Мистер Снулость

Юрий Радзиковицкий
                Мистер Снулость
                Рассказ

                Животные более настоящие, чем люди.
                Они не хотят тебе льстить, не хотят
                производить на тебя какое-то впечатление
                Ничего показного. Какие он есть, такие и есть,
                Как камни и цветы или как звёзды на небе.
                Герман Гессе
                Нельзя к животным подходить с человеческой 
                меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и
                сами они – существа более законченные и
                совершенные, чем мы с вами… Животные – не
                меньшие братья наши и не бедные родственники;
                они – иные народы, вместе с нами угодившие в
                сеть жизни, в сеть времени; такие же как и мы,
                пленники земного великолепия и земных страданий.
                Генри Бестон
                Многие люди разговаривают с животными, но
                немногие слушают - вот в чём проблема.
                Бенджамин Хофф
                1

То, что с ним происходит что-то неладное, в цирке стали замечать с не давних пор. Он стал более медлительным, можно сказать, не торопливым. В нём вдруг проявилась некоторая вальяжность. Всё это никак не объяснялось достижением определённого возраста. К тому же, он находился в хороших физических и физиологических кондициях. Но паузы, которые стали возникать перед исполнением команд, всё увеличивались. Они нервировали работников арены и создавали нежелательный ажиотаж у зрителей. «Доброжелатели» стали его именовать Мистер Снулость вместо той клички, с которой он до этого выступал в цирковом номере под названием «Бенгальское созвездие».
Долгие годы, с первых шагов на арене, у него была забавное имя для представителя хищников Бангладеша, откуда  родом были его предки - Махаон. Он являл собой великолепный экземпляр не очень распространённой в современных естественных местах обитания одной из популяций тигровых. Это был весьма впечатляющих размеров светло-оранжевый зверь с тёмно-чёрными полосами, с белым животом и хвостом серо-белого цвета с чёрными кольцами. Голова и лапы также были оранжевыми с отдельными черными полосами разных размеров и ширины. К восьми годам длинна его туловища, вместе с хвостом, достигла 262 сантиметров, вес приблизился к 242 килограммам, а высота в холке  остановилась около метра. Огромные, далеко недобрые тёмно-жёлтые глазища, свирепые кустистые белесые усы и двенадцатисантиметровые клыки убедительно дополняли всю эту картину физического совершенства нашего персонажа. И трудно себе представить, что бы такое создание именовалось Махаоном. Ведь махаон - это вид бабочки, названный натуралистом Карлом Линнеем в честь одноименного персонажа греческих мифов, участвовавшего в походе на древнюю Трою, возглавляя фессалийское войско. Этот персонаж древней истории заслужил славу у греков как своими воинскими доблестями, так и искусством врачевания военных ран и увечий участников тех кровавых сражений.

                2

 Однако, справедливости ради, надо заметить, что в свои младенческие годы тигр имел иное, не менее странное, имя - Ремор. Дело в том, что в месяца три у него обнаружилась причудливая особенность. Напитавшись материнским молоком, он тут же засыпал, но пасть вокруг соска не отпускал. И когда тигрица вставала после кормления, чтобы заняться своими делами, то наш котёнок не разжимал челюстей и просто висел под животом у матери. Все её попытки избавиться от этого обузливого прилипалы были тщетны. Только решительное вмешательство  одного из служителей освобождало мать от этой ноши. Тут кто-то вспомнил, что в морских глубинах существуют создания, которые имеют специальные устройства, чтобы прилипать к большим обитателям водных стихий: к китам, акулам, морским черепахам, например. Забавный вид ловли существует на одном из островов Океании. Местные аборигены отлавливают таких рыбин, привязывают к их хвостам длинные верёвки и отпускают в океан. Затем они изредка поддергивают веревку и, почувствовав сопротивление, начинают вытаскивать рыбину на берег. С огромным усилием им это удаётся сделать, так как вместе с прилипалой на берег вытаскивалась огромная морская черепаха, к панцирю которой присосался этот диковинный паразит. Эти не прошеные квартиранты, по  сути дела, всю свою жизнь живут на телах других животных, причём, последние не особенно возражают против такого симбиоза. Подобный вид рыбин так и называют - прилипалами, или реморами.
Так и наш прилипала получил по аналогии звучное имя – Ремор.

