Второе место

Николай Михайлович Коваленко
        Я сидел в углу зала , мельком  следя за соревнованиями и ожидая начала схваток в нашей весовой категории до 72 килограмм. Еще с вечера разболелась голова , а теперь и озноб по всему телу .Тренеру ничего говорить не стал . Может просто усталость с дороги и весенняя сырость . Добирались на  поезде в общем вагоне 6 часов и вечером долго устраивались в какую-то общагу . Хотелось выступить на соревнованиях , все же первенство края среди сельских школ по борьбе самбо  .
 Сначала Семеныч , наш тренер , хотел везти лишь четверых , на которых надеялся , что победят . Потом вдруг решил  расширить команду и среди еще троих оказался и я .Поэтому хотелось оправдать доверие . А состояние и настроение было не очень то бодрое .

  … Уже отборолись весовые категории  42.48.и 52 кг. От нас в весе 48 кг  боролся Сашка Лапин .младший брат моего друга и партнера  Тольки . И проиграл .Тренер сильно не расстроился . Старший брат тоже успокоил Сашку и  дал  напутствия на следующую схватку.

   Наши все ждали следующую категорию ,56 кг , где от нас боролся  Пашка Сизов .Это наш борец- уникум .Он выигрывает все схватки на районных соревнованиях и все почти досрочно . На его коронный бросок через плечо с колена попадались все .Пашка наш с Толькой ровесник , девятиклассник  .Небольшого роста , в очках он совсем не походил на борца . Но его ловкость и техничность  на ковре просто поражала .
  Хорошо  иметь маленький вес и бороться чаще с младшими по возрасту , - думал я , глядя на Пашку .- А тут  самый распространенный вес и все или ровесники,  или старше .

  … В секцию самбо я пришел год назад по приглашению друга Тольки , с которым познакомились прошлым летом , случайно . У нас на озере  был турник – просто лом закрепленный между деревьями . Это Илья, мой сосед по улице ,  вернувшись из армии , продолжал тренировки и  меня приучал понемногу . Я каждый день ходил на турник и занимался . А тут подошли какие –то ребята , как оказалось потом это были Толька Лапин с братом . Они шли с речки и увидели меня .
  Толик запрыгнул на перекладину , легко подтянулся , сделал подьем переворотом , выход на одну руку , на вторую, еще подьем переворотом  и легко спрыгнул .
   -Слабо? , -довольный старшим братом улыбался Сашка .
  - Нет не слабо , - ответил я . Этому  Илья меня давно научил . И я легко все повторил .
 -А сколько раз подтянешься ?- не унимался Сашка .- Мы двадцать .
 -Пятнадцать подтянусь .- поскромничал я , хотя восемнадцать подтягивался .

 -Молоток ,- протянул руку Толька .- Ну тренируйся , нам идти надо ….
 …А потом осенью , встретившись с ним как-то в школе , он рассказал , что ходит на самбо и там идет набор . Я больше любил лыжи и мы с Ильей часто бегали по своей лыжне на увале . Но решил попробовать  и записался на самбо …

 ….На ковер приглашаются борцы весовой категории 56 килограмм – Павел Сизов и Андрей Акулов ,- обьявили в громкоговоритель  .. Мы все подошли поближе и стали смотреть .  Только смотреть долго не получилось . .  Только смотреть долго не получилось . Противники секунд  тридцать пытались взять каждый  нужный ему  захват , Пашка первым пошел на прием свой коронный , а соперник легко поддался и оказался на ковре . Пашка не ожидая такого . потерял равновесие и полетел следом . И уже через мгновение Пашкина рука оказалась на болевом приеме .Акулов специально падая . потянул Пашку вниз и
 захватил его руку.
-Победу болевым приемом одержал борец с синим поясом . Андрей Акулов .- обьявил судья .
Наш тренер  и все мы застыли от произошедшего .
    Как же так ?-  висел в воздухе вопрос .… Все бросились к Пашке .
 Я же  направился к спискам весовых категорий и графиком схваток .Нашел там Пашкиного соперника . посмотрел откуда он . СК Спарта – было написано в скобочках рядом с фамилией Акулов . Я стал изучать своих противников , в весовой категории 72 кг. Со Спарты у нас был какой-то Потехин . но он был в первой подгруппе . а я во второй . Всего у нас было 8 человек , по 4 человека в подгруппе .  Я успокоился , что сегодня со Спартой не встречусь . Первый день мы боремся по кругу , а второй –полуфинал и финал , куда еще надо попасть , выиграв хотя бы две из трех схваток .….

