Памятка для начинающих авторов

Людмила Волкова
               
                По следам моих "Заметок о мастерстве прозаика"               
                Повторение пройденного.

                Напоминаю: мои заметки адресованы авторам начинающим, без большого жизненного опыта или творческого, а это часто не зависит от возраста. Желание придумывать  параллельную действительность может  охватить вас вместе с диагнозом  старческого склероза.
                Все прочие авторы могут расслабиться. Они уже давно определились: кто-то пишет «для себя», кто-то не сомневается в своем таланте, и ему чихать на всякие советы, тем более на критику. Немногие счастливчики  гордятся членством в СП.
                Но пока есть среди нас  авторы, способные к трезвой оценке своих умений, некоторым и понадобится памятка, подобная плану к школьному сочинению, где собраны не перлы литературоведения, а простое повторение пройденного.

                1.Итак, с чего начать,  когда  вас посетило вдохновение, а в голове брезжит замысел, мешающий доварить борщ, домыть посуду, если вы женщина, или  что-то в доме отремонтировать,  если -  мужчина?
                Тема, идея и замысел – шагают в связке. Тема может быть одна, но  идей чаще всего несколько, потому что каждый герой – носитель определенного авторского замысла. Если вы не имеете в голове мысли, ради которой взялись за перо, и не начинайте пустую затею.
                Как интересно раскрыть тему, если вы в ней ни бум-бум? А никак. Писать нужно о том, что хорошо знаешь. В идеале сначала должен сложиться хоть какой-то сюжет, иначе тема и замысел умрут в зародыше.

                В общем, не гоните лошадей - дайте  замыслу  созреть, оформиться в мысль, угнездиться в извилинах мозга.
                Кстати, замысел не всегда должен отвечать на вопрос: а что хотел сказать автор? Не  обязательно замысел означает идею произведения. Жизнь многообразна, автор имеет право на изображение  определенного характера – личности или отношений между людьми, чтобы показать разнообразие судеб, связанное с разнообразием характеров. И тогда он подводит читателя к самостоятельному выводу,  что такое хорошо, а что – плохо. А это уже зависит от личности самого читателя.

                2.  Вот уже  вам не терпится бежать к компьютеру или к бумаге – зуд графомании ( в хорошем смысле) становится невыносимым.  Прибежали, сели, написали название. И тут – бац! – новая остановка  в процессе: а что писать? Роман, повесть, рассказ? Что там на нашей ПРОЗЕ  читают чаще?
                Выбор жанра тоже требует раздумий… Вон как на миниатюры читатели  набрасываются! Может,  ее, милую,  за полчасика сваять? В рейтинг попаду!
                Но замысел противится, мысль ворочается: « Роман не одолею. Повесть –  сомневаюсь. Рассказ? Его можно растянуть или сократить. Дай-ка, напишу рассказ.  Вон и Чехов с них начинал…»
                Хорошо подумайте:  вы же не Чехов,  это только кажется,  что рассказ легче написать.  Попробуйте повесть. Она откроет пространство для сюжета, да и количество героев можно варьировать как угодно.
                3. Итак, вы определились, о чем писать и в каком жанре.  А сюжет? Как его построить? Чем завлечь читателя, чтобы не заскучал на первой же главе?
                Современная повесть строится  иначе, чем в прошлых веках, когда герои больше говорили, чем действовали. В их диалоги (споры) писатель переносил свой замысел- поднять проблемы, чаще всего социальные, обсудить их, попытаться словесно оформить  важность для общества. Сюжет многих повестей  в 19 веке можно пересказать в двух-трех предложениях. Сегодня же ценится динамика в развитии сюжета. А как этого достичь?
                4.Теперь на арену  и выходит  композиция. На нее многие авторы вообще махнули рукой. Напрасно. Когда завязка, развитие действия, кульминация  и развязка  продуманы, позаботьтесь  об интриге – куда и как ее пристроить, чтобы читателя заинтересовать, а не усыпить.
                Тут уж все зависит от вашей фантазии. Одни  сочинители мастерски начинают с  завязки. Другие  по ходу развития  действия,  минуя завязку, и если это делается талантливо, то читатель – ваш пленник. 
                Правда, и здесь полно подводных камней.   Потому что  в эйфории своего вдохновения  автор  иногда забывает о потенциальном   читателе. Нет,  порой   вспоминает, что пишет не в стол, которому чихать  на содержимое своих ящиков, но ничего не делает, чтобы  заманить читателя в свои сети.
                5. Сделать произведение интересным можно не только с помощью мастерской интриги или модной темы. Личность главного героя сама по себе должна быть достаточно значимой. Как «короля делает свита», так и второстепенные персонажи помогают раскрыть основного героя  всесторонне: через отношения, оценку его другими лицами,  самооценку.

                6..Не обязательно описывать внешность  персонажей во всех подробностях, но желательно найти такие художественные   средства, которые сделают их живыми.  Для чего и существуют эпитеты, метафоры, сравнения. Выражение глаз героя куда важнее их цвета или величины – это к  примеру.
                Безликие красивости тут не подходят. Определения типа «шикарные волосы», «ресницы на пол-лица», «очаровательные губки» каждый  представляет по-своему. Я, например, терпеть не могу губки бантиком, а уж ресницы до середины носа – это даже куклу не красит.

                7. Полнее  всего характеры героев раскрываются через поступок, привычки,   поведение, а также речь в диалогах.
                Но это легко сказать, да исполнить труднее, потому что без выразительного, богатого языка  самого автора его герои останутся бледной тенью.
                8.Не путайте хорошо подвешенный язык с  выразительным . Болтун и художник СЛОВА – не одно и то же! Многословие  может потопить  произведение .
                Другие авторы,  запомнив,  что краткость – сестра таланта,  голову себе не морочат в поисках выразительных средств. Их текст выглядит примерно так:  « Вася сел, поел, потом встал, достал чашку, налил  чаю». В своих «Заметках» я цитировала точное определение такого текста, которое талантливый автор, Хайе Шнайдер, назвал «лысым», а противоположный  стиль- кучерявым и с бантиками ( когда автор перенасытил метафорами).
                9. Если вам трудно подобрать точное определение, помните, что русский язык богат на синонимы и многозначные слова. Войдите в интернет хотя бы!
                Положим, что со временем ваш язык станет богаче, вы поумнеете, книги  научитесь читать, а  не только писать… Но чтобы выработать свой индивидуальный стиль, почерк,  требуется либо талант, либо терпение и желание все-таки отличаться от других авторов. Не эпатажем в виде презрения к знакам препинания, нет.  Только  желание творчески расти и труд помогут вам состояться на этой стезе.
В общем, дерзайте!