6. 12 Пифагор. Третья ступень. Душа человека

Лариса Болотова
                Что же представляет собой душа человека?         

                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

 (стр.265) «С точки зрения земной эволюции, человек есть последний отпрыск и венец всех предыдущих видов. Но эта идея объясняет его появление на сцене жизни не более, чем она объяснила бы появление первой водоросли или первого ракообразного в глубине морей. Всё это постепенное творчество требует – как и каждое рождение – проникновения в землю невидимых сил, творящих жизнь.

 Созданию человека должно предшествовать царство духовного человечества, которое руководит развитием земного человечества и посылает ему все новые потоки душ, которые воплощаются в его недрах и озаряют первыми лучами божественного света это безпомощное, требующее воздействия и всё же отважное существо, которое, едва освободившись от мрака животности, принуждено бороться со всеми силами природы для поддержания своего существования».

                Чтобы как-то прочувствовать это, можно представить себе младенца, который познаёт жизнь, в которой его рассудок, чувства, желания развиваются постепенно. И в этом ему помогают те, кто его окружают. Он учится управлять своим физическим телом, а затем и душой.

«Получив свои знания в храмах Египта, Пифагор имел точные представления о больших переворотах на земном шаре. Индусская и египетская доктрины знала о существовании древнего континента, на котором возникла красная раса и расцвела могучая цивилизация, названная греками Атлантидой.

Эзотерическая доктрина приписывала попеременное погружение и появление континентов колебанию земных полюсов и признавала, что человечество должно было пережить шесть таких потопов».

                Человечество пережило четыре таких потопа, его ждёт ещё два.

«Каждый цикл между двумя потопами несёт с собой преобладание одной из великих человеческих рас. Посреди временных и частичных затемнений цивилизации и человеческих способностей, общее непрерывное восхождение вверх не прекращается никогда».

                Почему так? Нет движения по прямой?

«Так образовалось человечество и началась эволюция рас среди различных земных катаклизмов. Но в чём же состоит вечная, мучительная загадка этого мира, который мы, рождаясь, принимаем за незыблемую основу вселенной, тогда как он сам несётся, увлечённый в пространство? В чём загадка этих появляющихся со дна морей и снова исчезающих континентов, этих сменяющихся народов и разрушающихся цивилизаций?

Это – великая внутренняя тайна каждого и всех, это – проблема души, которая открывает в себе две бездны – и мрака, и света, которая созерцает себя поочерёдно, то с восторгом, то с ужасом, и говорит себе: «Я не от мира сего, ибо мир не в силах меня объяснить. Я пришёл не от земли, и я иду в иное место. Но куда? Это – тайна Психеи, заключающая в себе все остальные тайны».

                То есть душа – это Психея, а по земной науке – это психика человека.

«Космогония видимого мира, говорил Пифагор, привела нас к истории земли, а последняя к тайне человеческой души. Этой тайной мы прикасаемся со святая-святых с тайной тайн. Раз её сознание пробудилось, душа становится для самой себя самым удивительным из всех зрелищ. Но само сознание, это не более, как освящённая поверхность её существа, в глубине которого таятся тёмные, и неизмеримые бездны. В непознанных своих глубинах божественная Психея созерцает очарованным взором все жизни и все миры: прошедшее, настоящее и будущее, которые сливаются в Вечности.

«Познай самого себя, и ты познаешь вселенную». Такова тайна мудрых посвящённых. Но чтобы проникнуть через эту узкую дверь в  необъятность видимой вселенной, необходимо пробудить в себе непосредственное видение очистившейся души и вооружиться светильником Разума, наукой начал и священных чисел.

Так переходил Пифагор от физической космогонии к космогонии духовной.

После эволюции земли он разъяснял эволюцию души на протяжении миров. Вне посвящения эта доктрина известна как переселение душ (трансмиграция). Ни одна часть оккультной доктрины не была так изменена, как эта, благодаря чему древняя и современная литература знают её только в нелепых искажениях. Сам Платон, более всех философов способствовавший её популяризации, давал или из осторожности, или вследствие обета молчания, только фантастические и странные обрывки этого учения.

Немногие подозревают в наше время, что учение это могло иметь для посвящённых ценность научной истины, что оно открывало перед ними безконечные перспективы и давало душе небесное утешение. Учение о восходящей жизни души через последовательный ряд земных существований принадлежит всем эзотерическим преданиям и представляет собой венец теософии.

Не трудно понять, почему посвящённые древних религий, зная эти истины, держали их в тайне. Они недоступны для неразвитых умов и могут вызвать лишь смятение. Они тесно связаны с глубокими тайнами духовного зарождения, с проблемой пола и телесного рождения, от которого зависят судьбы будущего человечества.

Что такое душа человеческая? Частица великой Мировой Души, искра божественного духа, безсмертная Монада. Но если её возможное будущее открывается в бездонном сиянии божественного сознания, её таинственное рождение относится к началам организованной материи. Чтобы достигнуть своего настоящего состояния, она должна была пройти через все царства природы, подняться по всем ступеням лестницы существования, постепенно развиваясь путём безчисленных существований».

                То есть происходит накопление опыта и создание своего энергоинформационного поля или расширение своего сознания. 

