Живопись

Нада Калина
Одной из культурных достопримечательностей Мадрида является музей Прадо. Вместе с музеем королевы Софии и музеем Тиссена-Борнемисы музей Прадо составляет так называемый «золотой треугольник искусств». К примеру в музе Софии находится знаменитая картина Пикассо «Герника». Известнейший музей Прадо поначалу содержал только коллекцию произведений испанских художников и скульпторов. Позже в Прадо разместились работы итальянских, фламандских, немецких, нидерландских, и французских мастеров.  Испанская школа в Прадо представлена наиболее полными собраниями Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.

Испанские художники на протяжении многих веков хорошо потрудились. Но поизучать хочется Сальвадора Дали. В свое время была поражена его высказываниям – они оказались такими же экстравагантными, как и его искусство:

• Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я — Сальвадор Дали.

• - Почему у вас часы растекаются? — спрашивают меня.
- Но суть не в том, что растекаются! Суть в том, что мои часы показывают точное время.

• Я – живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу.

• Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя.

• Увидел — и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.

• Любить женщину всей душой не стоит. А не любить — не получается.

Сумасшедший художник, несомненно гений, при этом знавший, что он гений. Можно не любить сюрреалистичное искусство, но не признать шедевральность произведений Дали невозможно.

Мне посчастливилось познакомиться с картинами великого испанца в советское время. Благодаря частным командировкам, я разъезжала по стране. Как-то раз в Туле я застала экспозицию работ Дали в местном выставочном зале. Все картины на выставке были довольно небольших размеров, хотя я знаю, что у Дали есть произведения невероятных размеров, к примеру, размером с трехэтажный дом - «Открытие Америки Христофором Колумбом».  В работах испанского художника меня поражает не сюрреализм, не символика или мистика, а то, что сквозь всю мистифицированную мешанину проглядывает совершенно живая, написанная с невероятной реалистичностью женщина, которую автор обожествляет, я даже не побоюсь сказать, возвышает над всем и всеми, в том числе и над Богом. Пары, которые божьей милостью не размениваются на многие любови, а отдаются себя без остатка друг другу, со временем все глубже прорастают друг в друга, отдают друг другу энергию и все свои духовные богатства без остатка, стократ умножая эту самую энергию, взаимно обогащая, наполняя новым содержанием друг друга. Это великое счастье и великая редкость! 

Насколько я знаю, у гениального художника было три женщины, ставшими ему Музами. Но лишь Гала была его женой и любовницей, две другие – Аманда Лир и Нанита Калашникофф – дружили с Сальвадором, позировали ему, в какой-то степени вдохновляли его. Обе женщины  были необычными, экстравагантными, неудивительно, что они привлекли внимание Дали. У Аманды, например, был очень низкий голос, почти как у мужчины, это стало источником слухов о том, что она, якобы, транссексуал. Оба любили провокационные шуточки на эту тему, которые подогревали «желтую прессу». Нанита к моменту знакомства с испанским сюрреалистом была «глубоко замужем» и имела троих детей. Взаимное притяжение сделало пару настоящими друзьями без интимных притязаний, а женщину – душеприказчицей и отдушиной эксцентричного художника.
 
Второй раз настоящего Дали я увидела в нашем художественном музее в 2018 году. Это была выставка «Сюрреализм – это Я» . Сюда вошли графические работы художника из серий «Двенадцать колен Израилевых», «Поиски Грааля» и «Biblia Sacra». Это что-то! Особенно последняя серия – рисунки, сделанные по заказу Папы Римского для иллюстрирования Библии. У меня даже во рту пересохло от важности момента. По словам очевидцев, Дали был взволнован заказом и выполнял его с особым тщанием. Ни за что бы не поверила, что сюрреалист может нарисовать иллюстрации по библейским мотивам! И если честно, то если бы ни подписи под рисунками, никогда бы не смогла понять, что именно изображено. Не знаю, как отреагировал Папа Римский на увиденное и существует ли Библия с рисунками Сальвадора Дали, что-то сомнительно. Я сделала для себя вывод – ни Бога, ни чего-то божественного я в библейской серии великого испанского шутника не увидела.