Внут рен ние пу ти сво бо ды

Виктор Аксючиц
Ино­мир­ная сущ­ность сво­бо­ды нуждается в том, чтобы субъект свободы ох­ра­нял и твор­че­ски ут­вер­ждал её. По­это­му вся­кий акт сво­бо­ды со­дер­жит, с од­ной сто­ро­ны, за­щит­ное на­пря­же­ние, с дру­гой – твор­че­скую ак­тив­ность. Ох­ра­ни­тель­ная ус­та­нов­ка вклю­ча­ет в се­бя та­кие фор­мы, как сво­бо­да от, сво­бо­да во­ли, сво­бо­да вы­бо­ра. В твор­че­ской же ак­тив­но­сти про­яв­ля­ет­ся сво­бо­да са­ма по се­бе.
Про­рыв в сво­бо­ду осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез не­сколь­ко сту­пе­ней. Пре­ж­де все­го, при­хо­дит­ся от­воё­вы­вать сво­бо­ду от ми­ра се­го. Что­бы ус­лы­шать го­лос сво­бо­ды в се­бе, не­об­хо­ди­мо от­стаи­вать сво­бо­ду вхо­ж­де­ния в сво­бо­ду. Для об­ре­те­ния сво­бо­ды долж­но ос­во­бо­дить­ся не толь­ко от хао­са и мир­ской обы­ден­но­сти, но и до­бить­ся не­за­ви­си­мо­сти от по­ра­бо­щаю­щих цен­но­стей и ав­то­ри­те­тов. Фор­маль­ная сво­бо­да, од­ним из ас­пек­тов ко­то­рой яв­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­ные сво­бо­ды, не есть соб­ст­вен­но сво­бо­да, а лишь од­но из её ус­ло­вий и про­яв­ле­ний.
От­но­ше­ние к фор­маль­ной сво­бо­де как окон­ча­тель­ной и пол­ной пе­ре­кры­ва­ет путь к сво­бо­де. Без стрем­ле­ния к сво­бо­де са­мой по се­бе и без ощу­ще­ния её твор­че­ской пред­на­зна­чен­но­сти (сво­бо­да для) вы­ро­ж­да­ют­ся фор­маль­ные сво­бо­ды. При этом все си­лы ухо­дят на слу­же­ние идо­лам сво­бо­ды, на­при­мер, идо­лу де­мо­кра­ти­че­ских сво­бод. При ги­пер­тро­фии фор­маль­ных сво­бод раз­ви­ва­ет­ся сле­по­та к ис­ти­не, до­б­ру, кра­со­те, рав­но­ду­шие к жи­вым их но­си­те­лям и твор­цам. Борь­ба за сво­бо­ду для се­бя от все­го, в том чис­ле и от выс­ших цен­но­стей и це­лей сво­бо­ды, создаёт ва­ку­ум сво­бо­ды – то­таль­ный эго­цен­тризм. Об­ре­те­ние же ис­тин­ной сво­бо­ды от ми­ра не уво­дит от не­го, не от­го­ра­жи­ва­ет, но по­гру­жа­ет в глу­би­ны лич­но­ст­ной сво­бо­ды, в ко­то­рых толь­ко и от­кры­ва­ют­ся ми­ро­вая ис­ти­на и спра­вед­ли­вость.
Когда человек об­ретает фор­маль­ную сво­бо­ду, сво­бо­ду от ми­ра, ему слы­шит­ся внут­рен­ний зов сво­бо­ды, ко­то­рый раз­би­ва­ет­ся на раз­лич­ные го­ло­са. Пре­ж­де все­го, не­об­хо­ди­мо от­ли­чать сво­бо­ду от во­ли, но это раз­ли­чие мож­но про­вес­ти толь­ко в ме­та­фи­зи­че­ском пла­не (сво­бо­да для). В со­ци­аль­ном и по­ли­ти­че­ском ас­пек­те (сво­бо­да от) они ма­ло раз­ли­чи­мы: сво­бод­ный че­ло­век – он же воль­ный че­ло­век. Сво­бо­ду име­ет толь­ко ду­хов­ная лич­ность. Всё при­род­ное про­яв­ля­ет хо­те­ние, во­лю. Во­ля – это «ес­те­ст­вен­ная си­ла, стре­мя­щая­ся к то­му, что со­об­раз­но с при­ро­дой, си­ла, ох­ва­ты­ваю­щая все су­ще­ст­вен­ные свой­ст­ва при­ро­ды» (св. Мак­сим Ис­по­вед­ник).
