Пол но та сво бо ды

Виктор Аксючиц
Ко­гда Хри­стос при­зы­ва­ет лю­бить ближ­них сво­их и по­чи­тать ро­ди­те­лей, Он ос­вя­ща­ет род­ст­вен­ные от­но­ше­ния, вза­им­ную лю­бовь и обя­зан­но­сти друг пе­ред дру­гом в этой жиз­ни. Это­му не противоречат, ка­за­лось бы, про­ти­во­по­лож­ные сло­ва Спа­си­те­ля: «И вся­кий, кто ос­та­вит до­мы, или брать­ев, или сес­тер, или от­ца, или мать, или же­ну, или де­тей, или зем­ли, ра­ди име­ни Мое­го, по­лу­чит во сто крат и на­сле­ду­ет жизнь веч­ную» (Мф. 19, 29). Ибо всё в этом ми­ре важ­но не са­мо по се­бе, а в све­те выс­ших цен­но­стей, не пе­ред пра­хом зем­ли, а пе­ред небом и веч­но­стью. Ис­тин­ное при­ня­тие мир­ских реа­лий пред­по­ла­га­ет от­вер­же­ние их аб­со­лют­но­сти и са­мо­дос­та­точ­но­сти: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, не­же­ли Ме­ня, не дос­то­ин Ме­ня…» (Мф. 10, 37). Всё мир­ское слу­жит на­ше­му спа­се­нию толь­ко в той сте­пе­ни, в ка­кой со­хра­ня­ет­ся ис­тин­ная ие­рар­хич­ность и под­чи­нён­ность выс­шим цен­но­стям.
Мы долж­ны до­би­вать­ся не­за­ви­си­мо­сти от мир­ско­го («…про­дай име­ние твое и раз­дай…» – Мф. 19, 21). Ски­нув его око­вы, мы ока­зы­ва­ем­ся не опус­то­шён­ны­ми, но пре­ис­пол­нен­ны­ми ду­хов­но­го ве­ли­чия, не оди­но­ки­ми, но со Встре­чаю­щим. Уход от мир­ской обы­ден­но­сти, ос­во­бо­ж­де­ние от жи­тей­ской су­ет­но­сти по­зво­ля­ет со­сре­до­то­чить­ся на соб­ст­вен­ной не­бес­ной сущ­но­сти. Ду­хов­ное са­мо­уг­луб­ле­ние при­во­дит к Бо­гу.
На вер­ши­не всех зем­ных ие­рар­хий ос­та­ют­ся двое: Бог и че­ло­век – выс­шие и без­ус­лов­ные цен­но­сти бы­тия. Здесь че­ло­век в люб­ви к Бо­гу и в лу­чах бо­же­ст­вен­ной люб­ви сво­бо­ден как ни­где. В сво­бод­ном диа­ло­ге Бо­га с че­ло­ве­ком рас­кры­ва­ют­ся ду­хов­ные ос­но­вы лич­но­сти. Сво­бо­да про­яв­ля­ет­ся во всей пол­но­те, лич­ность твор­че­ски со­зи­да­ет са­мое се­бя, ибо пер­во­су­тью че­ло­ве­че­ско­го бы­тия яв­ля­ет­ся сво­бо­да. В за­пре­дель­ной со­кро­вен­ной встре­че не­по­вто­ри­мой и един­ст­вен­ной лич­но­сти с Бо­же­ст­вен­ной Лич­но­стью со­зи­да­ют­ся ос­но­ва­ния бы­тия.
Вме­сте с тем, об­ре­те­ние сво­бо­ды не от­ме­ня­ет мир­ских обя­зан­но­стей и свя­зей. «Мак­си­маль­ная сво­бо­да долж­на быть в ду­хов­ной жиз­ни, в со­вес­ти, в твор­че­ст­ве, в от­но­ше­нии че­ло­ве­ка к Бо­гу. Но сво­бо­да ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся и де­ла­ет­ся ми­ни­маль­ной по ме­ре спус­ка­ния к жиз­ни ма­те­риаль­ной» (Н.А. Бер­дя­ев). Ис­тин­но сво­бод­ная лич­ность остаётся за­ви­си­мой от при­род­ных и со­ци­аль­ных за­ко­нов, но и здесь она со­хра­ня­ет дос­то­ин­ст­во су­ве­рен­но­го су­ще­ст­ва, за­ко­но­пос­луш­на, но не по­ра­бо­ще­на.
