История Турции часть 24

Николай Мринский
Девлет-Гирей хвастливо писал И. Грозному, что ему теперь не нужны все богатства мира, он хочет лишь его царства, его венца и головы. В следующем 1572 г., когда Русь ещё не поднялась из руин и пепла, татарская конница, вместе с всадниками Малой и Большой Ногайских орд и отрядами кавказских горцев, с приданной им турецкой артиллерией (от 80 до 100 тыс. воинов) во главе с самим ханом, вновь стремительно двинулись на Москву. Это был один из самых критических моментов в истории страны. Защищать Россию, казалось было некому. Татары дошли уже до Серпухова. Но здесь, их встретило земское и опричное войско (чуть более 20 тыс. чел.) со своими лучшими полководцами М.И. Воротынским и Д.И. Хворостиным. Подоспел на помощь и большой отряд донских казаков с атаманом М. Черкашениным, которому суждено было сыграть решающую роль в спасении Москвы и России. В многодневном сражении при дер. Молоди (между Подольском и Столбовой) татары, несмотря на своё огромное численное превосходство были разгромлены и бежали, бросая орудия, обозы, различное имущество и снаряжение. Угроза независимости русского государства прошла. Битва при Молодях, знойным летом 1572 г., стала спасительной не только для России, но и для некоторых других государств, так как фактически была остановлена дальнейшая османская экспансия в Европу. Несмотря на серьёзное поражение крымский хан по-прежнему отвергал все предложения о мире и всячески старался обострить ситуацию на Юге. В этих условиях русское государство предприняло ряд мер по укреплению своих границ.

Достраивалась и восстанавливалась система засечных черт, начатая ещё при Василии III. Строились новые города-крепости, а в степи размещались станицы-заставы... Едва закончился неудачный поход на Астрахань, как Османская империя развязала войну против Кипра, который принадлежал Венеции. Остров служил Венеции опорным пунктом на морском торговом пути в страны Востока. В числе важных причин, толкавших турок на завоевание Кипра, было и то, что он служил пристанищем для морских разбойников - корсаров, которые нападали на турецкие суда, ходившие между Стамбулом, Измиром, другими малоазиатскими и балканскими портами Турции и её арабскими владениями. Война с Венецией началась в 1570 г. Она распространилась и на островные владения Венеции в Эгейском и Ионическом морях, а также на принадлежавшую ей территорию в Далмации, на восточном берегу Адриатического моря.

ВОИНА СО «СВЯЩЕННОЙ ЛИГОЙ»

На помощь Венеции пришли испанский король Филипп II и папа римский. Последний организовал для войны с Турцией «Священную лигу», в которую, кроме него самого, вошли Испания, Мальта, Венеция, Генуя, Савойя и другие итальянские государства. Война длилась три года. Среди многих сражений на суше и на море, которые происходили с переменным успехом, особо памятна была морская битва недалеко от г. Лепанто. Турецкий флот, насчитывавший 275 судов, был настигнут в Патрасском заливе соединенным флотом Испании и Венеции в количестве 217 судов. 8 октября 1571 г. в упорном морском сражении турецкий флот был разгромлен. Турки, по европейским данным, потеряли 225 судов и около 20 тыс. чел., кроме того, были освобождены 12-15 тыс. гребцов-невольников. Лига потеряла 7, 5 тыс. чел. На одном из кораблей Лиги находился знаменитый испанский писатель Сервантес, который был ранен в битве при Лепанто.

В Испании и Италии торжественно отпраздновали победу, отслужили благодарственные молебны. Некоторые европейские авторы даже пытались изобразить поражение турок при Лепанто как поворотный пункт в истории Турции, как начало ее упадка. На деле это поражение не оказало влияния на исход войны. Выдающийся гос. деятель, великий везир при бесталаном султане Селиме II, Мехмед Соколлу, который находился на этом посту ещё при Сулеймане Кануни, и капудан-паша, т. е. командующий флотом, алжирский бейлербей Урудж Али всего лишь за два месяца восстановили флот в его прежнем состоянии. В конечном счёте Османская империя выиграла войну. По мирному договору, заключенному Османской империей и Венецией 7 марта 1573 г., последняя потеряла Кипр и некоторые другие территории. Кроме этого обязалась уплатить султану компенсацию зa понесенные им военные расходы в размере 300 тыс. дукатов, но сохранила свои былые торговые привилегии и территории в Албании и Далмации. Одним из последствий этой победы было присоединение Туниса к Турции в 1574 г. Война со «Священной лигой» показала, что, хотя Турция победила и получила Кипр, свою наступательную мощь она потеряла. Обращаясь к рассмотрению внутренних факторов, вызвавших ослабление Османской империи, следует прежде всего остановиться на состоянии военно-ленной системы, на которой заждалась ее военная мощь. По рассмотренным выше причинам со второй половины XVI в. усиливается борьба за перераспределение феодальной ренты между тремя основными слоями класса турецких феодалов: центральной властью во главе с султаном, провинциальными крупными феодалами и мелкими феодалами - тимариотами. Эта борьба заполняет собой и последующие столетия вплоть до середины XIX в.

