа в коробке у меня либо чисто шерстяная, либо хлопковая, а о другой  и понятия мы - советские вязальщицы, не имели. Тогда, в СССР, мастерицы всеми способами «доставали» пряжу – любую брали! ещё и радовались, что есть теперь из чего вязать.

       Но не всякая мастерица пряжу «доставать» могла. Тут понимание ситуации необходимо. Что такое ЧК, НКВД, КГБ, милиция, прослушка может и не каждый понимал, но остерегались.

       Не было тогда никаких самозанятых людей, все на производствах работали. И если кто-то уволился и дома сидит, нигде не работает, то, естественно, у него проблемы с законом будут. Сразу через 15 дней безделья к нему уже и участковый придёт, поинтересуется почему не работаешь и на вид поставит, а потом и административное наказание наложит. Безработицы в стране не было. На двери каждого предприятия перечень вакансий висел: приноси свою трудовую книжку, и уже завтра выходи на работу. Пусть и небольшим сотрудником, как-то уборщиком, грузчиком, а может и каким младшим сотрудником быть получится, но работа в СССР была всегда! Хорошая страна у нас была, жаль - профукали. Сейчас, когда народ прошёл 90-е, он понял, что всем на всех, в том числе и государству, стало наплевать: выживай как хочешь, никого твоя жизнь не касается.

       Конечно, тащили тогда с предприятий кто что мог. В Алма-Ате с ковровой фабрики шерстяную пряжу по-тихому тащили, с хлопчато-бумажного комбината нитки несли, прямо огромными бобинами. Сдёрнут бобину с нитками и так спрячут, что никакая охрана не найдёт. Володя рассказывал случай:
Подошёл ко мне знакомый товарищ (как он на меня вышел, не знаю), показывает в сумке его огромную бобину шерсти, на вид килограмма 2, а то и 3 в ней было и спрашивает:
- Ты не знаешь, куда её сбыть можно? Деньги нужны срочно.
- Сколько хочешь? – я его спрашиваю.
- Десятку хочу.
- Подожди немного, я бабушке своей позвоню, узнаю ей может нужна шерсть.
Я тут же, прямо с автобазы звоню бабушке. Объясняю ей что к чему, мол мне бобину с шерстью предлагают. А бабушка меня перебивает и самым серьёзным голосом говорит: «Приезжай ко мне домой. Этот разговор не по телефону». Я ей: «Всё понял!»
И толи сегодня, толи завтра мы к ней заехали с этой бобиной. Бабушка нитки на бобине пощупала и моему знакомому десять рублей за них отдала. Вот так и знакомый и бабушка моя остались довольные. Бабушка в те годы всё безрукавки мужчинам вязала. Хорошие безрукавки у неё связывались, у меня до сих пор имеется такая тёплая безрукавочка, чистошерстяная. Подденешь  её и никакой мороз внутрь не пробьётся.

     А уж когда в магазине появлялась пряжа – брали с запасом, сгодится на всякий случай! Всякие нитки в дело шли: можно и джемпер, а можно и платье связать. Отбросила я самые старые моточки в мусор, с собой повезла лишь качественную пряжу.

       А недавно решила я внуку Пете к зиме связать тёплую безрукавочку. Отправилась в специализированный магазин за нитками (сейчас много таких магазинчиков). Решила полушерсть купить – и тепло будет ребёнку, и легко. Подобрала цвета, проверила состав, толщину нитки – пойдёт! Надо брать. Пряжа хоть незнакомая – из Турции, но параметры её отличные. Домой несла, аж руки чесались от нетерпения – скорее начать хотелось. В голове всякие задумки вертелись.

      Начала вязать – всё не то получается, нитка из толстой в тонкую вытягивается. Перемотала их новым моточком, в две ниточки – опять не нравится, потом в три ниточки. Раз за разом образцы вяжу, а не нравятся они мне, не держит пряжа форму, тянется размазнёй вроде старой половой тряпки. Стала я над ситуацией раздумывать, экспериментировать. Подожгла на огне ниточку, рогом вроде бы пахнет – есть шерсть, но очень уж обугливается, значит много в ней акрила. Снова думаю, снова пробую.

      К ночи додумалась, пришла в мою голову здравая мысль:
- Пряжа турецкая, то есть для Турции изготовлена. А какие в Турции зимы? Не сравнить с Россией. Значит и шерсть у них никакая, для своих нужд сделана. Надо было российский товар покупать. Иностранный не годится: растянется, закатается – стыдно будет на ребёнка надеть, тряпкой валяться станет. Все мои труды напрасны будут.
 