Та­ким об­ра­зом, по­гру­жа­ясь в апо­фа­ти­че­ские глу­би­ны сво­его «Я», мы вхо­дим в ло­но сво­бо­ды. Здесь от­кры­ва­ет­ся, что на­ша сво­бо­да аб­со­лют­на, ибо в сво­бо­де бо­го­по­доб­ность че­ло­ве­ка. Сво­бо­да свя­зы­ва­ет ос­но­вы че­ло­ве­че­ско­го «Я» с ос­но­ва­ния­ми бо­же­ст­вен­ны­ми. Это апо­фа­ти­че­ский диа­лог Бо­га с че­ло­ве­ком. В нём об­на­жа­ет­ся, что вер­ши­ной всех зем­ных ие­рар­хий, выс­шей точ­кой бы­тия яв­ля­ет­ся Кре­сто­не­се­ние тво­ре­ния. При­хо­дя к Хри­сту, че­ло­век вос­хо­дит на Гол­го­фу, и дар сво­бо­ды – это дар со­рас­пя­тия Хри­сту. Сво­бо­да са­ма по се­бе Крест и кла­дёт на­ча­ло кре­стоносительным пу­тям жиз­ни.
Кор­ни сво­бо­ды ощу­ща­ют­ся не толь­ко в со­стоя­ни­ях пре­дель­но­го са­мо­уг­луб­ле­ния, в по­гра­нич­ных си­туа­ци­ях – глу­бо­чай­ших по­тря­се­ни­ях, в ко­то­рых че­ло­век по­зна­ет се­бя как не­что без­ус­лов­ное, в пред­стоя­нии пе­ред смер­тью и осоз­на­нии сво­ей смерт­но­сти: стра­хе, стра­да­нии, борь­бе, смер­ти... В обы­ден­ной жиз­ни ка­ж­дый из нас мо­жет ус­лы­шать глу­бин­ный го­лос сво­его не­бес­но­го «Я», ко­то­рый и ока­зы­ва­ет­ся го­ло­сом сво­бо­ды. Он не­по­вто­рим, ибо от­ра­жа­ет уни­каль­ную че­ло­ве­че­скую ду­шу. Внут­рен­ний го­лос яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем эк­зи­стен­ци­аль­но­го бо­го­че­ло­ве­че­ско­го еди­не­ния, в нём зву­чит и сло­во Бо­га о че­ло­ве­ке.
Зов сво­бо­ды в ду­ше мно­го­зву­чен. Пре­ж­де все­го, это не­пре­обо­ри­мый «ин­стинкт» сво­бо­ды – же­ла­ние сво­бо­ды во­пре­ки все­му, что ей пре­пят­ст­ву­ет, ощу­ще­ние её без­ус­лов­ной цен­но­сти и не­воз­мож­но­сти жить вне сво­бо­ды. Этот со­кро­вен­ный го­лос ду­ши не­пре­рыв­но бу­до­ра­жит, не да­вая ус­по­ко­ить­ся на дос­тиг­ну­том. Сво­бо­да зо­вёт к твор­че­ско­му дер­за­нию, тре­буя са­мо­му оп­ре­де­лить цель, пу­ти и сред­ст­ва её дос­ти­же­ния. Зву­ча­ние сво­бо­ды на­по­ми­на­ет о не­от­мир­но­сти на­ше­го на­зна­че­ния, тре­бу­ет не­пре­рыв­но­го твор­че­ско­го на­пря­же­ния и ду­хов­но­го трез­ве­ния. Сво­бо­да обя­зы­ва­ет быть во­пре­ки не­бы­тию. Сво­бо­да не го­нит че­ло­ве­ка, но зо­вёт в поч­ти не­по­силь­ный путь, всту­пив­ший на не­го при­ни­ма­ет бре­мя все­лен­ских обя­за­тельств, тя­жесть вос­стаю­ще­го хао­са и со­про­тив­ляю­щей­ся пло­ти.
