Когда Христос призывает любить ближних своих и почитать родителей, Он освящает родственные отношения, взаимную любовь и обязанности друг перед другом в этой жизни. Этому не противоречат, казалось бы, противоположные слова Спасителя: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29). Ибо всё в этом мире важно не само по себе, а в свете высших ценностей, не перед прахом земли, а перед небом и вечностью. Истинное принятие мирских реалий предполагает отвержение их абсолютности и самодостаточности: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10, 37). Всё мирское служит нашему спасению только в той степени, в какой сохраняется истинная иерархичность и подчинённость высшим ценностям.
Мы должны добиваться независимости от мирского («…продай имение твое и раздай…» – Мф. 19, 21). Скинув его оковы, мы оказываемся не опустошёнными, но преисполненными духовного величия, не одинокими, но со Встречающим. Уход от мирской обыденности, освобождение от житейской суетности позволяет сосредоточиться на собственной небесной сущности. Духовное самоуглубление приводит к Богу.
На вершине всех земных иерархий остаются двое: Бог и человек – высшие и безусловные ценности бытия. Здесь человек в любви к Богу и в лучах божественной любви свободен как нигде. В свободном диалоге Бога с человеком раскрываются духовные основы личности. Свобода проявляется во всей полноте, личность творчески созидает самое себя, ибо первосутью человеческого бытия является свобода. В запредельной сокровенной встрече неповторимой и единственной личности с Божественной Личностью созидаются основания бытия.
Вместе с тем, обретение свободы не отменяет мирских обязанностей и связей. «Максимальная свобода должна быть в духовной жизни, в совести, в творчестве, в отношении человека к Богу. Но свобода ограничивается и делается минимальной по мере спускания к жизни материальной» (Н.А. Бердяев). Истинно свободная личность остаётся зависимой от природных и социальных законов, но и здесь она сохраняет достоинство суверенного существа, законопослушна, но не порабощена.
Таким образом, погружаясь в апофатические глубины своего «Я», мы входим в лоно свободы. Здесь открывается, что наша свобода абсолютна, ибо в свободе богоподобность человека. Свобода связывает основы человеческого «Я» с основаниями божественными. Это апофатический диалог Бога с человеком. В нём обнажается, что вершиной всех земных иерархий, высшей точкой бытия является Крестонесение творения. Приходя к Христу, человек восходит на Голгофу, и дар свободы – это дар сораспятия Христу. Свобода сама по себе Крест и кладёт начало крестоносительным путям жизни.
Корни свободы ощущаются не только в состояниях предельного самоуглубления, в пограничных ситуациях – глубочайших потрясениях, в которых человек познает себя как нечто безусловное, в предстоянии перед смертью и осознании своей смертности: страхе, страдании, борьбе, смерти... В обыденной жизни каждый из нас может услышать глубинный голос своего небесного «Я», который и оказывается голосом свободы. Он неповторим, ибо отражает уникальную человеческую душу. Внутренний голос является выражением экзистенциального богочеловеческого единения, в нём звучит и слово Бога о человеке.
Зов свободы в душе многозвучен. Прежде всего, это непреоборимый «инстинкт» свободы – желание свободы вопреки всему, что ей препятствует, ощущение её безусловной ценности и невозможности жить вне свободы. Этот сокровенный голос души непрерывно будоражит, не давая успокоиться на достигнутом. Свобода зовёт к творческому дерзанию, требуя самому определить цель, пути и средства её достижения. Звучание свободы напоминает о неотмирности нашего назначения, требует непрерывного творческого напряжения и духовного трезвения. Свобода обязывает быть вопреки небытию. Свобода не гонит человека, но зовёт в почти непосильный путь, вступивший на него принимает бремя вселенских обязательств, тяжесть восстающего хаоса и сопротивляющейся плоти.
Идущему путём свободы ведом жесточайший бич судьбы – обрушивающиеся на человека инерции существования, задетые свободным самоопределением. Свобода наделяет невероятным бременем. Свобода труднопереносима, ибо её дарует отсутствующий в натуральном плане Бог. Голос свободы с трудом различим в грохотании жизни. Зов свободы – это живой голос совести. Нравственная, творческая совесть велит, исходя из сущности, небесного назначения и земного призвания личности. Следование внутреннему голосу свободы не подчиняет посторонней силе, а позволяет обрести себя, раскрыть потенции собственного бытия. Голос свободы вскрывает то, к чему мы себя назначили в вечности.
Тот, кто обретает полноту свободы, открывает свою душу излучению Божией благодати и ощущает любовный и сострадающий взор Распятого Бога. Свободный человек наиболее выходит из-под власти мирской обыденности, наиболее возвышается в бытии и поэтому на него сугубо ополчаются силы небытия. Вхождение в свободу одновременно с Божиим присутствием и прикрытием обнажает душу человека перед небытийными стихиями и делает её более беззащитной в измерениях мира сего. Свободный человек сбрасывает защищающий, но и сковывающий панцирь души (безответственности, безразличия, равнодушия, бездеятельности или житейской озабоченности). Отныне в каждом его шаге болью и кровоточением отзывается терновый венец свободы.
