Размышления о смыслах терминов

Анатолий Болтенко
 В переписке по интернету одна из собеседниц пишет:

 Вообще, исчезли понятия чести, достоинства, верности слову, клятве и другие моральные, духовные ценности из-за которых раньше просто ...стрелялись! А сейчас даже стыдно говорить о таких материях. Не котируются. А за 100 лет ведь так и остались красные и белые. Разные мы все, нет духовных скреп, религия не тянет, патриотизма мало, национализм чреват, самосознание искажено. Эгоизм и невежество, страх и подлость - новые ценности.

 Отвечаю так:

 Я «технарь» по образованию и образному представлению окружающей меня среды. Потому доверяю больше не расхожим в наше время понятиям и смыслам применяемых нами терминов, а описаниям мерой и числом процессов подтверждённых статистически значимыми величинами. Бред? Абсурд? Вероятно и так.
 
 Но вот возьми, к примеру, термин "честь"…

 Тупо читаю гуманитарную составляющую такого явления-качества...

 "Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, как духовное достоинство человека, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями..."

 Добавлю из подобного источника-словаря:

 "1. Честь — это добрая, незапятнанная репутация, честное имя.
Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду. | Сражаться за честь кого-либо, чью-либо. | Отстаивать свою честь в газетной статье.
 2. Честь — это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.
Человек чести. | Понятие чести. | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.
 3. Делом чести вы называете какое-либо дело, поступок и т. п., которые необходимо сделать, совершить, в противном случае ваше достоинство будет задето, вы не сможете уважать себя и т. п.
 4. Честью называют гражданское, сословное, профессиональное и т. п. достоинства.
Рабочая, профессиональная, воинская, научная честь. Защищать, хранить честь и достоинство граждан.
 5. Закон чести, кодекс чести — это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.
 6. Честью мундира, белого халата и т.д."

 Для начала необходимо определить, какие личные качества, указанные в приведенном описании термина "честь" за крайние 100-150 лет, основная масса людей России вполне определённо принимала как константу. Константу, которая не зависит ни от какого влияния и давления с момента принятия людьми таких смыслов, как высшего закона для себя лично, в повседневной своей жизни. Константы, сохранение которых люди готовы всегда отстаивать ценой жизни своей как свой личный идеал человека уважаемого в обществе себе подобных. Нужно и понять какая часть людей, на протяжении этого же временнОго периода изменяла свои представления о смысле указанных качеств.
 
 Не так и трудно теперь числом и мерой определить то, ЧТО именно на протяжении всего-то 100-150 лет принято людьми как внутренний непоколебимый закон своей жизни и своего поведения.

 Пережив революции, вОйны, режимы, очередные идеи, внушаемые каждый раз на потребу дня очередной властью и подвластными гуманитариями, люди явно не раз теряли и теряют смысловую свою ориентацию, и волю к сопротивлению, и самые насущные смыслы самой жизни.
 
 Именно потому всегда под спудом готовность к тому самому бунту, о котором писал Пушкин:
 
"Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка".

 И это только то, что частично и косвенно касается всего одного термина "честь"... А таких образно-красивых терминов масса. Потому и остались - красные, белые, зелёные и даже нынче "уважаемые" голубые.

 Такие вот размышления о смыслах нами применяемых терминов.