Иду­ще­му пу­тём сво­бо­ды ве­дом жес­то­чай­ший бич судь­бы – об­ру­ши­ваю­щие­ся на че­ло­ве­ка инер­ции су­ще­ст­во­ва­ния, за­де­тые сво­бод­ным са­мо­оп­ре­де­ле­ни­ем. Сво­бо­да на­де­ля­ет не­ве­ро­ят­ным бре­ме­нем. Сво­бо­да труд­но­пе­ре­но­си­ма, ибо её да­ру­ет от­сут­ст­вую­щий в на­ту­раль­ном пла­не Бог. Го­лос сво­бо­ды с тру­дом раз­ли­чим в гро­хо­та­нии жиз­ни. Зов сво­бо­ды – это жи­вой го­лос со­вес­ти. Нрав­ст­вен­ная, твор­че­ская со­весть ве­лит, ис­хо­дя из сущ­но­сти, не­бес­но­го на­зна­че­ния и зем­но­го при­зва­ния лич­но­сти. Сле­до­ва­ние внут­рен­не­му го­ло­су сво­бо­ды не под­чи­ня­ет по­сто­рон­ней си­ле, а по­зво­ля­ет об­рес­ти се­бя, рас­крыть по­тен­ции соб­ст­вен­но­го бы­тия. Го­лос сво­бо­ды вскры­ва­ет то, к че­му мы се­бя на­зна­чи­ли в веч­но­сти.
Тот, кто об­ре­та­ет пол­но­ту сво­бо­ды, от­кры­ва­ет свою ду­шу из­лу­че­нию Бо­жи­ей бла­го­да­ти и ощу­ща­ет лю­бов­ный и со­стра­даю­щий взор Рас­пя­то­го Бо­га. Сво­бод­ный че­ло­век наи­бо­лее вы­хо­дит из-под вла­сти мир­ской обы­ден­но­сти, наи­бо­лее воз­вы­ша­ет­ся в бы­тии и по­это­му на не­го су­гу­бо опол­ча­ют­ся си­лы не­бы­тия. Вхо­ж­де­ние в сво­бо­ду од­но­вре­мен­но с Бо­жи­им при­сут­ст­ви­ем и при­кры­ти­ем об­на­жа­ет ду­шу че­ло­ве­ка пе­ред не­бы­тий­ны­ми сти­хия­ми и де­ла­ет её бо­лее без­за­щит­ной в из­ме­ре­ни­ях ми­ра се­го. Сво­бод­ный че­ло­век сбра­сы­ва­ет за­щи­щаю­щий, но и ско­вы­ваю­щий пан­цирь ду­ши (без­от­вет­ст­вен­но­сти, без­раз­ли­чия, рав­но­ду­шия, без­дея­тель­но­сти или жи­тей­ской оза­бо­чен­но­сти). От­ны­не в ка­ж­дом его ша­ге бо­лью и кро­во­то­че­ни­ем от­зы­ва­ет­ся тер­но­вый ве­нец сво­бо­ды.
Со­рас­пять­ся Хри­сту – зна­чит об­рес­ти пол­но­ту сво­бо­ды. На вер­ши­нах сво­ей гол­го­фы че­ло­век встре­ча­ет­ся с Жи­вым и Стра­даю­щим Бо­гом. По­ка мы несём свой крест, Бог со­про­во­ж­да­ет нас в ка­ж­дом дви­же­нии, раз­де­ля­ет и при­ни­ма­ет на­ши бре­ме­на, от­зы­ва­ет­ся Соб­ст­вен­ной бо­лью на на­ши му­ки. От при­сут­ст­вия Все­силь­но­го, но Рас­пя­то­го и Стра­даю­ще­го Бо­га пол­нит­ся ду­ша че­ло­ве­ка и мы об­ре­та­ем не­ви­дан­ные си­лы. В сво­бо­де Бог на­пол­ня­ет нас не на­ту­раль­ным мо­гу­ще­ст­вом, а твор­че­ской бла­го­да­тью, че­рез сво­бо­ду ис­хо­дит на че­ло­ве­ка Бо­жие мо­гу­ще­ст­во и про­мысл Бо­жий.
Сво­бо­да че­ло­ве­ка – по об­ра­зу Божь­е­му и по­то­му об­ла­да­ет чу­дес­ной твор­че­ской мо­щью. Че­ло­век сво­бо­ден и в от­но­ше­нии сле­до­ва­ния го­ло­су сво­бо­ды –со­вес­ти, ко­то­рая яв­ля­ет­ся мис­ти­че­ским «ком­па­сом» ду­ши. Ис­тин­но сво­бод­ный акт по­ро­ж­да­ет ре­аль­но­сти но­во­го бы­тия. Дей­ст­вуя в ми­ре сво­бод­но, а не по его за­ко­нам, че­ло­век ста­но­вит­ся по­бе­ди­те­лем и вла­сте­ли­ном мир­ских сил. По­сту­пая сво­бод­но, че­ло­век ощу­ща­ет воз­дей­ст­вие в его жиз­ни не­ко­ей не­зем­ной си­лы, пе­ред ко­то­рой от­сту­па­ют сти­хии по­ра­бо­ще­ния. Пред­мет­ный мир, во­пре­ки на­ту­раль­ным за­ко­нам или не­за­ви­си­мо от них, вы­страи­ва­ет­ся в сред­ст­ва дос­ти­же­ния це­ли.