Во­ля-хо­те­ние – это рав­но­дей­ст­вую­щая при­род­ных, кос­ми­че­ских, ис­то­ри­че­ских, ро­до­вых сил в ин­ди­ви­дуу­ме. Кос­ми­че­ские и ис­то­ри­че­ские си­лы скла­ды­ва­ют­ся в во­лю при­род­ную и во­лю ис­то­ри­че­скую. Эта во­ля сти­хий­на, не ори­ен­ти­ро­ва­на на доб­ро или зло. В ней и сле­пое тя­го­те­ние к до­б­ру, и сти­хии ро­ка, фа­ту­ма, не­об­хо­ди­мо­сти, кос­но­сти, слу­чай­но­сти. Это часть об­щей при­ро­ды, «за­черп­ну­тая» ин­ди­ви­ду­аль­но­стью и стре­мя­щая­ся слить­ся с при­ро­дой. Во­ля при­ро­ды в ин­ди­ви­дуу­ме со­про­тив­ля­ет­ся ин­ди­ви­дуа­ции-пер­со­на­ли­за­ции.
Че­ло­век несёт в се­бе на­ча­ла зем­ли и не­ба: и «край­нюю глубь безд­ны и выс­ший пре­дел не­ба» (Шел­линг). Пер­вое про­яв­ля­ет сле­пую во­лю, во­ж­де­ле­ние, вле­че­ние и по­ро­ж­да­ет свое­во­лие тва­ри, вто­рое несёт сво­бо­ду. Во­ля не от­ме­ня­ет­ся сво­бо­дой, а пре­об­ра­зу­ет­ся и ис­поль­зу­ет­ся как ору­дие кос­ми­че­ско­го строи­тель­ст­ва. Для ис­тин­но­го вы­бо­ра нуж­но вслу­ши­вать­ся в го­лос ес­те­ст­ва. И здесь не­об­хо­ди­мо от­ли­чить сво­бо­ду от сво­бо­ды во­ли.
Сво­бо­да во­ли – это за­щи­та во­ле­изъ­яв­ле­ния при­ро­ды ин­ди­ви­да, ут­вер­жде­ние ав­то­ном­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­но­го ес­те­ст­ва. Во­ля сво­бод­но­го ин­ди­ви­да стремится к автономии, но она не может быть са­мо­дос­та­точ­ной и не са­мо­по­ла­гаю­щей, не является са­ма для се­бя за­ко­ном. Ав­то­ном­ность ин­ди­ви­ду­аль­ной во­ли заключается в том, что она стремится быть не­за­ви­си­мой от все­го внеш­не­го и чу­ж­до­го ин­ди­ви­ду. Попытки же утвердить са­мо­дос­та­точ­но­сть во­ли ве­дут к по­ра­бо­ще­нию при­род­ны­ми сти­хия­ми.
Че­ло­век как ин­ди­вид про­яв­ля­ет во­лю, как лич­ность – сво­бо­ду. Он при­зва­н в при­род­ной во­ле ус­лы­шать сте­на­ния тва­ри к пре­об­ра­же­нию и во­пло­тить их в сво­бод­ном твор­че­ском ак­те. Твор­че­ская обя­зан­ность че­ло­ве­ка вклю­ча­ет в се­бя и бре­мя слу­же­ния де­лу все­об­ще­го спа­се­ния: «Ибо тварь с на­де­ж­дою ожи­да­ет от­кро­ве­ния сы­нов Бо­жи­их…» (Рим. 8, 19). Мы предназначены ус­лы­шать го­лос ес­те­ст­вен­ной во­ли и в ак­те сво­бо­ды оп­ре­де­лить её функ­цию: «При­ро­да хо­чет и дей­ст­ву­ет, лич­ность – вы­би­ра­ет, она при­ни­ма­ет или от­вер­га­ет то, что хо­чет при­ро­да» (В.Н. Лос­ский).