                3

Он некоторое время жил под этим именем, пока не решили, что его надо готовить к цирковой арене. Поэтому в десять месяцев тигрёнка с этой целью отдали для начальной дрессировки юной выпускнице циркового училища, только что зачисленной в штат данного цирка. Будущая воспитательница была весьма неординарной личностью. С раннего детства её неодолимо тянуло в загадочный параллельный мир - мир животных, насекомых рыб и всяких ползучих гадов. Дома ей категорически воспрещалось держать что-либо прыгающее, ползающее или летающее, мяукающее, лающее или шуршащее в клетке. Поэтому книги, фильмы, зоопарки и цирковые представления с животными стали той альтернативой, в которой она реализовала свой интерес, что по мере её взросления только увеличивался и расширялся. Где-то к одиннадцати годам она взяла под опеку всё живое, что обитало в домах её одноклассниц, знакомых и сослуживцев её родителей. К тому же она ещё неожиданно увлеклась зоопсихологией и ветеринарией. И её выбор отделения дрессировки при поступлении в цирковое училище был вполне закономерен.
Получив под свою опеку очаровательного большого рыжего котёнка, она впала в полный восторг. Всё в нём её восхищало: и игривость, и ласковость, и милая бестолковость, и даже внезапные приступы капризности. Она всецело посвятила себя этому созданию: никакой личной жизни, никаких других интересов, круг друзей стремительно сокращался. Ремор отвечал ей искренней привязанностью. Они скучали во время разлук. Их встречи после вынужденного расставания превращались в бурные проявления чувств.
Как-то через полгода она вдруг заявила тигрёнку, который сидел на тумбе и ждал  дальнейших команд:
- У нас сегодня, тигрёнок-котёнок, каникулы. Занятий не будет – мы едим в лесопарке: пара тебе порезвиться на природе.
Стоял тёплый августовский день. Солнце щедро одаривало лесную поляну своей благостью. Тигрёнок просто ошалел от всего разнообразия, в котором он вдруг оказался: цветы, кусты, какие-то кочки и пни, высокая трава и эти летающие существа: жуки, пчёлы, шмели и стрекозы. Он пытался за ними охотиться, делая неуклюжие прыжки, вызывая у своей наставницы приступы смеха. Но вдруг зверёныш замер: перед ним на головке крупного цветка сидело чудо. Но не просто сидело, а изредка то раскрывало, то закрывало крылья. И это были воистину необыкновенные крылья: их преобладающим тоном был белый, украшенный крупными округлыми  пятнами сильного насыщенного чёрного и красного цветов.
На фоне синего венчика цветка, на котором сидело волшебное создание, это выглядело чарующе. Всё это просто поразило неофита. Он попытался подобраться поближе. Ему это удалось. Но когда он захотел понюхать сие эфемерное явление, то оно, взмахнув своими парусами, взлетело и, резко взмыв, исчезло в  лучах августовского ярилы. Ремор тут же попытался, подпрыгнув, удержать строптивую красавицу, но не преуспел в этом. В расстроенных чувствах он сел на траву и жалобно посмотрел на свою наставницу, на что та резонно заметила:
- Бабочка тигру не товарищ. Усвоил, милый полосатик?
В ответ её подопечный совершил действия, которые ввели девушку в полный ступор. Тигрёнок встал, сделал короткую пробежку и изо всех сил подпрыгнул. Зависнув в верхней точке, он тут же вытянул во все стороны лапы, пытаясь их удержать в горизонтальной плоскости. И тут же рухнул в траву, едва успев опереться на свои лапы. Вновь проделал описанные действия. И вновь с громким шлепком рухнул. Полежал, собрался с силами и опять взмыл в высоту. Результат был таким же плачевным. От досады, лежа в траве, он даже жалобно заскулил, тоскливо смотря на наставницу оранжевыми глазищами. Той даже увиделись слёзы в них. Она подбежала к нему, схватила на руки, прижала к себе, бормоча:
- Господи, ты решил быть бабочкой! Тебе захотелось летать! Никакой ты не Ремор. Ты …ты настоящий Махаон! И вы похожи. Стой. Дай вспомнить описание этой бабочки из энциклопедии. Вспомнила. Слушай, эта страница просто стоит у меня перед глазами, такая уж у меня память, зверёныш: «Основной цвет фона крыльев - интенсивно-жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, и с широкой чёрной каймой, с жёлтыми лунообразными пятнами у внешнего края крыла».  Итак, вы оба рыжие с чёрными разводами. Узоры и окрас твоей шкурки просто совпадают с расцветкой крыльев этой бабочки. Как я раньше не обратила внимания на такое поразительное сходство. Тем более что в детстве я бегала за этими удивительными созданиями, когда вместе с родителями отдыхала летом в Краснодарском крае. Всё. Запомни, моё сокровище: тебя отныне зовут Ма – ха – он. Понял. Махаон и точка!
Опустив питомца на лужайку, она стала бегать по ней, то и дело радостно и звонко выкрикивая: «Махаон, Махаон, Махаон». Тигрёнок, забыв не давние огорчения, стал с восторгом носиться за ней. Так это имя и закрепилось за ним, хотя юной дрессировщице пришлось к этому приложить немало усилий.

