Метель в степи

Александр Твердохлебов
На этот раз, мы не уложились по времени, работа затянулась, до новогодних праздников. Бригада, которую я возглавлял, выполняла ответственное задание Обкома - художественное оформление нового, только что отстроенного - дворца культуры.   Районному начальству хотелось сдать объект к Новогодним праздникам, вот они и попросили городских оформителей помочь.  Чтобы не обременять отдел культуры с транспортом решили ехать на моей «видавшей виды»- «копейке».  К работе мы приступили еще в октябре, казалось время достаточно, чтобы маститым оформителям, выполнить поставленную задачу.   Или крупный аванс, выданный накануне, или местное гостеприимство, помешало в полной мере реализовать свои способности.  Но факт в том, что закончив работу и получив расчет, мы обнаружили что наш « видавший виды» «жигуленок» не желает нас везти.  Тридцать первое декабря, все готовятся к празднованию, и никому нет дела до нашей проблемы. Единственный автосервис закрыт, народные умельцы куда - то исчезли. Затолкав « дохлого» «жигуленка» во двор к директору дома культуры, мы помчались на автовокзал.  Последний автобус в город, как будто специально ждал нас, водитель обрадовался: 

 - Думал, порожняком придется ехать. Сюда полный автобус набилось, а обратно никого.            
– Нормальные, все дома сидят, это вот такие как мы, торопыги, все быстрей, быстрей и все равно не успеваем, – заметил я.
 -  Хорошо, что ты задержался, а то бы и к тебе опоздали.
  Автобус круто вырулил со стоянки, и мы поехали. Ехать предстояло около трехсот верст по занесенной снегом дороге.  Зимой смеркается рано, по этому, через час езды, водитель включил фары, снежинки кружились в хороводе, в лучах света.  От этого хоровода кружилась голова,  стрелка спидометра спустилась до «полсотни».

 – Кажется - метель надвигается?  - просипел,  простуженным голосом, водитель.  И обращаясь к пассажирам, через зеркало заднего вида, добавил;   
  - Вы чего, притихли, никак дремать собрались? Вы, это… песню бы  спели, что ли.  Я вот на днях  артистов городских вез, так они всю дорогу пели.
  – Да – мы, не артисты, а художники, это молчаливый жанр искусства,  -  пояснил я. 
 – Понятно, ну хоть анекдоты рассказывайте.
 -  Что – то настроенья нет, анекдоты «травить».
  – А, что случилось, похоронили кого?
 - Почти…, «верного коня» бросили. Мы на своей машине приехали, собрались домой ехать, а она  не заводится, и чинить времени нет.   Думаю генератор «накрылся», лампочка, в последнее время мигала, а я не придал значения, вот аккумулятор и посадил.
  – Да… без генератора, зимой - далеко не уедешь.   
 – После праздников поеду - заберу. 
  – Не переживай, ты ведь не на дороге « верного коня» бросил?   
 - Знакомому во двор закатили, ключи ему оставил, может, найдет мастера, и починит к моему приезду.
 Метель, которую пророчил водитель, мы проскочили, и теперь автобус мчался по чистому асфальту.
  За разговором, незаметно пролетело время, водитель рассказал несколько историй из своей шоферской жизни.  Мы даже  «обменялись телефонами» на всякий случай.   Мои коллеги, распластались на сиденьях, и крепко спали, когда  въехали, в сверкающий Новогодней иллюминацией город.  Водитель оказался, очень добродушный человек,  развез нас по домам.
    
После Новогодней ночи, отлежавшись, день, мне не терпелось забрать, брошенную машину.  Позвонил друзьям – коллегам, у всех нашлись оправдания, чтобы не ехать. Супруга видя такую ситуацию, попросилась поехать со мной. 
 – Это не романтическое путешествие, там степь, снежные заносы, всякое может случиться,  - возразил я.
  – Одного я тебя не пущу, если никого не уговоришь, все равно с тобой поеду, - стояла она на своем.
 