Сво­бо­ду во­ли мож­но от­сто­ять, толь­ко про­яв­ляя са­мою сво­бо­ду. Че­рез акт сво­бо­ды при­ро­да воз­вы­ша­ет­ся до ощу­ще­ния, во­ли, ра­зу­ма. В лич­но­сти при­ро­да про­ни­ца­ет­ся и пре­об­ра­жа­ет­ся сво­бо­дой. Кос­мос дви­жим и жи­вёт дея­тель­ной сво­бо­дой. Бы­тие-в-се­бе – это сво­бо­да, бы­тие-для-нас – это сле­ды ак­туа­ли­за­ции и во­пло­ще­ния сво­бо­ды.
Вы­бор при­род­ных воз­мож­но­стей – один из ас­пек­тов вы­би­раю­щей во­ли. После чего че­ло­век при­зван вы­брать су­ще­ст­вую­щие нор­мы до­б­ра, цен­но­сти ис­ти­ны, фор­мы кра­со­ты. Сво­бо­да вы­бо­ра – от­стаи­ва­ние пра­ва и не­за­ви­си­мо­сти лич­но­ст­но­го вы­бо­ра, вы­бо­ра до­б­ра в при­сут­ст­вии зла. Осу­ще­ст­в­ле­ние сво­бо­ды вы­бо­ра пре­одо­ле­ва­ет внут­рен­нюю и внеш­нюю де­тер­ми­ни­ро­ван­ность, инер­цию со­стоя­ний соб­ст­вен­ной при­ро­ды.
Сво­бод­ный вы­бор яв­ля­ет­ся са­мо­реа­ли­за­ци­ей лич­но­сти по со­вес­ти – го­ло­су Бо­жие­му в че­ло­ве­ке. Пер­вый шаг к это­му – от­стаи­ва­ние сво­бо­ды вы­бо­ра от внеш­них ав­то­ри­те­тов и сво­бод­ный по­иск соб­ст­вен­ных пу­тей к цен­но­стям, со­кро­вен­ная встре­ча с ни­ми. Цен­ность ста­но­вит­ся ин­ди­ви­ду­аль­ным дос­тоя­ни­ем, воз­вы­шаю­щим жизнь, ес­ли она не на­вя­за­на, а сво­бод­но при­ня­та, пе­ре­жи­та как род­ст­вен­ная, ес­ли в ней я уз­наю се­бя, а в се­бе – её.
Сво­бо­да вы­бо­ра вклю­ча­ет и воз­мож­ность от­ка­за от вы­бо­ра, под­чи­не­ния мо­раль­но­му им­пе­ра­ти­ву, учи­тель­ско­му ав­то­ри­те­ту. Этот путь оп­рав­дан, ес­ли слу­жит ду­хов­ной ас­ке­зе, са­мо­уг­луб­ле­нию, со­би­ра­нию ду­хов­ных сил – все­му, что спо­соб­ст­ву­ет взра­щи­ва­нию сво­бо­ды и пред­ше­ст­ву­ет твор­че­ско­му дер­за­нию. Под­чи­не­ние мо­раль­но­му за­ко­ну оп­рав­да­но, ес­ли оно осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сво­бод­но, по ве­ле­нию серд­ца и ума, ко­гда за­кон при­ни­ма­ет­ся не как аб­со­лют­ная цен­ность, окон­ча­тель­но от­ме­няю­щая сво­бо­ду, а как нор­ма, ох­ра­няю­щая про­рас­та­ние сво­бо­ды, как сту­пень на пу­ти к сво­бо­де.