                4

Где-то через полтора года администрация цирка вдруг уведомила эту наставницу, что её питомца у неё забирают, аргументировав это тем, что возник новый цирковой проект под названием «Бенгальское созвездие». И Махаон должен начать репетиции в составе этого набора молодых тигров под руководством опытного укротителя. Было также заявлено, что она отлично справилась с задачей доведения тигра-несмышлёныша до нужных кондиций, за что ей полагается солидная премия и двухмесячный оплачиваемый отпуск, по окончанию которого ей будет поручена ранняя дрессировка шестимесячной чёрной пумы.
На всё это молодая дрессировщица заявила решительный протест, сказав, что пришла в цирк с планами выступать на его манеже со своими питомцами. Она также сказала, что у неё есть свой проект выступления с Махаоном, и она готова с ним ознакомить руководство цирка. Но все её предложения были в категоричной форме отвергнуты, При этом упор делался на молодость заявительницы. При этом было добавлено:
- Вот поработайте с пумой и через два года приходите с проектом с её  и вашем участием в нём. Молодая изящная леди и чёрная грациозная пума на манеже - это будет ударный номер в любой цирковой программе.
Но девушка не повелась на столь радужные перспективы и поступила по принципу: из глаза вон – из сердца вон. Уволилась, ушла из профессии и даже выехала в Австрию, благо с детства знала немецкий язык: её отец был этнический немец. Там, в Вене, она окончила Vetmeduni, Венский Ветеринарный Университет, по специализациям этология, ветеринария и зоопсихология. После чего открыла свой праксис по оказанию помощи всему живому, что обретается у австрийских граждан. Носило это заведение звонкое название: «Schwalbenschwanz», что в переводе с немецкого обозначало: «Ласточкин хвост», при этом надо иметь ввиду, что это одно из названий бабочек из семейства «Махаон».