 Погода в эти дни была солнечная и тихая, я созвонился с Володей – водителем автобуса, который привез нашу бригаду.  Узнал когда у него рейс, и попросил оставить для меня два места.
  Пассажиров в глубинку было не много, в основном молодые люди, они прибывали в праздничном настроении, выпивали, пели песни.  Моя жена, общительная по природе, успешно влилась в незнакомую компанию и веселилась вместе с ними.  Я опять, подсел поближе к Володе и мы всю дорогу проговорили, о проблемах водительских.
 Зайдя во двор директора Дома культуры, я обнаружил, что мой «жигуленок» отсутствует.   Хозяйка пояснила, что мужики весь день ремонтировали автомобиль, а когда сделали, решили покататься.
 - Они скоро приедут, - успокаивала она нас.
 – Проходите, располагайтесь, как удобно, сейчас чайник поставлю, чайку попьем.
 Супруга, из внесенного, мной, огромного рюкзака, стала извлекать банки с домашними соленьями, и вареньем, сопровождая действия информацией.
  – Это все, я сама закручивала, на даче вырастила, пока муж тут у вас пропадал, я время зря не теряла.   
  – Рахмет… Спасибо… Коп – коп рахмет*… - повторяла изумленная хозяйка.
 В просторной  гостевой комнате, куда нас сопроводили, на полу,  лежал огромный ковер.   По периметру были разложены разноцветные подушки. В центре на клеенчатой скатерти стояли разнокалиберные пиалы, наполненные разнообразными яствами.  Мы  присели за достархан, и я, как знаток Казахских лакомств, стал объяснять супруге, в какой пиале, какой продукт.  С кухни послышался свист.  Появилась, с кипящим чайником, хозяйка, она с ловкостью балерины, скрестила ножки и грациозно присела у керосинки, на которой подогревался большой «заварник» из фарфора.  Она долила его кипятком, добавила две ложечки черного чая, и стала наливать сливки в маленькие пиалы стоящие на серебряном подносе.  Поверх сливок добавила в пиалы темно янтарной жидкости и подвинула гостям.
 За чаем, мы разговорились с хозяйкой, она предложила нам не торопиться с отъездом, погостить несколько дней. 
 - Вечером придут гости, будем, есть Бесбармак из барашка, играть в карты, петь песни, – сообщила она.
 Жена шепнула мне на ухо:
 - Давай останемся, мне, так интересно?   Ты мне столько рассказывал, я хочу сама все увидеть.  Я кивнул в знак согласия и вышел покурить.  Как раз подъехали кунаки на моей «копейке». Из салона автомобиля стали выбираться веселые гости, их было так много, что я удивился, как им удалось так набиться.  Хозяин, сидевший на переднем пассажирском сиденье, вылез с большим казаном в руках, подойдя ко мне, радостно объявил:
 - Как хорошо, что ты приехал, сегодня, как раз мой день принимать гостей, ты будешь - почетный гость.
   Я знал, что у казахов все праздничные дни справедливо распределены по родственникам, кто в какой праздник принимает гостей.  В мусульманский Новый год – Наурыз  собирается родня, и тянут жребий, вот сегодня день приема у нашего знакомого.  Наше присутствие, придавало значимость мероприятию, хозяин усадил нас на почетное место, и стал знакомить с родственниками.
  -  Это наш отец, - указал  он на седого, сухощавого старика с орденом «красной звезды» и многочисленными медальными планками на груди.    – Это мои братья, и муж сестры, Ермек - называя всех поименно,  продолжал он, - Они работают чабанами в соседних хозяйствах.
Женщины суетились на кухне, поочередно приносили закуски и ставили на скатерть.   Хозяин налил водки, аксакал произнес тост, выпили и стали закусывать. Молодая казашка, с тазиком и кувшином обошла гостей предлагая помыть руки, потому, как сейчас, подадут главное   национальное блюдо -  Бесбармак, а его по традиции, кушают пятью пальцами.
 Отсутствие женщин за достарханом, смущало мою супругу, и она, извинившись, перебралась к женщинам на кухню.  Оттуда доносился звонкий смех.  Принесли блюдо с мясом вареного барашка, обложенное тонкими лепешками.   Процессом употребления этого блюда, руководит старейший, он раздает куски мяса, завернутые в лепешку гостям, произнося добрые пожелания.
 Когда с главным блюдом было покончено, женщины прибрали посуду, и мужчины стали играть в карты.  Меня, от сытного ужина, стало клонить в дрему,  я устроился на диване в соседней комнате.  Сквозь сон, слышал звуки домбры и протяжную песню старика.
 Утром я, встав раньше всех,  пошел обследовать свой автомобиль.  Действительно, как  говорил хозяин дома, генератор сверкал новизной.   
Погода была морозная, солнце Розовым заревом окрасило горизонт.  Прогрел двигатель, прибрался в салоне.  Супруга позвала позавтракать в дорогу, хозяйка дома собрала гостинцев в наш рюкзак.  Мы решили не будить мужчин, попрощались с хозяйкой и уже садились в машину, как нас остановила сноха хозяйки. – Возьми нас, по дорога будет – попросила она.  – Мы рядом живем, пять километр, от трасса.
  Она затолкала сонного мужа в автомобиль, и  мы поехали.
 Первая проблема случилась на выезде из райцентра, диспетчер единственной заправки ушел домой, оставив обнадеживающую записку: « Буду - через пять минут».  Эти пять минут, для нас обошлись в сорок пять.
Со второй   проблемой столкнулись, когда съехали с трассы.  За ночь перемело проселочную дорогу,  и проехать в аул, где живут родственники, стоило больших усилий. Мы петляли между сугробов, с разгону пробивались через заносы. Местами приходилось толкать автомобиль.  Тут на дорогу, мы потратили еще два драгоценных часа.
  Обратно на трассу мы возвращались, когда солнце заволокло снежной пеленой,  началась метель.  Колеи, которые мы проторили  – замело, и определить направление невозможно. Стоило нам остановиться как, буран стал заносить машину.   Я достал  лопату и стал разгребать снег, надеясь пробиться через заносы. За два часа моих усилий, нам удалось продвинуться метров на сто.  Измотанный,  мокрый от пота и снега, я сел отдышаться в машину. Время стремительно мчалось.  Моя пассажирка, напуганная  бесполезностью противостоять стихии. Нервно повторяла:

