7 сказок, которые не стоит забывать

Татьяна Воронова 6
Небольшая преамбула: когда-то я довольно активно сотрудничала с порталом "Матроны.ру", и в моем "портфеле" осталась пара-тройка статей, которые по каким-то причинам редакцией не были приняты. Решила выложить их сюда - не пропадать же добру:).

7 СКАЗОК, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ

Если вы мечтали вернуться в детство, но забыли, как это делается – милости прошу. Вспомним о киножанре, который когда-то цвел пышным цветом, но теперь несколько утратил популярность (хотя до конца, к счастью, не умер). Этот жанр – фильм-сказка.
Конечно, время диктует свои законы и требования, в том числе и в киноиндустрии. Но есть вещи, которые если становятся забытыми или полузабытыми, то только с эпитетом «незаслуженно».
А зря. Они достойны большего.
Давайте еще раз перероем кинонаследие нашего детства.
Итак...

1. «Три орешка для Золушки» (Чехословакия – ГДР, 1973 год).
Довольно неожиданный вариант сказки про девочку-замарашку и ее злую мачеху. Без фей и даже без папаши-тюфяка. Чешская Золушка и за себя умеет постоять (да и не только за себя), и мачеху с сестрицей «построить», и принца-обалдуя воспитать в три хода. В общем, сама кует свое счастье. Как-то неправильно, скажете? Ну да Либуше Шафранковой это позволительно – с ее обаянием, двадцатилетней (тогда еще) свежестью и актерской пластикой. Между прочим, все конные трюки без дублеров девочка выполняла…

2. «Бойся, враг, девятого сына» («Казахфильм», 1984 год)
Фильм однозначно для мальчиков (у воинов и наездников сказки соответствующие) – но и девочки найдут в нем свое. «Девятый сын» – картина, в которой, кажется, есть все: динамичный сюжет, живописные виды казахских степей, стремительные скачки, чародейные звуки домры, невероятной красоты и продуманности костюмы… А еще – опасности и благородство, мальчишеская любовь и отвага, заветы предков и камни, побежденные песней. И, конечно, счастливый конец.

3. «Приключения Арслана» («Узбекфильм», 1988 год)
Содержание фильма можно шутя уложить в одну фразу: на протяжении двух серий мальчик ходит по пустыне и ищет совесть, а всякие малоприятные личности – типа Голода и Страха – мешают ему как могут. Но это только внешняя канва – на самом деле все гораздо глубже. Чего стоит один Карашах – Черный владыка, управляющий подвластными ему людьми с помощью… их же собственных грехов. Интересно, что самый страшный порок в его арсенале – вовсе не гордыня, а… Впрочем, узнаете, когда посмотрите. Да и натурные съемки, думаю, равнодушными вас не оставят. Имена узбекских актеров вряд ли что-то вам скажут, зато вокалисты и композитор в представлении не нуждаются. Ольга и Жанна Рождественские, Татьяна Анциферова, наконец, Александр Зацепин – такое сочетание уже гарантирует, что картина не станет «проходной».

4. «Райский сад» («Туркменфильм», 1990 год).
Фильм по мотивам туркменского фольклора – этакий прощальный подарок детям Союза на закате его существования. Красочная история, в которой рогатые дэвы не так страшны и не так подлы, как юный сын шаха и его приближенные. Интересный сюжетный ход – смешение сна и яви, попадание героя в «лабиринт сновидений», не то своих, не то чужих. Любопытно также наблюдать, как на фоне узнаваемых крымских (!) пейзажей – распускается цветок среднеазиатской сказки. Один из тех цветов, которыми смеется сказочная девочка с труднопроизносимым именем.

5. «История о принцессе-пастушке и ее верном коне Фаладе» (ГДР, 1988 год).
Фильм, поставленный по сказке братьев Гримм «Гусятница» (здравствуй, немецкая романтика). Фабула довольно распространенная: коварная попутчица принуждает принцессу обменяться с ней одеждой и именами, а затем выдает себя за особу королевской крови и невесту принца. Но в конце концов обман раскрывается, и все заканчивается хорошо.
Казалось бы, такие фильмы на чешско-немецких студиях снимали пачками. Почему же, спросите вы, я выбрала из этого множества именно «Принцессу-пастушку»?
Думаю, главный секрет ее очарования – в музыкальном оформлении. Кроме того, в фильме замечательно передана атмосфера легендарного Средневековья – героического, будничного и праздничного одновременно. Да и нежная славянская красота Даны Моравковой, что ни говори, украшает кадр. Вы знаете эту актрису только по фильму «Ван Хельсинг»? А она вот еще и в сказках снималась. Не всё ж в одних ужастиках.

6. «Не покидай» («Беларусьфильм», 1989 год)
Два последних фильма в нашем «ревью» – прямо скажем, недетские. «Не покидай» – это притча в сказочном футляре, которая не могла появиться ни в семидесятые годы, ни десятилетием позже – только ближе к девяностым. История о волшебной голубой розе, запах которой заставляет говорить правду, какие бы запреты и угрозы ее ни скрывали… одним словом, символ более чем прозрачный. Однако не стоит искать в образе фантастической Пенагонии лишь намек на вполне реальную страну. Можно просто наслаждаться прекрасной игрой актеров. Альберт Филозов, Варвара Владимирова (природа явно передумала отдыхать на дочери Алисы Бруновны!), Лидия Федосеева-Шукшина, Вячеслав Невинный – созвездие еще то. Режиссер – Леонид Нечаев. Что само по себе звучит как «знак качества».

 7. «Тайна Снежной королевы» (т/о «Экран», 1986 год).
Удивительно, но актерский состав в фильме малоизвестного режиссера – просто блестящий: Вия Артмане, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов, Всеволод Ларионов, Александр Пятков, Олег Ефремов с его тонкой, почти нежной игрой (Голос сказки, похожий на голос самого Андерсена) и, конечно, Алиса Фрейндлих – самая неповторимая из всех Снежных королев.
Жанр этого фильма его создатели определили как «сказка про сказку». Время прошло, Кай и Герда повзрослели, и теперь герои старой сказки не упускают случая посвоевольничать и на ходу придумывают (вернее, проживают) новую историю – о самих себе. С таким тонким философским подтекстом – явно юным зрителям «на вырост»… Ведь что значит «до боли хочется» и как решать уравнение «на всё равно» – понимаешь, только перешагнув порог детства.