Книжная девочка

Елена Фёдоровна Прохоренко
                Давай вернём СССР!
                Вернём всё то, что не забыли,
                Вернём всё то, что мы любили.
                Давай вернём СССР!
               
                Неизвестный автор

               
       Эта девочка родилась в прекрасном городе на Неве, ещё не залечившем тогда раны, нанесённые войной, но уже начинавшем жить прежней, мирной, жизнью. Девочка была ещё очень мала, она, собственно, ещё не стала книжной девочкой, а была простым ребёнком, жадно впитывающим окружающие его события. А основой её мира были три больших добрых человека: мама, бабушка и отец. Они защищали её от холода, голода, неприятных воздействий окружающего мира в виде крыс, ещё водившихся в доме после войны.
       Потом один из добрых людей куда-то исчез, и девочка больше никогда не видела его. Слова «больница» и «смерть» ещё ничего для неё не значили.
       А потом мир сильно изменился. Вместо привычной уютной комнатки появились непонятные чудовища, с тряской, грохотом и свистом мчавшие её куда-то. Хорошо ещё, что два больших добрых человека были рядом.
       Потом появился другой мир, и девочка начала привыкать к нему. Большой добрый человек по имени «мама» уходил куда-то на целый день, но другой, по имени «бабушка», всегда был с нею. И от бабушки она постоянно узнавала много интересного, а источник этого интересного назывался книгами. Благодаря этим книгам девочка познавала мир, он нравился ей, доставлял радость. Об этом же мире слышала она из радиоприёмника «Баку», который с рядом других интересных вещей прочно вошёл в её жизнь.
       Девочка росла, и одни книги сменялись другими. По мере взросления девочки, взрослели герои любимых книг.  И девочка с радостью видела, что мир этих книг был тем же миром, в котором она жила, и тот, что существовал за пределами квартиры, был тоже точно таким. Этот мир был единым и, как бы он ни разветвлялся, его части, как ветви большого дерева, были едины со стволом. Он был населён добрыми, увлечёнными, трудовыми людьми. Дети, сходящие с книжных страниц, были такими же, каких она видела во дворе, с какими играла в привычные детские дворовые игры, где были и мяч, и скакалка, и змей, запускаемый в небо, а зимой – санки, лыжи и коньки. А сколько разных интересных кружков было для детей во Дворце культуры! В этом мире девочка чувствовала себя дома. И когда носилась с подругами во дворе, и когда пошла в школу, и когда маму перевели на другую работу и они втроём переехали в новый светлый трёхэтажный дом, восхитительно пахнущий свежей краской.
       И новый класс, и новые друзья были такой же частью этого большого единого общего мира. Девочка так же выбегала во двор летом при первых звуках горна под окнами – звуках, зовущих детей на зарядку, участвовала в организуемых детской площадкой выступлениях юных гимнастов, ходила на речку или в лес с отрядом, возглавляемым пионервожатой. С непередаваемым ощущением сбывающегося таинства бегала она с подругами в читальный зал, погружаясь в мир приключений, полётов к звёздам, прекрасных свершений. Окружающий мир был по-прежнему понятным и добрым, он только делался шире и полнее по мере того, как девочка росла.
       Страна осваивала целину, строила плотины на гигантских реках, новые города в тайге, выходила в космическое пространство. Всё это находило горячий отклик в сердце девочки и её сверстников, да и не только их – всего народа. И это тоже было прекрасно – ощущать себя частичкой единой семьи, огромной семьи, где каждый друг другу товарищ.
       Книги по-прежнему были неисчерпаемым источником вдохновения, интересных приключений, ярких судеб. И самым интересным было, когда книги читались дома вслух – книги новые, взрослые, но уже почти во всём понятные девочке. Она уже знала, что в жизни, как и в книгах, наряду с прекрасными душой героями встречаются низкие подлецы. Но она была уверена, что добро всегда победит.
       Первые мелкие конфликты в её жизни стали появляться тогда, когда девочка, с которой её посадили в школе за одну парту, сказала ей: «С тобой не интересно. Даже если ты соглашаешься погулять вечером по центральной улице, то говоришь только о ком-то из книжных героев. С тобой скучно, ты какая-то книжная девочка». Но взамен разминувшейся с нею в увлечениях одноклассницы появилась новая подруга – серьёзная, верная, любившая те же книги, что и девочка, получившая прозвище книжной. Просто оказалось, что мир населён разными людьми, и увлечения у них разные.
       Девочка выросла, окончила школу, университет, поступила на работу по избранной специальности, встретилась с новыми людьми. И всё это было так, как должно было быть, ведь мир остался прежним, он просто снова расширился. Но вдруг оказалось, что люди, которые раньше казались единым целым – добрым, открытым, понимающим, делающим одно большое общее дело, далеко не все были таковыми. Находились те, для кого собственное эго становилось выше общего дела, стремление к власти, к личному обогащению превалировало над всем остальным. И с ходом времени таких становилось всё больше,  правде всё труднее было отстоять себя. Там, где затрагивалось чьё-то личное благополучие, ей было не пробиться. Книжная девочка, которая продолжала жить в душе повзрослевшей женщины, болезненно переживала это изменение окружающего. И то, что она оставалась прежней, постепенно привело её к конфликту с изменяющимся миром. Ей очень повезло, что окружали её очень хорошие люди, настоящие друзья. Они смотрели на мир одинаково, понимали и поддерживали друг друга. И вместе сражались против общего врага, нёсшего в родной добрый мир начало злое, эгоистичное, корыстное…
       … А потом светлый мир рухнул, было предательски спущено гордое алое знамя, увенчанное победами над мировым злом, над фашизмом, над угнетением людей труда, расстреляны его защитники в центре столицы. На смену ему пришёл мир чужой, злой, жестокий. Вместо прекрасного слова «товарищ» введено  было слово «господин», подразумевающее наличие «слуг» и «рабов». И «господами» стали те, кто шёл к власти по трупам, по крови - грабежом, обманом и насилием.
      « Это не навсегда, - пыталась утешить себя книжная девочка, - это не имеет права жить, это уйдет! Ведь остались мы – советские люди, остались наши заводы, школы, институты.  Осталась Родина, всегда встававшая на защиту добра против зла!» Но Родину отняли, изуродовали, перекроили. В маленьком городке, где жила книжная девочка, славный завод, так героически проявивший себя в страшную войну, был продан чужаку, мартен, выплавлявший уникальную сталь, был разрушен, постепенно исчезли из города все остальные заводы, да и сам город стал называться «поселением городского типа», как-то сгорбился, зачах. И люди, раньше бывшие одной семьёй, обособились, перестали узнавать друг друга. Вместо детских площадок появились парковки для личного транспорта, исчезла детвора из дворов. Многие книги стали другими. Они очерняли всё то светлое, очевидицей чего была книжная девочка, искажали его. Появились новые «герои» - алчные, эгоистичные, напролом идущие к богатству и власти.  Для книжной девочки они стали врагами.
       Как-то раз ей попала в руки книга, любимая ею в юности. Она перечитала её и поразилась контрасту того, прежнего, прекрасного мира, так живо встававшего со страниц – с тем, что теперь видела она вокруг. Девочка долго плакала над милым осколком своего доброго и светлого прошлого. Как болело о нём её сердце, как ныло мучительно и горько…
       …Годы прошли. Книжная девочка осталась прежней, но живёт теперь в душе женщины-пенсионерки. Она борется в меру своих сил с наступившим злом. И стоит на протестных митингах под родным красным знаменем, крепко сжимая в руке шершавое древко и свято веря, что утраченный мир вернётся…