Этим рас­кры­вается ду­хов­ная мо­щь, ко­то­рая да­ро­ва­на че­ло­ве­ку как су­ще­ст­ву бо­го­по­доб­но­му и ко­то­рая вклю­ча­ет­ся в жизнь че­рез сво­бо­ду. Эта мо­гу­чая си­ла до­б­ра, вы­страи­ваю­щая ли­нию судь­бы, и яв­ля­ет­ся про­ры­вом в мир сво­бо­ды. Чем бо­лее мы сле­дуем внут­рен­не­му зо­ву сво­бо­ды, тем боль­ший ар­се­нал ду­хов­ных средств вклю­ча­ет­ся в наше су­ще­ст­во­ва­ние и тем боль­шей ду­хов­ной мо­щью мы рас­по­ла­гаем. При сво­бод­ном са­мо­по­ла­га­нии в жизнь вли­ва­ют­ся по­тен­ции ду­хов­но­го бы­тия че­ло­ве­ка, из­ли­ва­ет­ся бла­го­дать, от­пу­щен­ная Бо­гом на бы­тие ка­ж­до­го че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­ва. При­ня­тие бре­ме­ни сво­бо­ды де­ла­ет че­ло­ве­ка ис­клю­чи­тель­ной лич­но­стью, вы­хо­дя­щей из-под вла­сти кос­ми­че­ских за­ко­нов. Вме­ще­ние пол­но­ты сво­бо­ды воз­но­сит че­ло­ве­ка на вер­ши­ны свя­то­сти и ге­ни­аль­но­сти.

Всё в ми­ре при­об­ще­но не­кое­му ду­хов­но­му пла­ну бы­тия. Мир в це­лом и в сво­их час­тях по­гру­жен в сво­бо­ду как бо­же­ст­вен­ное ло­но. Внеш­ний по­кров на­ту­ра­ли­сти­че­ской и ма­ги­че­ской свя­зан­но­сти про­ни­зан ду­хов­ны­ми лу­ча­ми. Ос­но­ва­ния и сущ­ность ми­ра ду­хов­ны и сво­бод­ный акт яв­ля­ет­ся ду­хов­ным воз­дей­ст­ви­ем на мир, при­ве­де­ни­ем в дви­же­ние его ду­хов­ных ос­нов. Сво­бод­ное дей­ст­вие чу­дес­но по­то­му, что оно сверх­при­род­но, сверхъ­ес­те­ст­вен­но. Но оно не во­пре­ки при­ро­де, а ос­во­бо­ж­да­ет ду­хов­ные си­лы при­род­но­го кос­мо­са, рас­кры­ва­ет его под­лин­ные ос­но­вы.
В сво­бод­ном ак­те чу­дес­ным об­ра­зом рас­кры­ва­ет­ся ис­тин­ная при­ро­да ес­те­ст­вен­но­го. Че­ло­ве­ку, иду­ще­му по жиз­ни сво­бод­но, не­ис­по­ве­ди­мы­ми пу­тя­ми под­чи­ня­ет­ся ми­ро­вая эм­пи­рия. Выс­шее яв­ле­ние сво­бо­ды – чу­до – чу­дес­но толь­ко по от­но­ше­нию к за­ко­но­мер­но­стям пад­ше­го ми­ра. В ду­хов­ном же из­ме­ре­нии чу­до яв­ля­ет­ся наи­бо­лее аде­к­ват­ным ре­зуль­та­том сво­бод­но­го по­ступ­ка. «Чудеса являются не насилием над миром, но раскрытием его собственных сил и потенций» (прот. Сергий Булгаков). Сво­бо­да тво­рит в ми­ре чу­до в си­лу бо­же­ст­вен­но­сти сво­ей при­ро­ды, она чу­дес­на са­ма по се­бе. Чу­дес­ное на­ру­ше­ние мир­ской за­ко­но­со­об­раз­но­сти яв­ля­ет­ся за­ко­но­мер­ным ре­зуль­та­том воз­дей­ст­вия сво­бо­ды.
