Северные новеллы. Чукчи

Валентина Пустовая
 
 До покорения Сибири чукчи постоянно воевали с соседними племенами, но с покушением русских на их свободу, вынуждены были объединиться с бывшими своими недругами для общей борьбы. В этой борьбе потеряли они веру в свои силы и бежали в плохо доступные для чужеземцев места своей Родины. Еще долгое время сторонились они русских, но торговля делала свое дело, постепенно сближая  их. Приходилось надеяться, что со временем и чукчи подобно юкагирам, корякам, чуванцам сольются с русскими поселенцами, но на данном отрезке времени чукчи в праве гордиться своей самобытностью.
 
Вот прибыли они на ярмарку в местечко, которое величают крепостью. Включает она в себя несколько десятков домов и юрт, маленькую часовенку Николая Чудотворца,  в самом центре крепости находится пара немудреных строений для комиссара и его казаков. Весь данный район огорожен забором с воротами, над которыми возвышается  башенка.
Переход  к этому месту был непрост. Сначала чукчи добирались с Чукотского носа в Америку, чтобы  поменять там  русский товар: табак,  железные ножи, топоры, котлы, иглы, посуду и прочие изделия на мех и моржовые клыки, затем возвратившись оттуда, двинулись они  со всеми своими домочадцами, оленями и поклажей  к крепости. Переход  этот длился почти полгода, так как выбирался путь для него, не исходя от протяженности своей, а  по местам богатым мхом, пищей для оленей.
Место для торга  было выбрано еще до их прихода. И чукчи, караван которых насчитывал до нескольких сотен человек, разбили свой лагерь чуть поодаль от него,  распределившись по отделениям.  Каждое отделение содержит  два десятка или чуть меньше палаток; в середине его располагается самый большой «дом» старшины; вокруг отделений находятся сани и олени, которых в них впрягают,  большие же табуны пасутся в тундре; вокруг палаток на деревьях развешано  оружие, стрелы и колчаны; одежда, посуда и прочая домашняя утварь. Из палаток  идет искристый дым,  который устремляется к звездам, а пробегающие лучи северного сеяния  пронизывают окрестность таинственным неземным светом. Горит костер  на снегу, в котле варится оленина, вокруг передвигаются закутанные в меха чукчи. Мороз не страшит их, хотя он ниже 30 градусов по Цельсию. 
Чукчи прибыли раньше каравана русских купцов, поэтому имеют они сейчас такое непривычное для них свободное от трудов праведных время. Проводят его в народных играх и соревнованиях. На льду расчистили место для скачек на оленях.  Олени во время скачек развивают очень высокую скорость, при этом поражает способность чукчей управлять ими. Победители получают призы из меха бобра или песца, отличные моржовые клыки. Чукчи в большинстве  своем -  высокие, стройные, сильные люди, соревнуясь в скорости бега, передвигаются без устали по глубокому снегу до десятков верст в тяжелой меховой одежде. Следует сказать, что победителей больше призов радует одобрение зрителей. И те, и другие во время соревнований, а также позже, во время праздничного угощения, состоящего из кусочков вареной оленины, ведут себя степенно, важно, поддерживают порядок, нет ни толкотни, ни скандалов среди них.