           - Мы замерзнем? Что делать? Мне страшно.

       Я молчал, прикидывая, что предпринять.
 
 – Ну что ты молчишь?  Скажи,  хоть что ни будь.

  – Не паникуй, я сейчас отдохну и пойду в аул к Ермеку.  Мы не далеко отъехали, километра два не больше.

  – Я с тобой! Я боюсь оставаться одна.
 Сумерки окончательно заволокли бушующую, снежную степь.  Ветер дул в сторону покинутого нами аула, там отчетливо виднелись огни.  Я достал из багажника валенки, переобул растерянную супругу, и мы пошли на огоньки.
  Находясь в автомобиле, женщина не ощущала всей свирепости метели, теперь проваливаясь в сугробы, она молила господа дать сил добраться до людей. Мы медленно, преодолевая сугробы, продвигались к цели. Мелкая снежная пыль, закручиваясь, осыпала лицо. Глаза слезились и через пелену, огоньки аула, расплывались в радужные гирлянды.  Я вспомнил Новогодние огни родного города и подумал:
  - Этот новый год запомнится на долго…  Последние метры  мы преодолевали держась друг задруга, спотыкаясь и задыхаясь от перенапряжения. Добравшись до двери дома, мы ввалились в помещение, как два снежных кома. Не в силах двигаться, упали на пол, и лежали неподвижно, пока не восстановилось дыхание.
Перепуганная жена Ермека,  вскидывала руки  и причитала  - Ай баяй! Ай баяй!...
  – Я так боялса за вас, жалел, что просил везти.  – Приговаривала  она, стаскивая мокрую одежду, укладывая на боров теплой печки.  Дети с любопытством рассматривали нас.  – Ак апа, Ак апа*… - лопотали малыши, показывая пальцем на светлые волосы моей супруги. 
  – Ермек  пошел шабра,  карты играть,  хотите,  позову? – предложила хозяйка. 
-  Сейчас не стоит его беспокоить, а вот утром он нам понадобится.  Трактор, что во дворе стоит на ходу?  - поинтересовался я.
 – Конечно. Ермек завтра за кормом поедет,  -  ответила хозяйка.
  По завыванию ветра за окном чувствовалось, что метель усиливается.  От этого завывания, ощущалась  близость природной  стихии,  которая беспощадна к путнику - попавшему в её объятие.  Страх не покидал наше сознание, прижавшись спиной к печке, супруга дрожала, по лицу расплывались потеки косметики.  Она пыталась улыбаться напуганным детям, но они только дальше отползали от неё.
  Хозяйка суетилась возле нас, не зная чем занять гостей, потом накинула куртку и на ходу сообщила: 
 - Пойду хозяина позову, разговаривать будите, я плохо говорю - русский.
  Через несколько минут в дом явилась шумная компания.   Вошел  хозяин, с ним, громко разговаривая, вошло еще трое мужчин.  Женщины внесли кастрюли, сумки и стали накрывать достархан.  Степным людям, такая погода была привычна, они шутили над городскими гостями, не подозревая какой стресс пришлось пережить им несколько часов назад.
 В теплой компании, гостеприимных хозяев, растерянность исчезла, мы с интересом слушали истории веселого Ермека.  Он рассказывал о своей работе, как трудно пережить зиму. Поведал страшную историю противостояния волчьим набегам. Красочно описал весенний окот стада, когда появляются ягнятки, степь просыпается, цветут тюльпаны, много молодой, сочной травы…
 Утром,  от метели, остались только снежные барханы, солнце светило так ярко, что слепило глаза.  Ориентируясь по столбам, я отыскал занесенный по крышу автомобиль,  и стал откапывать его. Подъехал на тракторе Ермек с моей попутчицей, я подцепил трос к трактору,  он благополучно вытащил автомобиль на трассу.  Моя  половинка перебралась из трактора в салон автомобиля, и всю дорогу, не умолкая,  делилась впечатлением  о пережитом  событие в экзотической поездке.

*Коп рахмет  - большое спасибо
*Ак  апа  -  белая тетя.