Три АБРАхаМА и розы из Чёрной Страны

Теодор Буки 2
Кокс – это твердый, богатый углеродом материал, полученный путем возгонки (дистилляции) богатых битумами, но с низким содержанием серы и малозольных каменных углей. При спекании таких углей без доступа воздуха при температуре 1000 градусов образуется большое количество коксового газа и угольного дёгтя, которые удаляются из готового продукта (кокса).

Роза Abraham Darby, созданная Дэвидом Остином путем скрещивания современной петлистой розы Aloha и старой розы флорибунда Yellow Cushion. Почти шаровидный куст высотой около 1 метра, цветки густомахровые, раскрываются практически все лето до заморозков, с необыкновенно сильным фруктовым ароматом. Филигранные стебли, на которых изящно покачиваются старые садовые розы, у сорта 'Abraham Darby' чаще всего заменены мощными и крепкими цветоносами.

Что общего между этими такими несочетаемыми даже в самом кошмарном сне объектами, как уголь-кокс и роза-цветок?
 
Конечно же, Чёрная Страна.

Кокс в 18 веке впервые в Британии применил Абрахам Дарби-1-ый, а розу имени трех поколений АБРАхаМОВ  вырастил  в веке 20-ом селекционер из этой же Черной страны.

Чёрной Страной назвали земли в Уэст Мидланс, прилежащих к городу Бирмингаму, но  до сих пор, точные границы «страны этой» не обозначены. По традиции, селения, где уголь выходил на поверхность, относили к этому индустриальному району - West Bromwich, Oldbury, Blackheath, Cradley Heath, Old Hill, Bilston, Dudley, Tipton, Wednesfield, Halesowen, Wednesbury, Walsall и другие.

Железо в Англии производили с времен Римской империи, но в небольших количествах, а для плавки из руды использовали древесный уголь. До сих пор сохранились остатки древних плавильных печей в Форест оф Вин и Велде – местах, богатых рудой и лесами
Первые плавильные печи с поддувом с помощью мехов появились в 15 веке в Велде.
С начала 18-го века  в Чёрной Стране появляются железные мануфактуры династии железных дел мастеров Дарби.

Железо…. С началом индустриализации не было такой отрасли, где бы его не использовали все больше и больше. С первых шагов индустриализации – это паровые машины для шахт, затем – остовы для каркаса ткацких фабрик, потом – рельсов  железных дорог, пароходов и …. Три поколения Дарби внесли неоценимый вклад в развитие своей страны и были у истоков науки производства железа, начиная с 18-го столетия.

АБРАхаМ 1-ый

Он родился в 1678 году и был единственным сыном зажиточного квакера землевладельца. Достигнув возраста 16 лет, он уезжает из родных мест близ города Дадли (Ворцестешир). Его заинтересовал бизнес производства пива. В 1704 году он едет в Голландию для знакомства с передовыми технологиями. Но… возвращается на родной остров с несколькими голландскими братьями по вере, лучшими в тогдашней Европе металлургами. Они помогли Арахаму Дарби наладить бронзовое литейное производство в городе Бристоле.

С 1708 года Дарби-1ый, однако, резко изменяет свою мануфактуру – его внимание всецело поглощает железо. Он понял преимущества его перед бронзой в такой прозаической человечной сфере обслуживания как изготовление кухонных принадлежностей. Oн и первый свой патент приобрел на литье в песчаных формах чугунных кастрюль-сковородок. Затем он покупает старинную плавильную печь в Коулбрукдейле (Шропшир), где в результате долгих экспериментов убедился  в преимуществах плавки чугуна с помощью кокса.

Дарби был далеко не первым, кто применил кокс в металлургии, но в его родной Чёрной стране по каким-то непонятным причинам наблюдалось заметное «отставание» в этой области.

«Первый» металлург Чёрной страны Дад Дадли (незаконный сын 5-го графа Дадли) как-то неудачно управлял железоделательным бизнесом своего папаши. Пока на арену не вышел Абрахам Дарби-1-ый ничего не получалось для обретения Чёрной Страной статуса индустриальной зоны, где чугун плавят хорошо и много.

Переход на кокс означал конец уничтожению лесов и развитию угледобычи не только в отдельно взятой Чёрной Стране (Стаффордшир и Шропшир), но и по всему острову Британия – в Южном Уэллсе и Шотландии. Дарби на своих мануфактурах в Коулбруквэйле на реке Северн тогда производил железо-чугун лучшего качества в мире.

Семейной бедой всех Дарби  была короткая жизнь. АБРАхаМ-1-ый умер в 1717 году в возрасте 39 лет.

АБРАхаМ-2-ой

После смерти основателя династии его сыну Абрахаму Дарби-2-ому было всего 6 лет.
Управление заводами перешло в руки управляющему Генри Корту, который не был посвящён в технологический процесс плавки железа.

Этот Корт, которого назвали Великий наставник (The Great Finer) расширил производство своего брата-друга по вере и начал продавать железные изделия военно-морскому флоту. Он запатентовал процесс «размалывания» чугуна и очистки первичного чугуна (pig-iron) в разные сорта стали (bar-iron). К сожалению, квакерские источники до сих пор не разглашают причин банкротства Генри Корта, потери всех своих патентов.
 
