С момента создания человека свобода его вплетена в творческий акт Бога. По степени проявления человеческой свободы можно выделить три этапа творения-становления личности.
1. Первичное помышление Творца о бытии личности. Творение Богом субстанциальной основы личности. Здесь личность является ещё в виде бескачественной идеи Бога, через которую она только вызывается к бытию, наделяется бессмертным образом Божиим – свободой, как безосновной основой её бытия. Это вечный прообраз личности. Николай Бердяев писал, что Бог творит личности как задания, осуществляемые свободой.
2. Поскольку направленность божественной свободы не в бескачественной неопределённости, а в творческой мощи и динамике, то с момента своего рождения в бытие свободная личность активно в нём самоопределяется. Богочеловеческий замысел о качественном бытии личности уже включает в себя самополагание человеческой свободы. Это – предмирный совет, диалог Бога и человека о человеческом бытии.
Бог взывает каждую человеческую душу к бытию и с любовью встречает первые её импульсы. Первый глас свободы наделяет нас определённым личностным обликом. В этой апофатической глубине личность выбирает свою роль в бытии, онтологическую миссию и направленность в воплощении.
Свобода – дар Божий и, как всякий истинный дар, не навязывается, а принимается или отвергается. Чтобы стать свободным, человек должен свободно принять свободу. Самополагание личности начинается с осознания своей свободы и ответственности.
Итак, в предмирном бытии человеческая свобода уже проявляет себя, но ещё не во всей полноте, независимости и ответственности. Так довременная диалектика божественной и человеческой свободы описывается прот. Сергием Булгаковым:
«Тварное “Я” всё-таки творится, то есть пробуждается Богом к бытию. Однако это пробуждение не только содержит Божественный акт творения, но и включает в себя как бы Божественный вопрос к творимому, самополагает ли оно само себя, ибо личного “Я” одним творческим актом над ним, без него самого и Сам Бог положить не может. Это не есть ограничение всемогущества Божия, которое вполне проявляется в этом пробуждении к бытию тварного самосознания (более того, этот творческий акт создания тварного “Я” есть самый потрясающий в действиях Божественного всемогущества, явленного в творении мира)… Хотя тварное “Я” и полагается Богом, но в этом творении оно со-полагается и им самим. Строго говоря, творческий акт создаёт лишь возможность самополагания, которое осуществляется самим “Я”, говорящим своё “да”. В этой свободе самополагающего “Я” уже содержится образ Божий в тварном духе».
3. В этой жизни призван человек выполнить своё назначение, и поэтому с момента воплощения в мире сем личность обретает возможность полной свободы и несёт полную ответственность. Тварная свобода человека не отменяется свободой Творца, потому что человек создан по образу и подобию Бога Воплотившегося и призван в этом мире к обожению. Получив дар свободы, человек получает и возможность отказа от свободы, иначе он не был бы свободен вполне. Но отказываясь от свободы, то есть от самоё себя, душа не способна отринуть из бытия основу своего существования – нетленную искру Божию, которая сохраняется нерасплавленной в любых космических странствиях и которая даже в самом заглушенном состоянии сохраняет возможность вернуть статус свободного существа.
С воплощения начинается крестонесение человеческой свободы: свобода в мире может быть сохранена только при непрекращающемся преодолении мирского рабства. Человек одновременно в мире сем и не от мира сего существует здесь и, в то же время, сохраняет присутствие в вечности. Всё это увеличивает бремя крестонесения свободы.