Сво бо да об раз Бо жий и сущ ность лич но сти

Виктор Аксючиц
Бог об­ра­ща­ет­ся к че­ло­ве­ку как к лич­но­сти. Че­ло­век же мо­жет от­ве­тить Бо­гу толь­ко как свободная личность: «К сво­бо­де при­зва­ны вы, бра­тия…» (Гал. 5, 13). Че­ло­ве­че­ская личность, пре­ж­де всего, в сво­бо­де несёт об­раз Бо­же­ст­вен­ной Лич­но­сти. Сво­бо­да – не свой­ст­во, а суб­стан­ция лич­но­сти. «Сво­бо­да – от Бо­га, сво­бо­да есть пе­чать на­шей при­ча­ст­но­сти Бо­же­ст­ву, со­вер­шен­ней­шее соз­да­ние Бо­га, ше­девр Твор­ца» (В.Н. Лос­ский).

Сво­бо­да – не свой­ст­во, а суб­стан­ция лич­но­сти. Че­ло­век сво­бо­ден как Бог, но Бог из­на­чаль­но сво­бо­ден, а че­ло­век сотворён сво­бод­ным. Лич­ность – по­мы­сел Бо­га о че­ло­ве­ке, который в сво­бо­де призван об­рес­ти, соз­дать свою лич­ность. Сво­бо­да ис­хо­дит из Бо­же­ст­вен­но­го ло­на и по­то­му сво­бо­да не мо­жет за­мы­кать в ин­ди­ви­дуа­лиз­ме, не мо­жет изо­ли­ро­вать че­ло­ве­ка. Все­мо­гу­ще­ст­во Бо­жие не под­ры­ва­ет­ся сво­бо­дой че­ло­ве­ка, рав­но как и че­ло­ве­че­ская сво­бо­да не ума­ля­ет­ся её твар­но­стью.

Сущ­ность лич­но­сти и есть сво­бо­да, так как лич­ность яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ной и ко­неч­ной при­чи­ной ка­ж­до­го её действия. Без­лич­ное не име­ет сво­бо­ды, вне лич­но­сти нет сво­бо­ды. Лич­ность – это субъ­ект сво­бо­ды, че­ло­ве­че­ский ин­ди­ви­ду­ум, са­мо­оп­ре­де­ляю­щий­ся в сво­бо­де. Та­ким об­ра­зом, лич­ность и сво­бо­да не­раз­де­ли­мы, еди­но­сущ­ны, лич­ность вы­ра­жа­ет­ся толь­ко в ак­те сво­бо­ды, а сво­бод­ный акт вы­ра­жа­ет и ут­вер­жда­ет лич­ность.

Сво­бо­да зачинается с не­обу­слов­лен­ности вы­бо­ра из­вне (фор­маль­ная сво­бо­да). Но соб­ст­вен­но сво­бо­да – это внут­рен­нее са­мо­оп­ре­де­ле­ние, пре­одо­ле­ваю­щее внеш­нее дав­ле­ние (по­ло­жи­тель­ная сво­бо­да). Сво­бо­да пред­ва­ря­ет и бы­тие, и су­щее, твор­че­ский акт бы­тия ро­ж­да­ет­ся сво­бо­дой. Са­мо­по­ла­га­ние сво­бо­ды есть не столь­ко вы­бор, сколь­ко со­зи­да­ние сво­ей при­ро­ды. Са­ма мо­ти­ва­ция оп­ре­де­ля­ет­ся свободно. Лич­ность в апо­фа­ти­че­ских глу­би­нах со­зи­да­ет своё «Я», твор­че­ски созидает соб­ст­вен­ную ка­че­ст­вен­ность. За­тем при­ро­да лич­но­сти на­чи­на­ет же­лать че­го-то определённо­го, от­ве­чаю­ще­го сво­ей сущ­но­сти. «Я хо­чу» – это не на­ча­ло сво­бод­но­го са­мо­по­ла­га­ния, а его объ­ек­ти­ва­ция, мир­ское про­яв­ле­ние. Сво­бод­ное ока­че­ст­во­ва­ние лич­но­сти оп­ре­де­ля­ет со­дер­жа­ние её стрем­ле­ний и же­ла­ний.