Чукча по имени Валетка с призом в руках за победу в беге стоял с отрешенным видом в глубокой задумчивости. Стороннему наблюдателю заметно, что печалью наполнена вся его сущность. Вдруг Валетка встрепенулся, вышел из задумчивости, лицо его просветлело, и он решительно направился к палатке старшины. Застав его возле оленей, Валетка почтительно обратился к нему за советом.
Надо заметить, что обычно функции советчиков исполняют в племенах шаманы, которые имеют огромное влияние на своих соплеменников и обладают властью над ними. Но это был не тот случай. Валетка пытался найти выход из трудных обстоятельств жизни таким образом, чтобы как раз не подчиниться приказу шамана. Своего рода бунт решил объявить Валетка шаманизму. Старшина внимательно выслушал просителя, время и место для дачи ответа назначил на завтрашний вечер в палатке просителя.
Какая же такая ситуация подтолкнула Валетку к подобному поступку?!
Сделаем некоторое отступление,  чтобы прояснить суть положения, в котором оказался наш герой.
Чукчи согласно своим обычаям почитают за право иметь несколько жен, которых они произвольно выбирают, произвольно оставляют, произвольно меняют на других на какое-то время. В общем, женщина в их мире - рабыня. Но иногда случается так, что жена становится  единственной и незаменимой женщиной в глазах своего мужа. Тогда она  уже управляет и мужем, и домом. Именно такой женщиной оказалась Гитиннэвыт, но имея подобную властью в семье, долгие годы чувствовала она себя несчастнейшей из смертных в силу того, что не могла подарить Валетке ребенка. Много раз приходила к ней надежда, что очередная беременность закончится благополучными родами, но этого из раза в раз не случалось. И тогда принялась она умолять мужа своего взять в их палатку еще одну женщину, чтобы продолжить его род. На этом же настаивал и старый отец Валетки, в противном случае угрожая сыну,что сведет счеты с жизнью, устав от ожидания рождения внуков. Но Валетка был упрям, не пожелал он видеть в своей палатке другую женщину рядом с Гитиннэвыт. И тогда отец упрямца осуществил свою угрозу, попросив родственников  зарезать его, ссылаясь на усталость от жизни. Они исполнили свой священный долг. Валетка трудно переживал смерть родителя, в душе твердо осознавая, какие именно обстоятельства подтолкнули его к такому печальному завершению жизненного пути.

Ровно через год после смерти отца его произошло чудо, у Валетки родился долгожданный сын. Обезумевший от счастья новоиспеченный отец носился по тундре, заставляя оленей своих выписывать такие кренделя, что если бы кто увидел, не поверил бы глазам своим. Гитиннэвыт ни на минуту не спускала ребенка с рук, берегла как зеницу ока. Шли дни и месяцы, а ребенок как будто не хотел расти, он все также лежал на руках у матери, без конца прикладываясь к груди, время от времени извергая из себя то крик, то слабый  писк. Валетка в тревоге обратился за помощью к  шаману, который пообещал ему спросить ответ у духов.
 
В один из назначенных дней шаманы принялись их вызывать. Костер, звук бубнов, внутригрудные звуки голосов, налитые кровью глаза, отрешенные от мира взоры  и пляски придавали ритуалу таинственность, приводя в священный ужас всех зрителей. Спустя какое-то время шаман сообщил Валетке повеление духов убить ребенка. Да, именно,убить. Таковы были обычаи у чукчей, дети, рожденные с какими – то недостатками в физическом развитии или просто слабые от рождения не имели права на существование в этом мире.

Валетка, выслушав страшный приговор, решив ему не подчиняться, обратился за советом к старшине по имени Кочен. Почему к нему?! Потому, что это был очень уважаемый среди соплеменников человек, умный и справедливый. Главным его достоинством была любовь к своему народу. В трудную минуту жизни любой член племени мог обратиться к нему за помощью с полной уверенностью в ее получении. И сегодня с раннего утра Валетка готовится его к приходу.
Палатка его, подобно соседним была сшита из ровдух, хорошо выделанных шкур оленей, которые были натянуты на соединенные наверху в кучку шесты. Между ними расположилось отверстие для дыма. В палатке имеется кухня, с висящим под наветом котлом, под которым раскладывается огонь для приготовления еды, и жилая комната – полог, огромный мешок из шкур молодых оленей который так же натягиваются на шесты, но в форме прямоугольника. Передвигаться в нем можно только на коленях или же просто сидеть. Он не пропускает в себя  ни света, ни воздуха. Для входа в него одна шкура поднимается и под полог на четвереньках, прямым образом, вползает человек, шкура же мгновенно затыкается под лежащие на полу меха. День и ночь в этом мешке горит мох и жир кита, в котором он плавает. Из сосуда с данным содержимым идет неимоверный жар, чукчи выдерживают его, будучи абсолютно голыми. Даже сильнейшие морозы ничего не меняют в из древни принятом образе жизни чукчей.
Старшина Кочен оказался в яранге Валетки в оговоренное время. Гитиннэвыт принесла с кухни вареную оленину и китовый жир, который она умела так искусно готовить, что имел он приятную горечь в необходимой степени. Подобные вкусовые качества жира были призваны компенсировать отсутствие соли в пищевом рационе чукчей. Соль они исключали полностью, питая к ней отвращение. Мужчины ели мясо, а Гитиннэвыт в честь прихода уважаемого гостя вплетала бисер в свои обильно смазанные жиром волосы. Своеобразный запах китового жира и испарений обнаженных тел, наверное, произвели бы негативное впечатление на русского человека, но чукчами подобный образ жизни воспринимался как необходимость для выживания в низких температурах Крайнего Севера. Кочен, между тем, очень внимательно присматривался к поведению ребенка, который удобно разместился на коленях матери.
Покончив с едой, Валетка подвёл разговор к волнующей его теме.

