Нидерландское искусство

Нада Калина
Кинематограф

Чтобы познакомиться с нидерландским кинематографом, нашла список фильмов. Он небольшой. Я решила не повторять ошибок первого курса под названием «Япония» и сразу выбрала нашумевший когда-то фильм «Танцующая в темноте» с актрисой Бьорк в главной роли. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. В свое время я не посмотрела фильм, потому что не люблю поддаваться общей ажиотации. Теперь я хочу посмотреть лучшее в кино Нидерландов. Ох, как-то я не ожидала, что фильм будет глубокой драмой с казнью главной героини в конце. Фильм снят в техническом смысле странно – оказывается, есть такой прием: снимать домашней камерой, это, вроде, создает эффект документальности. Да, от этого становится еще страшней. Большого эстетического наслаждения я не испытала. Хотя понимаю, что ничего лишнего в фильме нет – все, в конечном счете, служит основной идее и раскрытию помыслов героини, все-таки мне показалось, что есть длинноты, а элементы мюзикла не раскрашивают повествование, а скорее усугубляют трагизм. В целом, тяжелое впечатление не покидает в течение всего фильма. В общем, если лучший нидерландский фильм такой, то я, пожалуй, больше не буду ничего выискивать, тем более, что в интернете предлагаются в основном фильмы совместного производства, то есть частично нидерландские.

Живопись

Тошнота после трех капельниц цистоплатины с какой-то еще дрянью стала проходить медленнее. И это понятно – идет накопление вещества в моей крови, убивающего всякие бяки. Главное – не поддаваться отчаянью.

Чтобы отвлечься от паршивой физиологии, сосредотачиваюсь на Голландии, то есть на Нидерландах.

Пришла очередь прекрасного, то есть живописи. Среди самых известных голландских живописцев такие выдающиеся личности, как Рембрандт, Франс Халс, Вермеер, Ван Гог, Босх, Брейгель и многие другие. В свое время я купила в Осло сувенирный вариант замечательной игры «Мемо» с карточками-портретами кисти знаменитых художников Северной части Европы, в том числе голландцев. Покупала игру не столько для внучки, сколько для себя любимой. Уж больно я люблю живопись и живописцев. Самое время ознакомиться с ними.

В 17 веке Голландия переживала необыкновенный расцвет – так называемый Золотой век. Художников этой эпохи называют малыми голландцами, возможно, потому что они писали картины небольших размеров. А может, потому что в Голландии творил один большой художник – Рембранд. А остальные рядом с ним были маленькими.

Изобразительное искусство Золотого века отличалось светскостью – религиозные темы отошли на задний план, художники обратились к быту обычных людей. Благодаря жанровым и пейзажным работам голландцев мы знаем, как в то время выглядели представители разных сословий, как они одевались, как выглядели их жилища, мастерские ремесленников в Нидерландах.

Разбираясь с голландскими художниками, я наткнулась на еще одно название - «фламандский». Узнаю, что фламандцы это бельгийцы, говорящие на голландском, пардон, нидерландском языке. Вначале голландцы и фламандцы были единым народом, но затем их исторические судьбы разошлись. Фламандцы остались католическим народом в составе империи Габсбургов. Основной религией голландцев стал протестантизм и кальвинизм как его ветвь. Что касается художников, то фламандцы относятся к представителям ранней нидерландской живописи. Сюда относятся Ян ван Эйк, Хуго Гус, Рогир ван дер Вейден, Квентин Массейн, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, покоривший мое сердце в последнее мое посещение картинной галереи «Альбертина» в Вене. Самым выдающимся из всех оказался всем известный Питер Пауль Рубенс.

А вот в моей игре "Мемо" среди прочих много неизвестных мне голландских и фламандских портретистов. Портреты на карточках очень трудно классифицировать, на первый взгляд они написаны в одной манере. Однако,  Дирк ван Бабюрен выбирает лица простых людей, крестьян, Геррит Доу пишет портреты стариков, Ганс Мемлинг делает моделями девушек в высоких головных уборах, Ян Ливенс любит детей, а Бартоломеус ван дер Гельст - полноватых богатых женщин.

Ян Вермеер. В давние времена моя немецкая подруга подарила мне репродукцию картины Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» в дивной круглой золоченой рамке. Она долгое время висела у меня в спальне. Девушка читает письмо от любимого – так предполагают специалисты. Открытое окно означает желание героини вырваться на свободу, а яблоки в чаше символизируют грехопадение. Ах, ты господи! Вот не знала о грехопадении…

Вспомнила, что смотрела чудесный английский фильм «Девушка с жемчужной сережкой» режиссера Питера Веббера, в главных ролях Скарлетт Йохансон и мой любимый Колин Ферт. Чудная атмосфера Нидерландов, дома и семейной жизни художника Вермеера передана красочными средневековыми картинками.

Ван Гог

Мой любимый Ван Гог был несчастнейшим человеком, который сам о себе писал: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно. Я часто говорю или делаю что-то слишком быстро, когда лучше было бы выждать».  Страсти раздирают многих людей, а этот милый голландец был талантливым художником. Как я поняла из разных источников, Ван Гог с детства был неуравновешенным и страдал перепадами настроения. Возможно, это был признак нездоровой психики. К тому же с 12 лет он вынужден был жить вне дома – родители посылали его на учёбу, и страдал от одиночества.

К сожалению, вначале своего творческого пути он не мог зарабатывать рисунками, как ему хотелось. Художник буквально влачил жалкое существование, питался плохо. Позже пристрастился к абсенту, много курил, начал страдать галлюцинациями. При всем этом он ни мгновенье не переставал работать.

В Париже художник столкнулся с модным в то время импрессионизмом и влился в художественные круги. Познакомился с Полем Синьяком, потом - с Полем Гогеном. Тут он научился работать в технике пуантелизма, нанося краску на полотно точками, из которых позже  Ван Гог придумал свою технику явных и грубых мазков. В Париже в его работах появляется цвет и рождаются картины, которые после его смерти становятся шедеврами - «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Кафе на террасе ночью», «Звездная ночь над Роной», «Ночное кафе».

Дальше идет известная история с ухом и его знаменитый автопортрет. Правда, раньше я слышала, что ухо Ван Гог послал своей любимой. На самом деле – Полю Гогену, с которым он накануне повздорил, бросившись на него с бритвой. Историки не едины в вопросе, было ли отрезано ухо полностью или только мочка, но это, наверное, не главное. Художника объявляют сумасшедшим и отправляют в больницу Сен-Реми. Здесь он потихоньку приходит в себя и пишет вторую «Звездную ночь» - мою любимую. Как сумасшедший мог создать такую красоту?

Еще несколько картин, отражающих его внутренние переживания, рождаются здесь - это «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности». Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». И дальше самоубийство. Уже как-то неудивительно…