Вхо­дя в сфе­ру сво­бо­ды, че­ло­век под­чи­ня­ет мир не­об­хо­ди­мо­сти. Ес­ли же мы дей­ст­ву­ем во­пре­ки зо­ву сво­бо­ды, то не­от­вра­ти­мо по­па­да­ем во власть фа­ту­ма и ро­ка, на­ши дей­ст­вия перестают быть соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­ски­ми. В не­сво­бод­ном по­ступ­ке мы ли­ша­ем­ся от­пу­щен­ной нам ду­хов­ной энер­гии, и ве­щи вы­хо­дят из повиновения. Вне сво­бо­ды мож­но вла­ст­во­вать над ма­те­ри­аль­ной при­ро­дой, толь­ко рас­чле­няя её и про­ти­во­пос­тав­ляя од­ни кос­ми­че­ские или исторические си­лы дру­гим. Раз­лич­ны фор­мы это­го мни­мо­го вла­ды­че­ст­ва: ма­гия, кол­дов­ст­во, политическое насилие, финансовый диктат, на­уч­но-тех­ни­че­ская, потребительская, массовая ци­ви­ли­за­ции… При этом че­ло­век не пред­сто­ит пе­ред ми­ром как сво­бод­ное су­ще­ст­во, а вклю­чён в кау­заль­ность (при­чин­ность, за­ко­но­мер­ную связь при­чи­ны и дей­ст­вия) при­ро­ды на­ря­ду с ве­ща­ми и как од­на из них. Боль­шин­ст­во лю­дей не под­ни­мают­ся до пол­но­го осоз­на­ния сво­ей сво­бо­ды. Мы ред­ко вме­ща­ем пол­но­ту от­пу­щен­ной нам сво­бо­ды и дос­ти­га­ем вы­сот дос­то­ин­ст­ва сво­бод­ной лич­но­сти, боль­шей ча­стью ощу­ща­ем се­бя сла­бы­ми и по­ра­бо­щён­ны­ми су­ще­ст­ва­ми.
От­ка­зав­ший­ся от сво­бо­ды че­ло­век вы­па­да­ет из ду­хов­но­го бы­тия в ка­кой-ли­бо план мир­ско­го су­ще­го – ма­ги­че­ский, ок­культ­ный, на­ту­ра­ли­сти­че­ский. Его жизнь оп­ре­де­ля­ет­ся без­ду­хов­ны­ми свя­зя­ми кос­мо­са: судь­бой, кар­мой, фа­ту­мом, ро­ком, слу­чай­но­стью, си­ла­ми зла... Рав­но­дей­ст­вую­щая этих сил тол­ка­ет в слу­чай­ные ту­пи­ки жиз­ни и по­гру­жа­ет в бес­смыс­лен­ное кру­го­вра­ще­ние. В ду­ше гос­под­ству­ют хао­ти­че­ские сти­хии и вся­кий по­сту­пок не свободен, а своеволен или произволен. Рок го­нит че­ло­ве­ка, пре­дав­ше­го сво­бо­ду, по из­ну­ри­тель­ным без­ра­до­ст­ным жиз­нен­ным тро­пам, на ка­ж­дом по­во­ро­те в судь­бу вры­ва­ет­ся без­жа­ло­ст­ный фа­тум, ли­бо вихрь сле­пых слу­чай­но­стей. По­те­ряв сво­бо­ду, мы все си­лы тра­тим на за­вое­ва­ние ка­кой-ли­бо ста­биль­но­сти в этом зыб­ком ми­ре, на дос­ти­же­ние час­тич­ных це­лей, на при­об­ре­те­ние материальных благ. Но с но­вым вит­ком судь­бы всё это об­ра­ща­ет­ся в прах и тлен. Власть за­ко­нов ми­ра се­го, кня­зем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся са­та­на, обес­смыс­ли­ва­ет все на­ши мир­ские це­ли и стрем­ле­ния.
Всё, да­же жизнь, че­ло­век мо­жет за­щи­тить, от­ка­зы­ва­ясь от все­го во имя соб­ст­вен­ной сво­бо­ды. Об­ре­те­ние сво­бо­ды ста­вит нас вне вла­сти ми­ро­во­го фа­ту­ма, ро­ка, не­об­хо­ди­мо­сти, слу­чай­но­сти, зла. Пред­мет­ный мир под­вла­стен толь­ко ду­хов­ным си­лам че­ло­ве­ка, про­яв­ляю­щим­ся в сво­бод­ном вы­бо­ре, мыс­ли, по­ступ­ке, дей­ст­вии. Толь­ко сво­бод­ный че­ло­век спо­со­бен дать ми­ру сво­бо­ду и пре­об­ра­зить его. По­ра­бо­щён­ный же не спо­со­бен ос­во­бо­дить мир, но как раб-над­смотр­щик за­ка­ба­ля­ет всё во­круг се­бя.