                5

Махаон под этим именем тем временем продолжал выступать в проекте «Бенгальское созвездие». После расставания со своей наставницей он некоторое время тосковал, даже объявил голодовку. Но опытный укротитель смог вывести его из этого состояния. Тигр на манеже работал в полную силу, срывая аплодисменты восхищения своей красотой, статью и мощью. Но многие замечали, что при всём при этом, после столь резкого обрыва общения со своей первой наставницей в его взгляде появилась некоторая угрюмость, и что он с большим трудом шёл на контакты с людьми вне цирковой арены.
Так длилось до недавних пор, когда некоторые новины в его поведении заставили людей его вновь переименовать. Мистер Снулость вызвал у всех, кто с ним соприкасался, большую озабоченность. Для консультаций была приглашена группа этологов и зоопсихологов. Их вердикт был неутешительным: имеет место усталость организма. Тигр в профессиональном плане  к восьми годам выработал свой ресурс при полном физиологическом здравии. Его надо вывести из проекта «Бенгальское созвездие», а если и использовать на манеже во время других выступлений, то только в качестве иллюстративного элемента. Так и поступили, спорадически используя его в выездных представлениях цирка в качестве демонстраций его внешних данных и впечатляющего рыка, что вырывался из его распахнутой зубастой пасти. Одновременно решалась возможность избавления от бесполезного зверя неким кардинальным способом. Среди рассматриваемых вариантов рассматривались и возможность продажи его в частные цирки, и возможность передачи его в государственный заповедник, или в уральский центр реабилитаций диких животных «Утёс», что под Хабаровском, и возможность передачи в семью какого-нибудь укротителя. Ведь известно, что тигр Мартин шестнадцать лет прожил в семье Запашных, популярных деятелей циркового искусства.  Было и совсем неожиданное предложение от крупного финансового воротилы. Он предложил продать ему Махаона по баснословной цене. Но на совершенно не приемлемых для цирка условиях. Тигра надлежало умертвить, а его шкуру передать означенному покупателю для украшения в дальнейшем стены его кабинета в загородном особняке, что почти достраивался в данный момент. Это предложение было руководством цирка с возмущением отвергнуто. Из всех перечисленных вариантов   наиболее вероятным был вариант с уральским центром. Более того, центр уже изыскивал деньги для приобретения столь ценного экземпляра дикого зверя. Но жизнь внесла свои коррективы в эти планы.

