Музыка, кинематография, архитектура

Нада Калина
Музыка

Устав от испанского исторического негатива, я перешла к музыке.  Нашла в Ютубе «Барселону» в исполнении Монсеррат Кабалье и Фреди Меркьюри. Вспомнила смешной случай из моей жизни, связанный с этой песней. Случилось это в далекие времена, когда только вошли в моду плееры. Мой плеер был симпатичного перламутрово-голубого цвета. У меня тогда пошла вторая волна увлечения музыкой группы «Queen», я заслушивалась песнями с диска, записанного Фреди Меркьюри, в том числе с испанской дивой. Ах, как они вместе звучали!! Будучи довольно занятой женщиной, я старалась совмещать некоторые виды деятельности, чтобы не терять время зря. К примеру, занималась домашним хозяйством и одновременно слушала музыку любимых исполнителей. Вот стою я у мойки в кухне, мою посуду. Через наушники слушаю божественную музыку – «Барселону». Увлекшись, не замечаю, как начинаю потихоньку подвывать знаменитым певцам, мелодия резко уходит вверх – это госпожа Кабалье выводит необычайно сложную руладу совершенно магической высоты и эмоциональной силы. Я естественно тянусь за ней всеми фибрами, имеющимися у меня в голосовых связках, но себя не слышу. Вдруг из другой комнаты прибегает дочь-школьница, по ее испуганному лицу понимаю, что случилось что-то страшное. Вырываю наушники из ушей и кричу: «Что с тобой?». Слышу в ответ: «Мамочка, что случилось? Ты так кричала!» Коротко объясняю ситуацию, и мы обе хохочем. Еще раз насладилась любимой песней. Да здравствует талант Монсеррат Кабалье, ну, и Фреди Меркьюри, конечно, тоже!

Музыкальная Испания немыслима без гитары и фламенко. Гитарист-самоучка Пако де Лусия, искусство которого нравилось мне с юных лет, родом из Испании. Лет 10 назад наш город имел честь принимать у себя знаменитого гитариста. Город был оклеен афишами с его фотографиями, его поклонники и поклонницы находились в некотором возбуждении от самого факта его приезда. Не скрою, я поинтересовалась стоимостью билетов на его концерт, кстати сказать, устраиваемый в камерном зале (мест на 100) Дома музыки. Сумма для меня была абсолютно неприемлемой. Я с горя купила диск с записью гитарных произведений любимого музыканта, на том и успокоилась.

С певцом Рафаэлем тоже имеются воспоминания, тянущиеся из моей розовой юности. В старших классах, помнится, мы познакомились с его творчеством – сначала на экране, потом на пластинках. С подругой дней моих суровых Татьяной мы танцевали под песни Рафаэля в сельской библиотеке, куда пришли с целью подготовки к вступительным экзаменам. Заведующей библиотекой была Танина двоюродная сестра, именно она дала нам ключи и разрешила полазить по библиотечным полкам. Кстати сказать, прослушав и подпев Рафаэлю, мы с кипой книг залезли на купол полуразрушенной церкви (?!) и там под яркими лучами июньского солнца усердно грызли гранит отечественной литературы. Эх, было время! Смущает только факт святотатства – все-таки церковь…

В знаменитом интернациональном трио теноров две трети испанские – это Хосе Каррерас и Плачидо Доминго. Мне, если честно, нравится именно трио, поэтому испанцам без Лучано Паваротти не обойтись.

Хулио и Энрике Иглесиас еще два голосистых испанца. И хоть первый по возрасту мне ближе, а потому и песни его мне понятней, Иглесиас-сын, кажется, тоже неплох.

Кинематография
 
Антонио Бандерас, Пенелопа Крус, Жан Рено, Сара Монтьель – это известные с моих младых лет испанцы-артисты кино. Старые фильмы, к примеру, «Пусть говорят» с Рафаэлем в главной роли или «Королева «Шантеклера» с Сарой Монтьель – почти мои ровесники, но именно эти фильмы я бы с удовольствием посмотрела. Это уже возрастная ностальгия! Хотя Бандерас и Рено очень неплохи в более современных фильмах. Все-таки для просмотра выбрала неизвестный фильм «Виридиана» (1961), режиссер Бунюэль. Ну, я как выберу так выберу. Фильм оказался совершенно антихристианским, бьющим по религиозным взглядам, ритуалам, да и вообще для верующего человека – воинственно атеистичным. Ко всему, в противовес религиозности – ведь главная героиня собирается постригаться в монахини - здесь собраны все возможные человеческие грехи, основанные на инстинктах: инцест, суицид, изнасилование, святотатство и. наконец, любовь втроем – так называемая «шведская семья». Представляю, каким шокирующим был фильм в 1961 году!

