Бог обращается к человеку как к личности. Человек же может ответить Богу только как свободная личность: «К свободе призваны вы, братия…» (Гал. 5, 13). Человеческая личность, прежде всего, в свободе несёт образ Божественной Личности. Свобода – не свойство, а субстанция личности. «Свобода – от Бога, свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца» (В.Н. Лосский).
Свобода – не свойство, а субстанция личности. Человек свободен как Бог, но Бог изначально свободен, а человек сотворён свободным. Личность – помысел Бога о человеке, который в свободе призван обрести, создать свою личность. Свобода исходит из Божественного лона и потому свобода не может замыкать в индивидуализме, не может изолировать человека. Всемогущество Божие не подрывается свободой человека, равно как и человеческая свобода не умаляется её тварностью.
Сущность личности и есть свобода, так как личность является непосредственной и конечной причиной каждого её действия. Безличное не имеет свободы, вне личности нет свободы. Личность – это субъект свободы, человеческий индивидуум, самоопределяющийся в свободе. Таким образом, личность и свобода неразделимы, единосущны, личность выражается только в акте свободы, а свободный акт выражает и утверждает личность.
Свобода зачинается с необусловленности выбора извне (формальная свобода). Но собственно свобода – это внутреннее самоопределение, преодолевающее внешнее давление (положительная свобода). Свобода предваряет и бытие, и сущее, творческий акт бытия рождается свободой. Самополагание свободы есть не столько выбор, сколько созидание своей природы. Сама мотивация определяется свободно. Личность в апофатических глубинах созидает своё «Я», творчески созидает собственную качественность. Затем природа личности начинает желать чего-то определённого, отвечающего своей сущности. «Я хочу» – это не начало свободного самополагания, а его объективация, мирское проявление. Свободное окачествование личности определяет содержание её стремлений и желаний.
Начало творению мира положено созданием человека, но дальнейшее миротворение – процесс богочеловеческий, определяемый богочеловеческой волей, свободным творческим актом Бога и человека. «Существует двоякого рода откровение – откровение Бога человеку и ответное откровение человека Богу… Глубочайший внутренний смысл ответного откровения человека скрыт в его свободе. Только свободное откровение человека, свободное его творчество желанно для Бога и задано Богом, только оно отвечает на Божью тоску по человеку. Бог ждёт от человека свободного дерзновенного творчества» (Н.А. Бердяев). Боговоплощение, Богочеловечность утверждает соизмеримость и нераздельность божественной и человеческой судеб и свобод.
Всё, изначально несвободное, не может квалифицироваться как добро или зло. Добро и зло в мир входят только через свободный акт личности: добро – как свободное творчество в Боге, зло – как восстание на богочеловеческую творческую свободу, отказ от неё или подмена. Человеческая личность ответственна перед Богом и миром за победу добра или зла. Мир существует таким, каким его видит взор свободной личности.
Рок, случай, необходимость обрушиваются на человека и посягают на его свободу. Но у их истока лежит некогда породивший их акт отказа от свободы. Даже космические, природные силы, стихии и законы, казалось бы, совершенно независящие от человеческой воли, в духовных измерениях и в конечном итоге подвластны свободе человека. Отказ от свободы заводит механизм необходимости и в человеческом социуме. Безличные стихии существуют только постольку, поскольку не преображены свободой. В мире, космосе, бытии нет зон, закрытых для просветляющего действия свободы.
Свобода – ось бытия. Свобода – не только возможность идти вверх или вниз, но человеческая свобода творчески созидает точку отсчёта, шкалу измерения, утверждает полярность, направленность, само движение мироздания. В поисках истины человек может исходить только из своего экзистенциального опыта свободы, который укоренён в апофатическом, трансцендентном начале.