– Вот, что я посоветую тебе Валетка, - произнес Кочен, - единственная возможность спасти твоего ребенка от шамана, это принять веру русских, покреститься согласно их обрядам. Тогда приказ шамана будет тебе не указ. И вот еще что, когда придет потепление, выносите сына на свежий воздух, уверен я, что вдыхала грудь его только дым этой палатки.
Затем он обратился к Гитиннэвыт, которая вся превратилась вслух и не спускала глаз своих с Кочена, наполненных влагой, готовой излиться ручьем при неблагоприятном исходе разговора:
–Когда окатится первая в вашем стаде важенка (самка оленя), начни прикармливать ребенка ее молоком и прими крещение вместе со своим мужчиной.
Валетка был в некоторой растерянности от данного предложения, хотя ясно осознавал, что нет другого пути для спасения сына от верной смерти. 
Надо заметить, что некоторые из чукчей к означенному времени уже считались православными христианами, но при этом в действительности оставались они крещеными язычниками, абсолютно не понимая смысла христианского учения. Как правило, привлекало их к принятию крещения то обстоятельство, что после завершения обряда полагались им подарки и табак. Обычно совершал обряд священник из Нижне-Колымска, приезжавший в крепость на время прохождения ярмарки. Помогал ему всегда дьячок Игнатий, постоянно здесь проживающий.
К нему-то и направился Валетка. Игнатий как мог, изложил суть христианского учения. Можно представить, как общались Игнатий, владевший некоторым опытом общения с чукчами на их родном языке, и Валетка, который знал русские слова в очень ограниченной степени.
Чукотский язык труден для восприятия его на слух. Слышится русскому в разговорах чукчей то лай собаки, то гогот гуся, так как состоит язык этот из одних носовых и гортанных звуков. Но, тем не менее, состоявшаяся беседа была положительно воспринята Валеткой. Он понял главное, что у него по религии русских должна быть лишь одна женщина, жена  и убивать кого-нибудь из людей религией этой запрещается. Такое положение дел Валетку полностью устраивало и буквально на следующий день пополнилась Русские Православная церковь новыми членами: Николаем, Валентиной и Иваном, в народе Коля-кай, Валя-на и Ваня–кай.

Шаман был страшно разгневан данным поворотом дел в племени, конечно сразу же сообразив, кто подал Валетке подобный совет. Жуткое предчувствие появилось в его душе, что может в скором времени исчезнуть вера в добрых и злых духов, а он и вовсе окажется не у дел. На срочно собранной сходке всех шаманов каравана, а было их пятеро, постановили, что нужно спасать самосозданную народом веру в возможность общения особенных людей с потусторонним миром.
Исполнению этого решения поспособствовала заразная болезнь, вскоре появившаяся в караване и поразившая некоторую часть оленей. Состоялось вызывание духов, которые потребовали за избавление от заразы принести в жертву старшину Кочена. Но чукчи единогласно отказались исполнять повеление духов. Тем более что наступил первый день ярмарки, и все внимание людей переключилось на предстоящую торговлю. За право участвовать в ней чукчи уже заплатили комиссару подать, совершенно мизерную по своим размерам. 
Они расположили сани с товаром на возвышении полукругом. Русские устроились напротив. С первым звуком колокола бросаются они беспорядочной толпой в торговый стан чукчей, которые стоят неподвижно, спокойно опираясь на копья, храня полнейшее молчание. И если предлагаемая мена кажется им выгодной, они берут предложенный товар и отдают взамен свой. Не имея познаний в весах, они безошибочно, просто рукой определяют его вес. Действия их обдуманны, верны, степенны, резко отличаются от суетливости русских.