                6

В те дни общественность города отмечала 75-летие местного театра Оперетты. Поэтому в ближайшую субботу в театре должен был состояться юбилейный гала-концерт с приглашением ведущих творческих коллективов города и известных представителей эстрадного искусства. Получили приглашение для участия в концерте и мастера циркового манежа.
Означенная дата наступила, и «театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла - всё кипит». Концерт от номера к номеру шёл с нарастающей степенью успеха к вящему удовольствию публики. И это были не рядовые зрители, ведь по случаю торжества здесь присутствовала элита города. Избранные: городские муниципальные представители власти, видные коммерсанты и предприниматели, финансисты и высшие чины правоохранительных органов, университетская и вузовская интеллигенция и разнообразный культурный или около культурный бомонд. Не обошлось тут и без модной городской тусовки с участием записных красавиц. Украшения и одеяния дам впечатляли, а изобилие яств на фуршетных столах превышало всяческие ожидания. Прошло уже два отделения, и публика вновь возвращалась на свои места: вот-вот заканчивался затянувшийся антракт перед последней частью концерта, в которой анонсировалось выступление артистов цирка. И задержка, видимо, объяснилась трудоёмкостью работ при переоборудовании театральных подмостков под цирковой манеж. Но вот занавес дрогнул и под овации зрителей начал раздвигаться, открывая совершенно экзотическую картину. Взыскующему взору открылся бесподобный зал для приёмов в каком-то средневековом европейском замке. Роскошные гобелены с изображением охотничьих сцен, полноростные фигуры воинов, одетых в металлические доспехи, огромный пылающий жаром камин в дальнем левом углу, украшенный сияющей замысловатой бронзовой геральдикой, и какой-то жуткий идол, виднмо, захваченный во время похода в сарацинские земли и привезённый хозяином в качестве трофея, стоящий  в правом дальнем углу – всё это в своей совокупности создавало атмосферу таинственности и предвкушения чего-то жуткого, если не сказать – мистического. Зритель замер. Конферансье, воспользовавшись наступившей тишиной, убедительно попросил выключить все гаджеты, при этом в категорической форме запретил фотографировать сцену во время выступления зверей. Сказав всё это, он ушёл, и тут же зазвучала в записи музыка. Это были первые такты «Болеро» Равеля. Одновременно открылись боковые двери зрительного зала, и в них вошли шесть средневековых стражников. Четверо из них, вооружённых длинными пиками, поднялись на сцену и встали по всем четырём углам замковой залы. Двое других, с мушкетами на плечах, прошли и встали в зрительном зале рядом со сценой по обе её стороны, повернувшись в профиль к залу. Музыка ширилась, и громкость её увеличивались. Вдруг вся сцена озарилась яркой вспышкой, и через всю залу пробежал укротитель, в роскошном костюме с хлыстом в правой руке и длинным шестом в другой. Пробежав наискосок сценическое пространство, он замер в правом, ближнем к зрителю, углу. Возникла вновь пауза, во время которой музыка всё усиливала свою амплитуду. Затем выбежали чёрные рабы и поставили в ряд три тумбы вдоль дальней фронтальной стены. Барабаны взревели с новой силой, и тут в зал вбежали три свирепых тигра, издавая умопомрачительные рыки. Аудитория ахнула единым дыхом и замерла в оцепенении: между зрителями и этими хищниками ничего не было, кроме пустой оркестровой ямы. Ни решётки,
ни сетки – ничто не  мешало этим кошечкам пообщаться с лучшими представителями рода человеческого. Один прыжок – и кушать подано! Однако волнения были напрасны. Четыре стражника, они же помощники укротителя, быстро и ловко рассадили трёх бенгальских красавцев по тумбам, где они и замерли, всем свои видом напоминая эпизод из сказки  Андерсена «Огниво». Потом укротитель хлопком своего хлыста поднял крайних зверей-артистов, заставил пробежаться по кругу в быстром и медленном темпах. После чего помощники-негры принесли обручи и большие резиновые разноцветные мячи. Стражники затеяли с двумя тиграми различные игры с этим предметами. Всё это время третий тигр сидел на средней тумбе, изредка, по команде укротителя, порыкивал, свирепо вращая головой. Это, конечно, был Махаон собственной персоной.
Но вот «Болеро» утихло, и в наступившей звуковой паузе стражники рассадили безотказно отработавших хищников на крайние тумбы. И тут же заиграла искромётная музыка. Это было рондо Моцарта «Турецкий марш».  Используя хлыст и шест, укротитель тот час подал Махаону команду встать на задние лапы, вытянуться во весь рост и лишь затем поднять вверх передние лапы, оглушительно рыча при этом. Целью этого номера являлась демонстрация физической мощи и красоты этого чуда природы. Но чудо не среагировало на эту команда, продолжая безучастно и меланхолично смотреть куда-то вдаль. Укротитель повторил команду. Тот результат. Команда обозначилась ещё раз, но в более резкой и агрессивной форме. Махаон встрепенулся, но не стал ничего делать из того, что ему бы предписано. Наоборот, он грузно соскочил с тумбы и медленно двинулся к укротителю. Сделал шаг и издал свирепый рык. Звук его был оглушающий не только на манеже, но, улетев в зал и отразившись от стен и потолка, он просто распластал зрителей в креслах. Если бы тут присутствовала его первая наставница, то она, как знаток, сообщила бы: « Воинственный рык бенгальского тигра можно услышать за три километра от места нахождения зверя».
В наступившей мертвящей тишине сюрреалистично  продолжало звучать знаменитое рондо. Надо заметить тут, что к этому моменту двух тигров уже не было на манеже: их спешно помощники отправили за кулисы в клетки.
И так. Рондо бравурно неистовствует, а под него Махаон скрадывающей походкой так же медленно продолжил движение к укротителю. Тот, выкрикнув стражникам, что с мушкетами стояли у сцены: «Внимание», -  полез в кобуру, что у него была подмышкой, и достал из неё маленький чёрный пистолет, что тут же сверкнул своими гранями в свете софитов. Но эти его приготовления оказались напрасными. Тигр вдруг остановился. Прислушался, затем повернулся и начал движение в сторону зрительного зала. Но замер. Что ему послышалось в атмосфере зала. Может быть, родной голос, зовущий откуда-то издалека:
- Тигрёнок-ребёнок, лети ко мне, моя рыжая бабочка. Ты устал. Тебе пора на нашу лесную поляну на траву, к цветам и бабочкам - подальше от всех людей. Поспеши, родной котёнок!»
 Махаон сделал ещё один шаг и тут же стремительно прыгнул высоко вверх, зависнув во всём своём зверином великолепии над оркестровой ямой.  Завис над залом во весь свой более чем двух с половиной метровый рост.  Его полёт был прерван серией выстрелов, которые были сделаны из многозарядных винчестеров, закамуфлированных под мушкеты. Это стреляли двое стражников, что находились в зале. Трёхсоткилограммовая туша зверя с грохотом приземлилась в оркестровую яму, ломая там мебель и оставленные инструменты. Ещё звучали последние такты рондо, а ни одного зрителя в зале уже не было. Всего три минуты прошло с начала описанных событий, столь длится оркестровая запись «Персидского марша», но для многих они показались вечностью.
На следующий день в одной городской газете появилась фотография, потом появившаяся в основных изданиях мира. На ней был изображён Махаон, летящий навстречу со зрительным залом. Он парил, раскинув на все четыре стороны свои мощные когтистые рыжие лапы с чёрными разводами.  Его громадная рыжая голова, с белыми и чёрными разводами, с ощеристой острыми клыками пастью, была прижата к туловищу, что белесым облаком в рыжих подпалинах боков зависло над оркестровой ямой. Налитые кровью глаза не сулили ничего, кроме быстрой расправы. Это был летящий ужас, явленный полётом этой инфернальной бабочки. Махаон летел к своим звериным богам, или за той бабочкой, что он упустил когда-то в детстве.