Сво­бо­да вы­бо­ра то­же не яв­ля­ет­ся пол­но­той сво­бо­ды, борь­ба за сво­бо­ду вы­бо­ра создаёт ус­ло­вия для об­ре­те­ния соб­ст­вен­но сво­бо­ды. «Сво­бо­да вы­бо­ра не толь­ко не при­над­ле­жит к со­вер­шен­ст­ву сво­бо­ды; на­про­тив, есть ума­ле­ние и ис­ка­же­ние сво­бо­ды. Под­лин­ная сво­бо­да есть без­раз­дель­ное, не­по­ко­ле­би­мое, це­ло­ст­ное уст­рем­ле­ние и вле­че­ние ду­ши к Бла­гу. Это есть це­ло­ст­ный по­рыв бла­го­го­ве­ния и люб­ви. “Вы­бор” со­всем не есть обя­за­тель­ное ус­ло­вие сво­бо­ды… Вы­бор (то есть соб­ст­вен­но “пред­поч­те­ние”) пред­по­ла­га­ет раз­двое­ние и не­яс­ность, то есть не­пол­но­ту и не­твер­дость во­ли. Ко­леб­лет­ся и вы­би­ра­ет толь­ко греш­ная и не­мощ­ная во­ля… Но ме­ри­ло со­вер­шен­ст­ва и чис­то­ты во­ли есть её про­сто­та, то есть имен­но цель­ность и един­ст­вен­ность. И воз­мож­но это толь­ко че­рез: “Да бу­дет во­ля Твоя”» (св. Мак­сим Ис­по­вед­ник).
Че­рез гре­хов­ность и не­мощ­ность ми­ра се­го че­ло­век при­зван воз­вы­сить­ся до сво­бо­ды как со­твор­че­ст­ва Бо­гу. Сво­бо­да – это твор­че­ское са­мо­осу­ще­ст­в­ле­ние в Бо­ге. Кре­сто­не­се­ние сво­бо­ды тре­бу­ет за­щи­тить са­мо­по­ла­га­ние ин­ди­ви­да от мир­ской за­ви­си­мо­сти (сво­бо­да от), от­сто­ять не­за­ви­си­мость во­ле­изъ­яв­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной при­ро­ды (сво­бо­да во­ли), со­вер­шить от­бор при­род­ных вле­че­ний и нрав­ст­вен­ных им­пе­ра­ти­вов (сво­бо­да вы­бо­ра) и соз­дать твор­че­скую но­виз­ну (сво­бо­да твор­че­ская, лич­но­ст­ная, соб­ст­вен­но сво­бо­да, сво­бо­да для).
Твор­че­ская сво­бо­да вклю­ча­ет в се­бя все фор­мы сво­бо­ды как сту­пе­ни рас­кры­тия и за­щи­ты. Ибо сво­бо­да как долг твор­че­ско­го са­мо­по­ла­га­ния ну­ж­да­ет­ся и в сво­бо­де от все­го по­ра­бо­щаю­ще­го. Но аб­со­лю­ти­за­ция не­га­тив­ной сво­бо­ды от, рав­но как и дру­гих под­го­то­ви­тель­ных форм сво­бо­ды, пе­ре­кры­ва­ет вы­ход в со­стоя­ние сво­бо­ды. По­ра­бо­ща­ет и страх пол­ной сво­бо­ды, и уход от обя­зан­но­сти со­вер­шить твор­че­ский акт.
Помимо внешних путей к свободе и путей свободы существует несколько внутренних измерений самой свободы. Прежде всего, свобода зачинается в предначальной свободе – способности души проявить свободу, совершить первичный свободный акт самополагания – принятия свободы. Предначальная свобода включает в себя свободу отказа от свободы, ибо свобода не вполне является свободой, если не содержит возможность отказаться от свободы. Но в этом апофатическом измерении свободы сохраняется способность вернуть свободу и после отказа от неё. И при полном предательстве себя и порабощении силами мира сего вечная душа сохраняет неотъемлемую и нерастворимую основу – потенцию свободы, способность вновь стать свободным. Сущность вечной души в том, что и при полном погашении её свободной природы в ней остаётся искра Божия, способная по волеизъявлению человеческой души возгореться вновь полнотой свободы.