Кроме русских и чукчей участвуют в торге юкагиры, ламуты, коряки, чуванцы - представители всех соседних с крепостью племен. Они привозят для обмена, созданные своим трудом изделия. Особенно ценятся у чукчей их деревянные полозья для саней.
Русские купцы для чукчей везут сделанные из железа топоры и ножи, огнива и прочие предметы, а так же табак и множество разноцветного бисера. Все эти товары в большинстве своем, в последствии обменяют чукчи очень выгодно у американцев на меха, получая особенно большой навар за обмене табака. Но и русские, в свою очередь, в накладе не остаются, неплохо зарабатывая на том же табаке. Получается, что таким образом чукчи выступают посредниками в торговле между американцами и русскими. Из своего же собственно  товара они могут предложить для обмена только оленьи шкуры. Русские, конечно привозили бы на ярмарку с большим удовольствием водку и вино, которые так любимы чукчами, что готовы они отдавать за них все свои лучшие товары, но правительство категорично запретило завоз такого пагубного для этого народа продукта.

Все товары обменены, чукчи собираются в обратный путь. Всего десять дней пробыли они на ярмарке. Десять дней, ради которых происходят все дальнейшая деятельность их: охота, подготовка к новому переходу, обмен товаров в Америке, после рискованного пересечения Берингова пролива на байдарках. Таким вот   кругооборотом протекает жизнь чукчей в общей массе. Судьба же отдельно взятого человека как бы теряется за строгой чередой повседневных неотъемлемых дел и глобальных проблем этого народа.
Между тем, на обратном пути заразная болезнь продолжала косить не только оленей, но перекинулась уже и на людей. Предпринимались меры с целью остановить ее: больные животные умертвлялись, подозрительные на болезнь изолировались в  отдельное стадо. Но поветрие продолжалось. И тогда шаманы принялись еще более настойчиво требовать от имени духов жертву, жизнь Кочена. Чукчи подносили подарки шаманам, уговаривали, угрожали, требуя изменить приговор. Валетка организовал тайную группу, которая переодевшись, спрятав лица под масками, избила главного шамана. Но тот, поправив свое здоровье, принялся еще более настойчиво требовать исполнения воли духов, угрожая гибелью всего племени. Любовь же народа к старшине была так сильна,что победила страх наказания смертью. И тогда Кочен, собрав  племя, объявил, что он убедился в непреклонности исполнения воли духов и готов пожертвовать собой для спасения жизни соплеменников. Но и после этого обращения никто не соглашался убить его.
Кочен вынужден был прибегнуть к последнему средству, угрожая сыну своему проклятьем, приказать убить себя. Сын, подчиняясь воле отца, вонзил нож в сердце его, а тело отдал шаманам. Поветрие прекратилось также внезапно, как и началось. Когда уже все члены племени  смирились со смертью Кочена, Валетка же не мог этого сделать. Каждый раз, сталкиваясь с шаманом, рука его непроизвольно тянулась к висящему на боку ножу. И принял он тогда непонятое никем из соплеменников решение, вернуться в крепость.
 