   Я решил больше не смотреть никого и ушел в раздевалку , разминаться . Нужно было разогреть все мышцы тела , чтобы не получить травму . На скамейке в углу сидел расстроенный Пашка .
    Ты чего , Паш . - попытался  я его успокоить …- это случайно произошло .Ты еще с ним встретишься в финале .
   -Ага , случайно , - пробормотал  он .-Ты знаешь какой он ловкий и хитрый . А я … Он опустил голову на колени и затих Я тоже затих и занялся разминкой . Упражнения делают свое дело и незаметно пошел озноб , и голова перестала болеть .

   - Толик  борется ,- заглянул через несколько минут  Сашка Лапин .- Вовка Баранников выиграл по очкам , Серега  Ярцев  проиграл .
Мы вышли в зал , Пашка остался в раздевалке . Соперник у моего друга был высокий и крепкий.
   - Ну вот , с высокими  он сумеет бороться ,-сказал я Сашке .- Со мной же борется .
   С Толькой мы были почти одного веса и всегда  тренировались в паре , а на соревнования он немного сбрасывал вес и уходил в категорию до  68 кг .

 Толька и , правда , провел бросок через бедро, получив 4 балла  и перешел на удержание . Но противник вывернулся и они снова перешли в стойку. Подсечка у друга не прошла .а у соперника получилась и тому  дали тоже 4 очка . Они еще обменялись бросками и оставшееся время протолкались в стойке . Так как счет был равным , по мнению судей победу отдали моему другу .И правильно ,он был активнее и  всегда начинал первым …

На ковер пригласили первых борцов нашей весовой категории . Я забрал у Тольки куртку , поздравив его с первой победой и стал готовиться к своей схватке , наблюдая за соперниками из первой подгрупы . Потехин со Спарты проборолся все 5 мин и выиграл по очкам .Во второй паре  схватка закончилась тоже по очкам .  Потом вызвали нас . Моя фамилия была второй и я был с синим поясом . Мне почему –то нравилось бороться с синим поясом , хотя почти все любили красный .

Я вышел на ковер спокойно , твердо пожал руку сопернику и почувствовал крепость и его пожатия . Он был небольшого роста , но широк в плечах . Качок подумал я . И , действительно , он сразу же начал таскать меня за собой . раскачивая по сторонам и подсекая ногу . Мы закружились по ковру .Я тоже начал дергать его на себя , иммитируя  подсечку . А когда он в очередной раз перенес вес тела  на свою левую ногу и потянул меня на себя  , я  шагнул правой ногой через его ногу и падая всем телом вбок и закручивая соперника   ,подсек его правую ногу , на которую он хотел встать , чтобы удержать равновесие ..Противник мой описав большой круг , упал на спину . Я уже бросился к нему , чтобы взять на удержание , но услышал свисток судьи .
-Чистым броском победу одержал Алексей  Ковалев . –обьявил судья и поднял мою руку .  В зале восторженно покрикивали .
Молодец , - похвалил меня Семеныч . – Не ожидал .Давай так и продолжай .  И похлопал по плечу . Я был доволен , что все получилось …

Потом боролись тяжи . свыше 80 кг .  От нас был наш увалень Вовка  Сысоев . На тренировках у него не было пары и нам всем по очереди приходилось с ним отрабатывать приемы , исполняя роль манекена .  Но мы тоже иногда пытались его побросать . Смешно было наблюдать на тренировочных схватках борьбу Вовки и Пашки , когда маленький и шустрый он прыгал вокруг  неповороливого  Сысоева  .Пашка ловко  повисал на нем , выполняя мельницу , а Вовка мягко так опускал его на ковер , не сдвинувшись с места .

…Соперник у Вовки был всего один . Они все 5 минут толкали друг друга , так ничего и не сделав .Один раз Вовка пошел на прием и упал на колени , противник запрыгнул на него сверху и пытался вытянуть руку на болевой , но так и не смог . Победу почему –то отдали не Вовке . Он не расстроился  даже …

Потом был второй и третий круг соревнований . Пашка и друг Толька выиграли обе схватки и вышли в полуфинал . Сашка одну выиграл и одну проиграл . Ярцев и Баранников проиграли и во второй день не попали . Я выиграл обе схватки по очкам и тоже вышел в полуфинал.