«Дух, работающий над мирами и сгущающий космическую материю в громадные массы, проявляется с различной силой и все увеличивающейся энергией в различных последовательных царствах природы. Слепая и смутная в минерале, индивидуализованная в растении, поляризованная в чувствительности и в инстинктах животных, сила эта, на протяжении всего медленного процесса стремится к сознательной Монаде; что же касается элементарной монады, то она является уже в самом низшем животном.

Итак, душевный и духовный элемент существует во всех царствах, хотя в низших царствах он является в состоянии непробуждённом. Души, существующие в состоянии зародышей в низших царствах, пребывают там в течение необъятных периодов и переходят в высшее царство лишь после больших космических перемен и уже на другой планете. В течение жизни одной и той же планеты они могут подняться выше лишь на несколько видов.

Где начинается монада? Это так же трудно решить, как определить час образования туманности, или момент, в который солнце впервые начало светить. Как бы то ни было, то, что составляет сущность каждого человека, должно было развиваться в течение миллиона лет на протяжении планетной цепи, проходя через все низшие царства и сохраняя во всех этих существованиях индивидуальное начало. Эта ещё неясная, но неразрушимая индивидуальность является божественной печатью монады, в которой Бог хочет проявиться через сознание.

Чем выше поднимаются ряды организмов, тем более развивает монада дремлющие в ней начала. Поляризованная сила делается чувствительной, чувствительность становится инстинктом, а инстинкт разумом. И по мере того, как зажигается колеблющийся факел сознания, душа делается всё более независимой от тела, всё более способной вести свободное существование.

Флюидическая и неполяризованная душа минералов и растений связана с элементами земли. Покинув труп, душа животных, сильно привлекаемая земным огнём, пребывает некоторое время в нём, а затем возвращается на поверхность земного шара, чтобы снова воплотится в свой вид, не покидая никогда низших слоёв космоса. Эти слои населены элементалями или животными душами, которые участвуют в жизни атмосферы и оказывают большое оккультное влияние на человека.

(Примечание переводчика) «Эзотерическая доктрина древнего востока даёт учение о групповой душе каждого вида животных; собрав опыт, умирающее животное направляет своё индивидуальное сознание в общую групповую душу и тем обогащает её; если опыт животного начинает сильно разниться от опыта всего вида, что бывает благодаря воздействию  человека на животное (например, искусственно приобретённые инстинкты охотничьих собак, или состязающихся на ипподроме лошадей), тогда в групповой душе вида происходит разделение и образуется новый вид».

Только одна человеческая душа  приходит из высших миров и после смерти возвращается туда же. Но в какую эпоху своего длинного космического существования элементарная душа стала человеческой? Через какое пламенное горнило, через какой эфирный огонь прошла она для этого. Преображение было возможно в междупланетарный период только при помощи уже совершенно сформированных человеческих душ, которые развивали в элементарной душе её духовное начало и наложили свой божественный прообраз, подобно огненной печати, на её пластическое вещество.

(Примечание переводчика) «По тем же эзотерическим учениям животное - человек, тело которого развивалось постепенно по закону эволюции, достигло в середине 3-ей Лемурийской, расы такой законченности, при которой оно могло уже служить проводником для индивидуального сознания, и тогда совершалось соединение человека с его божественной Монадой».

Но сколько предстоит ещё странствований, воплощений, сколько надо пройти циклов для того, чтобы душа сделалась тем человеком, каким мы знаем его.

По эзотерическим преданиям Индии и Египта, индивиды, составляющие  нынешнее человечество, начали своё человеческое существование на других планетах, где материя гораздо менее плотная, чем на нашей. Тело человека было в то время почти прозрачное, а воплощения его были лёгкие. Его способности духовного восприятия были по-видимому очень сильными и энергичные в этот первый человеческий фазис; зато разум и интеллект были  в зачаточном  состоянии. В этом полутелесном и полудуховном состоянии человек видел духов; всё сияло в его глазах красотой и очарованием, всё было музыкой для его слуха. Он слышал гармонию сфер. Он не думал и не размышлял, он едва умел хотеть. Он отдавался жизни, вбирая в себя звуки, формы и свет, витая подобно сновидению от жизни к смерти и от смерти к жизни. Такое состояние Орфики называли небом Сатурна. По учению Гермеса человек материализовался, воплощаясь на планетах всё более плотных.

Воплощаясь в более плотной материи, человечество утеряло своё духовное сознание, но усиливающейся борьбой с внешним миром оно сильно развило свой разум (рассудок?), свой интеллект, свою волю. Земля есть последняя ступень этого спускания в материю, которое Моисей называет «изгнанием из рая», а Орфей «падением в подлунный круг».

Отсюда человек, путём многих новых воплощений, может медленно подняться и свободным проявлением ума и воли снова обрести свои ДУХОВНЫЕ ЧУВСТВА. Только тогда, говорят ученики Гермеса и Орфея, человек обретает собственной деятельностью сознание божественного; лишь тогда он становится Сыном Божьим. И те, которые назывались на земле этим именем, должны были, раньше чем появиться среди нас – спуститься и снова подняться по этой трудной спирали».