Поздним вечером, спустя месяц после окончания торга, постучался он в домик Игнатия, почти полностью скрытый снегом. Тот немало был удивлен, видя перед собой Валетку с ребенком на руках и Гитиннэвыт с котлом для варки еды. Ни одного вопроса  не задал он, пригласил их в единственную комнату своего домишки, где они спешно разместились вокруг печурки, и закутавшись в оленьи шкуры уснули.
Пройдет несколько лет и вряд ли кто сразу признает в уважаемом всеми толмаче Николае, Валетку. Его способности переводчика использовали приезжие купцы и служивые люди, и путешественники. Кроме того он вызывался сопровождать по тундре торговые караваны и караваны путешественников в качестве проводника и погонщика оленей или собак. Заработанное от этих видов деятельности, наличие собственного стада оленей, охота и рыбная ловля полностью обеспечивали безбедное существование его семейства, возросшего за эти годы рождением еще двух сыновей и нескольких дочерей.
Рядом с палаткой Валетки возвышались два деревянных дома, построенных на русский манер, принадлежащих ему по праву собственности. Строил он их из наносных бревен, которые доставлял с берегов рек. Один дом использовался как гостиница во все времена года и пользовался чрезвычайным спросом среди купцов, особенно во время ярмарок, а второй как склад для сохранности товаров все тех же купцов. Сам же Валетка проживал со своей семьей в палатке, не изменяя образа жизни, привычного ему с детства. Яранга его была значительных размеров в связи с пополнением в семье. Хотя уже не за горами было то время, когда дети его начнут создавать собственные семьи и покидать отчий дом.
Состарившийся Игнатий каждый раз с нетерпением ждал возвращения Валетки из всех его отлучек и неистово молился о благополучном их завершении. Валетка в свою очередь по возвращении домой считал своим долгом первым делом сообщить ему о  своем прибытии. Вот такая привязанность возникла между ними после первого того разговора, когда Валетка со своей семьей оказался гостем Игнатия.
–Валетка, как ты оказался здесь?! Что заставило вернуться тебя, оставить своих сородичей и привычный образ жизни?
–Ты сказал мне, что наш Бог, твой и мой запрещает убивать людей. Я хотел убить шамана, я бежал, чтобы этого не совершить.
–Ты бежал, боясь совершить грех убийства! Ты истинный христианин, познавший страх Божий!
–Скажи, Игнатий, могли ли духи требовать смерти Кочена или шаман велел убить его из мести, потому что в племени нашем любили и уважали старшину, больше чем его?
–Не знаю, Валетка, я тонкостей вашей веры, возможно общение с мертвыми и существует. Вот послушай, что говорит Бог. «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10-13). Бог запрещает нам обращаться к таким людям, вот и все, что ты должен знать.
Конечно, Валетка не все понял из сказанного Игнатием тогда, но душевная теплота  Игнатия, дошла до его сердца, и связала их на всю оставшуюся жизнь.
 
В данный момент времени Валетка, только что возвратившийся с очередной экспедиции по тундре, направляется к своей палатке.
–Что это за народ толпится возле нее!?
Валетка приблизился к собравшимся. Выглянул из-за спины одного из зрителей и замер в удивлении. Его  Гитиннэвыт танцевала, первый раз за многие прожитые с ним годы. Закутанная в широкое меховое платье, размахивая руками, она медленно передвигала ноги, а старшая дочь его отрывисто пела старинную песню своего народа.
Зрелище далекое от русского понятия танца, потому что главное в танце чукчей не движения, а мимика. Валетка увидел перед собою юную влюбленную девочку, затем замужнюю женщину, любящую жену, страдающую от неспособности подарить ребенка своему властелину и счастье материнства, любовь и благодарность к Богу, который дал ей в полной мере ощутить радость бытия. Танец закончился. Гитиннэвыт заметила своего мужа среди зрителей, поспешила к нему, заглянула в глаза его и искупалась в лучах любви.

Возможно, подобно Валетке обрела бы Россия и русская церковь верных членов в семье православной в те времена далекие значительно быстрее, если бы не жадность и некоторые недостойные поступки комиссаров, которые вызывали неуважение к ним со стороны чукчей, обладающих врожденным верным понятием правды. Но какие бы повороты не делала история в жизни разных народов Сибири, со временем совершенно сольются они с русским населением огромной этой территории.