                7

Через несколько месяцев спустя стало ясно, что главным выгодоприобретателем от случившейся драмы в театре Оперетты стал тот самый мерзопакостный финансовый воротила, который странным образом попытался поучаствовать в судьбе Махаона. Это обнаружилось, когда он пригласил «сливки» городского общества на презентацию своего загородного особняка. Роскошь и вычурность его интерьеров, конечно, поразили всех глазеющих на это великолепие. Но сущим потрясением было лицезрение стен рабочего кабинета хозяина этого особняка.  Особенно от двух из них, располагавшихся по правую и левую руку при входе в это помещение. На правой - на огромной деревянной панели из дорогой тиковой древесины из Таиланда - была растянута натуральная шкура огромного бенгальского тигра. Это было то, что осталось от Махаона. На противоположной стене, во всю её площадь, висел красочной гобелен, исполненный в стиле средневековых фламандских мастеров. На нём присутствующим была представлена живописная жанровая сцена, основой для сюжета которой была взята знаменитая фотография из газеты, опубликованная после гибели Махаона. Из чащи экзотического мангрового леса где-то на границе Индии и Бангладеша на группу изящно одетых европейских дворян с охотниками, гончими собаками и несколькими аборигенами-носильщиками в невероятном прыжке устремился тигр. Но зрителям этой сцены казалось, что целью разъярённого чудовищного хищника являются не эти средневековые любители охотничьих приключений в далёких землях, а они, простые обыватели  XXI века.
Судьба не была благосклонна к хозяину этого кабинета. Превратности финансового рынка привели его краху. Он был вынужден продать свои активы, а гобелен и тигровая шкура были проданы с аукциона, и дальнейшая их судьба не известна.
 
                8

Однако случай в театре Оперетты всё же ещё хранит в себе память народная. Примером может служить разговор, что состоялся через достаточно продолжительное время. Он имел место в перерыве между заседаниями очередной сессии Законодательного собрания города. Один из депутатов, указывая своему собеседнику на кого-то, стоящего в некотором отдалении в рекреации, где депутаты за стойками подкреплялись напитками и едой, сказал:
- Вон тот хмырь, представь, в прениях сегодня вскинулся и напрыгнул на меня, как та бабочка…
- Постой. Бабочки не нападают. Ты чего-то не того…
- Именно того! Ты что забыл, как тигр Махаон как-то чуть не растерзал народ, прыгнув со сцены этого долбаного театра? А махаон - это вид редкой бабочки. Знать надо, коллега.
- Извини, запамятовал. Ну, набросился он, а ты что?
- Как что? Срезал на лету! И тот с треском упал в свою оркестровую яму.
Помолчал немного, а затем с лёгкой циничной ухмылкой добавил:
- Не тот нынче зверь пошёл! Да и шкуры стали не в цене.

 08. 10. 2020.