На­ча­ло тво­ре­нию ми­ра по­ло­же­но соз­да­ни­ем че­ло­ве­ка, но даль­ней­шее ми­ро­тво­ре­ние – про­цесс бо­го­че­ло­ве­че­ский, оп­ре­де­ляе­мый бо­го­че­ло­ве­че­ской во­лей, сво­бод­ным твор­че­ским ак­том Бо­га и че­ло­ве­ка. «Су­ще­ст­ву­ет двоя­ко­го ро­да от­кро­ве­ние – от­кро­ве­ние Бо­га че­ло­ве­ку и от­вет­ное от­кро­ве­ние че­ло­ве­ка Бо­гу… Глу­бо­чай­ший внут­рен­ний смысл от­вет­но­го от­кро­ве­ния че­ло­ве­ка скрыт в его сво­бо­де. Толь­ко сво­бод­ное от­кро­ве­ние че­ло­ве­ка, сво­бод­ное его твор­че­ст­во же­лан­но для Бо­га и за­да­но Бо­гом, толь­ко оно от­ве­ча­ет на Бо­жью тос­ку по че­ло­ве­ку. Бог ждёт от че­ло­ве­ка сво­бод­но­го дерз­но­вен­но­го твор­че­ст­ва» (Н.А. Бер­дя­ев). Бо­го­во­пло­ще­ние, Бо­го­че­ло­веч­ность ут­вер­жда­ет со­из­ме­ри­мость и не­раз­дель­ность бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской су­деб и сво­бод.

Всё, из­на­чаль­но не­сво­бод­ное, не мо­жет ква­ли­фи­ци­ро­вать­ся как доб­ро или зло. Доб­ро и зло в мир вхо­дят толь­ко че­рез сво­бод­ный акт лич­но­сти: доб­ро – как сво­бод­ное твор­че­ст­во в Бо­ге, зло – как вос­ста­ние на бо­го­че­ло­ве­че­скую твор­че­скую сво­бо­ду, от­каз от неё или под­ме­на. Че­ло­ве­че­ская лич­ность от­вет­ст­вен­на пе­ред Бо­гом и ми­ром за по­бе­ду до­б­ра или зла. Мир су­ще­ст­ву­ет та­ким, ка­ким его ви­дит взор сво­бо­дной личности.

Рок, слу­чай, не­об­хо­ди­мость об­ру­ши­ва­ют­ся на че­ло­ве­ка и по­ся­га­ют на его сво­бо­ду. Но у их ис­то­ка ле­жит не­ко­гда по­ро­див­ший их акт от­ка­за от сво­бо­ды. Да­же кос­ми­че­ские, при­род­ные си­лы, сти­хии и за­ко­ны, ка­за­лось бы, со­вер­шен­но не­за­ви­ся­щие от че­ло­ве­че­ской во­ли, в ду­хов­ных из­ме­ре­ни­ях и в ко­неч­ном ито­ге под­вла­ст­ны сво­бо­де че­ло­ве­ка. От­каз от сво­бо­ды за­во­дит ме­ха­низм не­об­хо­ди­мо­сти и в че­ло­ве­че­ском со­циу­ме. Без­лич­ные сти­хии су­ще­ст­ву­ют толь­ко постольку, по­сколь­ку не пре­об­ра­же­ны сво­бо­дой. В ми­ре, кос­мо­се, бы­тии нет зон, закрытых для про­свет­ляю­ще­го дей­ст­вия сво­бо­ды.

Сво­бо­да – ось бы­тия. Сво­бо­да – не толь­ко воз­мож­ность ид­ти вверх или вниз, но че­ло­ве­че­ская сво­бо­да твор­че­ски со­зи­да­ет точ­ку от­счё­та, шка­лу из­ме­ре­ния, ут­вер­ж­дает по­ляр­ность, на­прав­лен­ность, са­мо дви­же­ние ми­ро­зда­ния. В по­ис­ках ис­ти­ны че­ло­век мо­жет ис­хо­дить толь­ко из сво­его эк­зи­стен­ци­аль­но­го опы­та сво­бо­ды, ко­то­рый укоренён в апо­фа­ти­че­ском, транс­цен­дент­ном начале.