      Тут же, к месту, вспомнился рассказ, что брат Володя рассказывал. Его, водителя-дальнобойщика, в 80-е годы из Алма-Аты в Оренбуржье с грузом отправили. Чего-то туда отвезти потребовалось. Бабуля жены как услышала о поездке в Оренбуржье обрадовалась, наказ даёт зятю:
- Володя, ты в Оренбуржье едешь! Заедь в такое-то село, навести там подругу мою бывшую, бабу Маню. Попроси у неё бумаги.
- Что за бумаги? – Володя поинтересовался.
- Она сама знает. Даст. Ты привези.
Володя с напарником приехали, груз выгрузили, нужное село на карте нашли, крюк в 50 километров сделав, приехали. Из машины вышли, прохожего парня спрашивают: где такая-то живёт. Парень им дом бабы Мани указал, сам восвояси пошёл.
Подошли Володя с напарником к нужной калиточке, стучатся. А из дома им: пошёл, мол вон отсюда.
- Вот она какая, - Володя с напарником переговариваются, - русская деревня!
А сам из-за калитки объясняет:
- Бабка, твой внук приехал!
- Какой внук, пошёл вон отсюда!
- Да внук твой с Алматы! – отвечает Володя.
- С Алматы? Заходите.
Баба Маня дверь отворила, в домик свой Володю с напарником впустила, стала на стол собирать – с дороги гостей покормить следует по русскому обычаю. А ребята оглядываются, удивляются незатейливому убранству русского жилья. Володя рассказывает:
- Вот тогда я впервые увидел как яйца в чайнике варят. Бабушка яйца в электрочайнике сварила, хлеб с солью поставила, затем и чаю в этом же чайнике вскипятила. Ну, мы чай попили, яички скушали. Она и спрашивает меня: как там, в Алмате, родственники поживают, чего поделывают.
- Ну, я ей всё о нас рассказал и в конце говорю, что бабушка жены моей попросила у неё бумаги.
Баба Маня подходит к шкафу, вынимает из него что-то, поворачивается и даёт мне 4 моточка шерстяных ниток. Хороших моточков, крупных. Я беру и говорю ей:
- Мне вообще-то бумаги какие-то взять у вас наказали. Мол вы сами знаете какой бумаги.
- Вот эти клубочки и есть по-нашему бумага! – смеётся бабулька.
- Ааа… - только и смог сказать я.
И как дурак повёз эти клубочки домой. Сам думаю: неужели эти клубочки стоят того, чтобы ради них я крюк в 50 км делал.
      
       А когда домой привёз эти клубки и бабушке отдал, она так сильно обрадовалась, что только ахала: «Ах! Какая хорошая бумага! Настоящая. Из Оренбуржья». Сразу начала разматывать её и вязать шали. Вот тут-то понял я, чтобы хорошую шаль связать даже в Алма-Ате, в столице, нет хорошей шерсти, а уж что говорить о других местах. Видимо хорошая шерсть только в Оренбуржье и находится. Только из неё и можно связать настоящую шаль.

       Тут я причуды моей родной бабушки тоже вспомнила. Не доверяла она купленной пряже. Если задумает шаль вязать, то она через знакомых покупала козий пух, прямо со стрижки брала. Самолично купленный пух мыла и на солнышке высушивала. затем вымытый пух перебирала, чесала (специальная чёска у неё для этого была), на прялке пряла и на веретено сматывала, а уж с веретена в клубки. Меня прясть учила (только нет давно уже ни прялки, ни бабушкиных веретён). Зато шаль потом у неё связывалась – загляденье. В руки возьмёшь – невесомая, так и хочется накинуть на плечи. Всю свою молодость я в шалях ходила. Люди в шапочках, а я в серебрянках-бабушкиных шалях.

       И такая тут меня досада взяла, что захотелось со всей силы швырнуть турецкие нитки прямо с балкона, чтобы глаза мои никогда бы их не видели. Да остереглась, представив, как нити по елям, что под балконом растут, размотаются.  После уж и не снимешь, разве что МЧС вызывать с еловых веток нитки разматывать. 

       К утру гнев мой испарился, в себя пришла. Сунула турецкую пряжу на дно коробки и отправилась в магазин уже за российскими нитками. Не доверяю я отныне иностранным производителям.