При жизни АБРАхаМА-2-ого расширение производства произошло в результате того, что все заказы на железные детали «качелей Ньюкомена»  выполнялись на его заводах.
Методы плавки чугуна и производства стали по методам Генри Корта на производствах Дарби получили широкое признание.

АБРАхаМ-2-ой умер, когда ему было неполных 52 года в 1763 году, и управление фамильными мануфактурами перешло к бристольскому квакеру Ричарду Рейнолдсу.

АБРАхаМ-3-ий

41 год жизни отпустила судьба этому последнему представителю славного семейства металлургов (1750 – 1791). Его достижение в мировой истории – не такое уж и великое, а можно сказать, ВАЩЕ … не достижение даже. Ничего нового в науку металлургию при его жизни внесено не было. Зато в память народную этот третий АБРАхаМ неизгладимую «зарубку» внёс.

Ironbridge (Железный мост), может и вам приходилось слышать такое название? В Британии, этой АГРОМАДНО-великой, нет ни одного человека, который бы не знал, где этот мост и кто его построил.

А построил первый в мире мост над рекой Северн в городе Wrens Nest (Гнездо Крапивницы-птички) полностью из металла в 1779 году владелец литейных производств квакер АБРАхаМ-3-ий. Особенность и неповторимость этого сооружения в том, что 100-футовые (35 метров) конструкции отливались из чугуна на заводе, а затем монтировались на месте. Всего затрачено свыше 685 тонн металла. Мост вполне «работоспособен» до сих пор.
Конструктором (как сейчас говорят, диазйнером) моста был Томас Фарнолз Притчард. В то время ещё не знали, как соединять детали из чугуна, и он, не мудрствуя лукаво, применил обычный для деревянных работ метод – соединение «ласточкин хвост» (по-английски - dovetail jointing – хвост голубя).

Нет ни одного изображения трёх АБРАхаМОВ… Не сохранилось или не найдено? По канонам религии квакеров (Общества Друзей) Бог не поощрял делать «образы людей». Однако по какой-то шутке судьбы, АБРАхаМ-3-ий все-таки запечатлён… в отлитом силуэте на одной из центральных сборок Железного Моста. Было ли это задумкой неизвестного мастера или сам АБРАхаМ-3-ий нарушил традиции своего Общества? С 19-го века запрет этот соблюдался не так строго, почему нам предоставляется возможность лицезреть многих выдающихся квакеров человечества (например, Джонса Хопкинса из Филадельфии).

А теперь давайте задумаемся вот над чем….

Однажды лучшие умы Англии подумали, что если они не остановятся и не перестанут губить окружающий лес, то железа будет много, а людей, которым оно нужно для кастрюль и сковородок поначалу, затем паровозов-пароходов, потом - … ну, ясно, вся  бы Британия-остров стала бы настоящей «Чёрной Страной».

Подумали они, подумали и… придумали уголь из-под земли копать…. Задымили каменные печи, домны, вагранки, мартены, коксовые батареи… и неба синего не стало видать.

Тоже не большая радость в отравленной окружающей среде английскому просвещенному и демократическому-то какому (!) народу стало так жить. «А колонии нам зачем?», - опять хорошо и правильно «скумекали» свободные под королевским присмотром люди.

Однако, не всё можно в колонии перебрасывать с метрополии любимой. Ведь известно «За границей и … полушка, да рубль перевоз»: колонии далеко, за морями синими.

А зачем нам колонии наши родимые в Индии, Африке, Азии, есть ведь «край родной, на век любимый, где найдешь ещё такой» и «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»....

Край этот и не так уж далеко от острова нашего британского любимого, и в Европе формально числится,… хотя какая же это Европа, если «спят в нём курганы тёмные» беспробудным сном, а под «спящими» этими территориями немерянно и углей самых хороших и «окатышей» рыжих, на которых только подуй «теплом», так металл и потечёт.

И пошли-поехали в страну НеЧёрную, но и неЛюбимую (то есть, не охраняемую) королевскими указами и законами заводчики-металлурги и шахтеры. Стали они свой опыт передовой передавать.
 
Главное – это накопать как можно больше угля, пережечь его без доступа кислорода при 1000 градусах в кокс, переплавить руду железную в настоящее железо или, по-крайней мере, в чугун…. А там, посмотрим…

И «Восточно-Южно-украинская Швейцария» превратилась из «изумрудной» в черную.
Последняя зелень и живность лесовo-долиннo-рощинская доканывается и вот-вот исчезнет.

Лунные «пейзажи» появляются в самых центрах поселений людей, где они рождаются, живут, едят, спят, размножаются, умирают и предаются земле.

Настоящая же Чёрная Страна, где угли и железные руды прямо на поверхность выходят, со временем превращалась в рай земной, где железо не разрушается и несколько столетий людям служит. Городки с названиями в честь птички-невелички, которая из столетия в столетие здесь гнездо вьёт (Wrens Nest), не меняются  веками и внешне, а главное – внутренне.

…. И розы, лучшие в мире розы, выращиваются селекционерами из Чёрной страны, что в West Midland (Англия) – родине промышленного производства стали, колыбели всей ИНДУСТРИИ всея Земного Шара.

Эх-ма, да кабы денег – тьма!....