Архитектура

Теперь об архитектуре. В фокусе снова Барселона. То, что многие считают, что Барселона больше похожа на столицу, чем Мадрид, скорее всего заслуга Антонио Гауди – его волшебная архитектура, его неповторимый стиль, который лишь формально считается модерном, на самом деле, является вполне себе отдельным – стилем Гауди. Гауди не боялся нестандартных решений и в работе балансировал между строгими правилами архитектуры и фантазийным искусством. Фантазия архитектора выражалась не только в цвете и использовании керамической плитки, сами формы творений были неповторимыми. Произведения Антонио Гауди достойны того, чтобы их увидеть собственными глазами.

Парк Гуэль — это чудесный, большой парк, созданный архитектором для его друга Эусеби Гуэля. Поначалу замысливался целый поселок коттеджей барселонской элиты среди цветов и растений, с фонтанами, лавочками, лестницами и т. п.  Работая над проектом, молодой Гауди, поддавшись своим фантазиям, развивает свой архитектурный стиль, свою архитектуру, в том числе и ландшафтную. Архитектор игнорирует прямые линии (прямо как Хундертвассер), Божественное начало – это гипербола, парабола, спираль…Отсюда плавный, вьющийся лиризм Гауди – из бетона и камня он плетет веревки, сети, лианы. Территорию строили с 1900  до 1914 года. Близилась Первая мировая война, и городская буржуазия не торопилась вкладывать деньги в застройку коттеджей.   Город-сад не получился.  И все же сейчас парк является главной достопримечательностью Барселоны.

Если моя судьба заведет меня в Испанию, я хотела бы в первую очередь познакомиться с другим грандиозным сооружением Гауди -  собором Святого семейства. Саграда де Фамилия - один из самых обсуждаемых долгостроев мира. Гауди трудился над собором 42 года, после него уже столько лет разные архитекторы, соревнуясь в фантазии, пытаются достойно завершить дело великого соотечественника. Уже можно было бы бросить эти попытки. То, что построено, заслуживает внимания, почтения и восхищения. Пора бы уже понять, что выдающегося архитектора не переиграть.

Самая старинная часть города – Готический квартал. Здесь высится Кафедральный собор Святой Евлалии – покровительницы города. Интересным архитектурным изыском стал дом-башня, он раньше был жилым, теперь здесь музей. Наверху крыша с двумя окнами-глазами, в углу большой зеленый камень – нос. В целом верхушка башни имеет вид головы дракона. Вообще, я так поняла, здесь есть где разгуляться.

Пласа Рейаль или Королевская площадь — это живописная площадь, расположенная рядом с улицей La Rambla. Это тихая и спокойная площадь, где приятно выпить кофе или перекусить, наслаждаясь окружающей атмосферой. В центре площади есть красивый фонтан, а также несколько хороших ресторанов и баров. Там также есть два больших и необычных фонарных столба, которые были созданы Антонио Гауди. Куда ни кинь – всё, что интересно в Барселоне, связано с именем этого необычного архитектора. Фонарные столбы представляют собой одни из первых его работ, выполненных на заказ. Внизу у каждого столба есть табличка с описанием.

Я бы обязательно посетила музей Пикассо и Музей шоколада. Помню Музей марципана в маленьком венгерском городке Сэнт-Эндрэ. Насмотревшись на вылепленные из марципана фигурки, фигуры (Майкл Джексон, например) и целые композиции, посетители спускаются вниз, а там -  сюрприз: магазин марципановых изделий! Музей шоколада в Барселоне тоже хочется представить вкупе с магазинчиком или хотя бы лавочкой шоколадных изделий.

В продолжение архитектурной темы хочу остановиться на испанской Кордове, главной достопримечательностью которой стала собор-мечеть Мескита, появившаяся после периода мавританских завоеваний. В 1236 году король Фердинанд III отвоевал город и превратил мусульманский храм в католический собор. Капелла была воздвигнута прямо в молитвенном зале мечети. Здесь сохранилось множество колонн из яшмы, гранита, оникса. На стенах осталась арабская вязь из Корана. Момент, прямо скажем, не слишком приятный для мусульман. Вспоминаю книгу Елены Чудиновой «Мечеть Парижской богоматери», в фантастической форме предостерегающей парижан о возможном захвате всемирно известной европейской достопримечательности мусульманами в недалеком будущем. В действительности мусульмане, наводнившие Европу, могут и обидеться на превращение мечети в христианский собор, а ввиду того, что число беженцев из Африки и стран Ближнего Востока постоянно растет, так просто страшно становится от мысли, что пророчество писательницы Чудиновой может сбыться. Кстати, только что по телевизору по нескольким каналам передали жуткую новость из Парижа – горит Собор Парижской Богоматери! Не происки ли это все возрастающей чужеродной прослойки европейского населения?

март 2019