После  была столовая , в которую нам всем выдали талоны . И мы с удовольствием . как и утром , снова уплетали котлеты с лапшой и запивали компотом . Котлеты дома делались только по праздникам и чаще осенью и зимой , а к весне уже мясо часто заканчивалось . Поэтому для нас они были в особую радость . По дороге в общагу все шутили , смеялись , толкали Вовку Сысоева , поздравляя со вторым местом . Тренер шел впереди с Пашкой и что-то обсуждали ..

  … Утром первым от нас боролся  Пашка .Он поймал своего соперника на плечо , но сделал бросок не с колена , а поднимаясь в стойку , так как противник был немного выше его . И полет поучился красивый . Зал заогогокал , раздались даже хлопки .
 Чистая победа ,- обьявил судья . Пашка вышел в финал . И борец из Спарты вышел в финал .

Дальше я не смотрел –нужно было хорошенько размяться перед своей схваткой . В полуфинале я встречался с борцом из Спарты  и у меня был красный пояс . Откуда –то из глубины души выползал нервный озноб страха , который я с отчаянием пытался разогнать упражнениями .

Когда нас обьявили , я уверенно вышел на ковер и спокойно пожал руку сопернику , глядя ему в глаза , как учил тренер . Потехин тоже посмотрел мне в глаза , но руку пожал несильно .
-Борьба , - дал команду судья и мы сошлись , пытаясь взять захват по удобнее . Противник пошел первым .Подсечка  боковая , переход на бросок через бедро .Я обвил его ногу и не дал выплнить бросок .Он развернулся и попытался выполнить подхват . Мы упали . Судья дал Потехину 2 балла . В партере у него ничего не вышло и мы снова встали в стойку . Я решил атаковать задней подножкой  и когда почувствовал сопротивление , выполнил бросок через  спину с колена . У меня получилось и я успел перейти на удержание . Судья начал отсчет .Но соперник через 10 секунд вырвался . Но я получил 4 балла за бросок и 2 за удержание . Потехин разозлился и стал меня проверять , делая разные подходы .Я пошел на встречу и сблизившись , попытался выполнить обвив . Бросок получился с падением , но 2 балла мне дали . А противник лежа на спине поймал мою левую руку , стараясь провести болевой прием .Захват у него был  очень крепкий , но я чуть- чуть выдернул руку на себя и боли не чувствовал . Судья наклонился над нами , видя как прогнулся всем телом Потехин с моей рукой , но я молчал . Судья ждал моего хлопка о ковер или о тело соперника . или моего возгласа . Я не сдавался . Вдруг мы услышали громкий крик  –Время .  Это означало , что схватка закончилась . Нас подняли .Потехин смотрел на меня и твердил –Был же болевой . Я молчал .
- По очкам победу одержал Алексей Ковалев . – обьявил судья и поднял мою руку . И я почувствовал боль …

 Ко мне уже подбежали тренер и друг Толька .
 -Ну ты даешь Леха , - обнимал меня друг .-А я проиграл , ты не видел .
 - Как рука ,? - спросил Семеныч , понимая что бесследно это не пройдет . –Растяжение ?
Я кивнул. Но радость победы была сильнее ….

…Потом был финал .И наш Пашка стал чемпионом . Он выиграл у своего соперника , которому проиграл в первой схватке  . Ему не хватило 2 балла , чтобы выиграть с явным преимуществом . Он провел свой бросок через плечо на 4 балла , сделал мельницу с падением и несколько раз сбивал подсечкой противника на колено .Набрав в сумме 10 очков , он не дал сопернику провести ни один прием .

     А я стал вторым . В финале я ничего не смог выполнить . Руку в локте мне затянули элластичным бинтом , но захват ей взять не получалось . Я как мог уходил от приемом соперника все 5 минут, держа его на расстоянии . А если он сближался , я обвивал его ногу и не давал ничего делать . У него получилось все же упасть на меня в конце , когда я не давал ему выполнить заднюю подножку и ему дали 2 балла …

 Тренер и пацаны поздравляли меня со вторым местом . И я был счастлив и очень рад . Вовка Сысоев тоже пожал мне  висевшую на бинте руку  и с улыбкой  сказал , что мы с ним оба серебряные призеры .
-Ага ,- смеялся я вместе с ним , вспоминая его единственного противника …