Тво ре ние сво бод ной лич но сти

Виктор Аксючиц
С мо­мен­та соз­да­ния че­ло­ве­ка сво­бо­да его впле­те­на в твор­че­ский акт Бо­га. По сте­пе­ни про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды мож­но вы­де­лить три эта­па тво­ре­ния-ста­нов­ле­ния лич­но­сти.

1. Пер­вич­ное по­мыш­ле­ние Твор­ца о бы­тии лич­но­сти. Тво­ре­ние Бо­гом суб­стан­ци­аль­ной ос­но­вы лич­но­сти. Здесь лич­ность яв­ля­ет­ся ещё в ви­де бес­ка­че­ст­вен­ной идеи Бо­га, че­рез ко­то­рую она толь­ко вы­зы­ва­ет­ся к бы­тию, на­де­ля­ет­ся бес­смерт­ным об­ра­зом Бо­жи­им – сво­бо­дой, как без­ос­нов­ной ос­но­вой её бы­тия. Это веч­ный про­об­раз лич­но­сти. Ни­ко­лай Бер­дя­ев пи­сал, что Бог тво­рит лич­но­сти как за­да­ния, осу­ще­ст­в­ляе­мые сво­бо­дой.

2. По­сколь­ку на­прав­лен­ность бо­же­ст­вен­ной сво­бо­ды не в бес­ка­че­ст­вен­ной неопределённо­сти, а в твор­че­ской мо­щи и ди­на­ми­ке, то с мо­мен­та сво­его ро­ж­де­ния в бы­тие сво­бод­ная лич­ность ак­тив­но в нём са­мо­оп­ре­де­ля­ет­ся. Бо­го­че­ло­ве­че­ский за­мы­сел о ка­че­ст­вен­ном бы­тии лич­но­сти уже вклю­ча­ет в се­бя са­мо­по­ла­га­ние че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды. Это – пред­мир­ный со­вет, диа­лог Бо­га и че­ло­ве­ка о че­ло­ве­че­ском бы­тии.

Бог взы­ва­ет ка­ж­дую че­ло­ве­че­скую ду­шу к бы­тию и с лю­бо­вью встре­ча­ет пер­вые её импульсы. Пер­вый глас сво­бо­ды на­де­ля­ет нас определённым лич­но­ст­ным об­ли­ком. В этой апо­фа­ти­че­ской глу­би­не лич­ность вы­би­ра­ет свою роль в бы­тии, он­то­ло­ги­че­скую мис­сию и на­прав­лен­ность в во­пло­ще­нии.

Сво­бо­да – дар Бо­жий и, как вся­кий ис­тин­ный дар, не на­вя­зы­ва­ет­ся, а при­ни­ма­ет­ся или от­вер­га­ет­ся. Что­бы стать сво­бод­ным, че­ло­век дол­жен сво­бод­но при­нять сво­бо­ду. Са­мо­по­ла­га­ние лич­но­сти на­чи­на­ет­ся с осоз­на­ния сво­ей сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти.

Итак, в пред­мир­ном бы­тии че­ло­ве­че­ская сво­бо­да уже про­яв­ля­ет се­бя, но ещё не во всей пол­но­те, не­за­ви­си­мо­сти и от­вет­ст­вен­но­сти. Так дов­ре­мен­ная диа­лек­ти­ка бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды опи­сы­ва­ет­ся прот. Сер­ги­ем Бул­га­ко­вым:

«Твар­ное “Я” всё-таки тво­рит­ся, то есть про­бу­ж­да­ет­ся Бо­гом к бы­тию. Од­на­ко это про­бу­ж­де­ние не толь­ко со­дер­жит Бо­же­ст­вен­ный акт тво­ре­ния, но и вклю­ча­ет в се­бя как бы Бо­же­ст­вен­ный во­прос к тво­ри­мо­му, са­мо­по­ла­га­ет ли оно са­мо се­бя, ибо лич­но­го “Я” од­ним твор­че­ским ак­том над ним, без не­го са­мо­го и Сам Бог по­ло­жить не мо­жет. Это не есть ог­ра­ни­че­ние все­мо­гу­ще­ст­ва Бо­жия, ко­то­рое впол­не про­яв­ля­ет­ся в этом про­бу­ж­де­нии к бы­тию твар­но­го са­мо­соз­на­ния (бо­лее то­го, этот твор­че­ский акт соз­да­ния твар­но­го “Я” есть са­мый по­тря­саю­щий в дей­ст­ви­ях Бо­же­ст­вен­но­го все­мо­гу­ще­ст­ва, яв­лен­но­го в тво­ре­нии ми­ра)… Хо­тя твар­ное “Я” и по­ла­га­ет­ся Бо­гом, но в этом тво­ре­нии оно со-по­ла­га­ет­ся и им са­мим. Стро­го го­во­ря, твор­че­ский акт создаёт лишь воз­мож­ность са­мо­по­ла­га­ния, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ет­ся са­мим “Я”, го­во­ря­щим своё “да”. В этой сво­бо­де са­мо­по­ла­гаю­ще­го “Я” уже со­дер­жит­ся об­раз Бо­жий в твар­ном ду­хе».

3. В этой жиз­ни при­зван че­ло­век вы­пол­нить своё на­зна­че­ние, и по­это­му с мо­мен­та во­пло­ще­ния в ми­ре сем лич­ность об­ре­та­ет воз­мож­ность пол­ной сво­бо­ды и несёт пол­ную ответственность. Твар­ная сво­бо­да че­ло­ве­ка не от­ме­ня­ет­ся сво­бо­дой Твор­ца, по­то­му что че­ло­век создан по об­ра­зу и по­до­бию Бо­га Во­пло­тив­ше­го­ся и при­зван в этом ми­ре к обо­же­нию. Получив дар свободы, человек получает и возможность отказа от свободы, иначе он не был бы свободен вполне. Но отказываясь от свободы, то есть от самоё себя, душа не способна отринуть из бытия основу своего существования – нетленную искру Божию, которая сохраняется нерасплавленной в любых космических странствиях и которая даже в самом заглушенном состоянии сохраняет возможность вернуть статус свободного существа.

С во­пло­ще­ния на­чи­на­ет­ся кре­сто­не­се­ние че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды: сво­бо­да в ми­ре мо­жет быть со­хра­не­на толь­ко при не­пре­кра­щаю­щем­ся пре­одо­ле­нии мир­ско­го раб­ст­ва. Че­ло­век од­но­вре­мен­но в ми­ре сем и не от ми­ра се­го су­ще­ст­ву­ет здесь и, в то же вре­мя, со­хра­ня­ет при­сут­ст­вие в веч­но­сти. Всё это уве­ли­чи­ва­ет бре­мя кре­сто­не­се­ния сво­бо­ды.