Главным её последствием было резкое ухудшение положения крестьян. Потеряв такой источник наживы, как военная добыча, феодалы усилили эксплуатацию крестьян. По этому пути пошли и государство, и феодалы всех категорий. Основными проявлениями усиления феодального гнета были: рост налогов, который в средние века был главным выражением феодальной ренты; прямой захват у крестьян результатов их труда, не считаясь ни с какими законами; возросший произвол феодалов и султанских чиновников; захват крестьянских земель; усиление ростовщичества, и др. Одной из важных причин, которые толкали государство на усиление налогового бремени, было обесценение денег в результате фальсификации монеты. Содержание серебра в акче за сто лет сократилось к концу XVI в. в 3-4 раза. Тем самым обесценились налоги, взимавшиеся в деньгах. Со второй половины XVI в. Малая Азия вступила в полосу всё усиливающегося упадка сельского хозяйства и постоянного недостатка продуктов питания. Временами наступал голод. Так было в 1564-1565 гг. В некоторых районах большинство населения питалось травой. Новое обострение продовольственного положения в стране наступило в 1574-1576 гг.  В 1585 г. голодали в Малой Азии Анатолийский эйялет, санджак Худавендигяр и большая часть Румелии. В 70-80-е годы ещё более усилилось бегство крестьян из деревень. Десятки тысяч крестьян бродили по дорогам, иногда объединяясь в шайки, которые занимались разбоем. Многие из них поступали в отряды крупных феодалов или пополняли их дворовую челядь. Большая часть беглых крестьян устремилась в крупные города.

В положении крестьян наступило резкое ухудшение, когда Турция вступила в войну с Австрией и ёе союзниками (1593 г.). Накануне и во время войны султанские власти заготовляли своими обычными методами продовольствие для армии, увеличили денежные и натуральные поборы, выросла инфляция. Между тем большая часть полей была не засеяна, сёла не досчитывались многих своих жителей, и крестьяне стали испытывать такой острый продовольственный кризис, которого они никогда не знали. Многие из них отдавали свое поле, сад, виноградник или другое имущество за 1-2 киле пшеницы или ячменя. Но когда уже ничего не осталось для обмена на хлеб, чаша терпения крестьян переполнилась. Анатолия, напоминавшая собой в эти годы пороховой погреб, взорвалась. В разных её районах вспыхнули крестьянские восстания, которые длились целых 15 лет. Во второй половине XVI в. усилилось освободительное движение угнетенных балканских народов против турецкого ига (это движение одновременно было и антифеодальным). По-прежнему в нём господствовала старая форма - гайдучество, возникшая после покорения турками Балканского п-ова. Небольшие отряды, по 15-30 чел., а иногда и одиночки смелых борцов-партизан, гайдуков, или хайдутов, вели непрерывную борьбу с турецкими угнетателями и их пособниками из местной среды. Гайдуками становились преимущественно крестьяне. Сила гайдуков состояла в их тесной связи с населением, которое видело в них мстителей и борцов за освобождение. Население снабжало гайдуков продуктами питания, одеждой, оружием, укрывало от преследователей.

Ослабление мощи Османской империи, поражения, которые она стала терпеть в войнах на западе, возбудили у угнетённых народов надежду на освобождение от турецкого ига и способствовали усилению их борьбы за достижение этой цели. В начале 70-х годов XVI в. против султана восстали Молдавия и Валахия. Придунайские княжества были обязаны платить дань султану и выставлять определенное число воинов для участия в турецких походах. В делах внутренних они всё же пользовались самостоятельностью. Но их ослабляла борьба между претендентами на престол господаря, или воеводы, которого утверждал султан. Это давало султану и везирам возможность вмешиваться в борьбу претендентов, часто менять господарей, вымогать у них взятки и т. д. Однако наступали моменты, когда притязания султана и его правительства, Высокой Порты, переполняли чашу терпения даже господарей и местных феодалов-бояр, и тогда они оказывали сопротивление. Высокая Порта, нуждаясь в деньгах, стала вымогать их у вассальных княжеств. В частности, она потребовала у молдавского господаря Иона Воеводы, по прозвищу Лютый, 80 тыс. золотых вместо 40 тыс., как обычно. Ион Лютый, хотя и получил свой престол из рук турецкого султана в 1572 г., призвал население Молдавии к восстанию против турецкого гнета. Население, даже часть бояр, его поддержало. Султан сместил Иона Лютого, назначил на его место Петра Хромого, который обещал выплатить двойную дань, и приказал санджакбею Никополя и князьям Трансильвании и Мунтении (господарство в южной части Валахии с центром в Бухаресте) выступить против Лютого и разгромить его.

Продолжение следует в части 25                http://proza.ru/2020/10/08/1765