Сораспяться Христу – значит обрести полноту свободы. На вершинах своей голгофы человек встречается с Живым и Страдающим Богом. Пока мы несём свой крест, Бог сопровождает нас в каждом движении, разделяет и принимает наши бремена, отзывается Собственной болью на наши муки. От присутствия Всесильного, но Распятого и Страдающего Бога полнится душа человека и мы обретаем невиданные силы. В свободе Бог наполняет нас не натуральным могуществом, а творческой благодатью, через свободу исходит на человека Божие могущество и промысл Божий.
Свобода человека – по образу Божьему и потому обладает чудесной творческой мощью. Человек свободен и в отношении следования голосу свободы –совести, которая является мистическим «компасом» души. Истинно свободный акт порождает реальности нового бытия. Действуя в мире свободно, а не по его законам, человек становится победителем и властелином мирских сил. Поступая свободно, человек ощущает воздействие в его жизни некоей неземной силы, перед которой отступают стихии порабощения. Предметный мир, вопреки натуральным законам или независимо от них, выстраивается в средства достижения цели.
Этим раскрывается духовная мощь, которая дарована человеку как существу богоподобному и которая включается в жизнь через свободу. Эта могучая сила добра, выстраивающая линию судьбы, и является прорывом в мир свободы. Чем более мы следуем внутреннему зову свободы, тем больший арсенал духовных средств включается в наше существование и тем большей духовной мощью мы располагаем. При свободном самополагании в жизнь вливаются потенции духовного бытия человека, изливается благодать, отпущенная Богом на бытие каждого человеческого существа. Принятие бремени свободы делает человека исключительной личностью, выходящей из-под власти космических законов. Вмещение полноты свободы возносит человека на вершины святости и гениальности.
Всё в мире приобщено некоему духовному плану бытия. Мир в целом и в своих частях погружен в свободу как божественное лоно. Внешний покров натуралистической и магической связанности пронизан духовными лучами. Основания и сущность мира духовны и свободный акт является духовным воздействием на мир, приведением в движение его духовных основ. Свободное действие чудесно потому, что оно сверхприродно, сверхъестественно. Но оно не вопреки природе, а освобождает духовные силы природного космоса, раскрывает его подлинные основы.
В свободном акте чудесным образом раскрывается истинная природа естественного. Человеку, идущему по жизни свободно, неисповедимыми путями подчиняется мировая эмпирия. Высшее явление свободы – чудо – чудесно только по отношению к закономерностям падшего мира. В духовном же измерении чудо является наиболее адекватным результатом свободного поступка. «Чудеса являются не насилием над миром, но раскрытием его собственных сил и потенций» (прот. Сергий Булгаков). Свобода творит в мире чудо в силу божественности своей природы, она чудесна сама по себе. Чудесное нарушение мирской законосообразности является закономерным результатом воздействия свободы.
Входя в сферу свободы, человек подчиняет мир необходимости. Если же мы действуем вопреки зову свободы, то неотвратимо попадаем во власть фатума и рока, наши действия перестают быть собственно человеческими. В несвободном поступке мы лишаемся отпущенной нам духовной энергии, и вещи выходят из повиновения. Вне свободы можно властвовать над материальной природой, только расчленяя её и противопоставляя одни космические или исторические силы другим. Различны формы этого мнимого владычества: магия, колдовство, политическое насилие, финансовый диктат, научно-техническая, потребительская, массовая цивилизации… При этом человек не предстоит перед миром как свободное существо, а включён в каузальность (причинность, закономерную связь причины и действия) природы наряду с вещами и как одна из них. Большинство людей не поднимаются до полного осознания своей свободы. Мы редко вмещаем полноту отпущенной нам свободы и достигаем высот достоинства свободной личности, большей частью ощущаем себя слабыми и порабощёнными существами.
Отказавшийся от свободы человек выпадает из духовного бытия в какой-либо план мирского сущего – магический, оккультный, натуралистический. Его жизнь определяется бездуховными связями космоса: судьбой, кармой, фатумом, роком, случайностью, силами зла... Равнодействующая этих сил толкает в случайные тупики жизни и погружает в бессмысленное круговращение. В душе господствуют хаотические стихии и всякий поступок не свободен, а своеволен или произволен. Рок гонит человека, предавшего свободу, по изнурительным безрадостным жизненным тропам, на каждом повороте в судьбу врывается безжалостный фатум, либо вихрь слепых случайностей. Потеряв свободу, мы все силы тратим на завоевание какой-либо стабильности в этом зыбком мире, на достижение частичных целей, на приобретение материальных благ. Но с новым витком судьбы всё это обращается в прах и тлен. Власть законов мира сего, князем которого является сатана, обессмысливает все наши мирские цели и стремления.
Всё, даже жизнь, человек может защитить, отказываясь от всего во имя собственной свободы. Обретение свободы ставит нас вне власти мирового фатума, рока, необходимости, случайности, зла. Предметный мир подвластен только духовным силам человека, проявляющимся в свободном выборе, мысли, поступке, действии. Только свободный человек способен дать миру свободу и преобразить его. Порабощённый же не способен освободить мир, но как раб-надсмотрщик закабаляет всё вокруг себя.