Слово и изображение

Азамат Джанымбей
... или попытка понять Художника. Посвящается Р.Ц.

Длительное время любая форма изобразительного творчества предполагала отражение реальности в её натуральной или воображаемой форме. Это всегда было ТАК, до начала 20 века.

Наступили времена ИНЫЕ (причина этого, тема отдельная), когда форма потеряла свои естественные пространственные границы, превращаясь в ЗНАК. Сам по себе он определяется в науке смыслом слова «симулякр», то есть знака, отражающего то, чего нет, того, что НИЧТО. 

В этом «ничто» для художника нет места, так как нет возможности опоры или остановки хоть на чем-то. «Ничто» поглощает и растворяет всё – созданные формы, смыслы, традиции… Их там УЖЕ нет. Но само это «ничто» есть нЕчто, которое обозначено в слове, а точнее в понятии «НИЧТО».

Переход от образа к понятию есть акт преодоления границы мира СЕГО, то есть «видимого», и переход в мир, не имеющий проявления ни в природе, ни в визуальных предметах творчества. Здесь начинается мир скрытых смыслов, в конечном итоге, мир ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ.

Есть ли в НЁМ место для художника. Да, есть. Причем невообразимо важное. На этой границе миров меняется роль, миссия художника, вплоть до его восприятия и осознания формы существования самого себя. Своими творениями он из «зеркала», отражающего окружающий мир, превращается в «глазной хрусталик», призму, позволяющую зрителю структурировать и по-новому воспринять его – зрителя - ВНУТРЕННИЙ МИР.

Визуальным символом такого состояния и одновременно границей перехода Каземир Малевич избрал «черный квадрат». Но, если знак исчез, то здесь начинается  «царство»  Слова, без которого НИЧТО как НЕЧТО не выразимо, а только ощущаемо в определенном психическом состоянии.

Но, что далее? Во внутреннем мире без визуальных образов СЛОВО, как энергетическая вибрация, создаёт семантическое поле Вселенной.

Слово (его смысловое содержание и энергетическая звуковая вибрация) всегда больше, чем ЗНАК это слово обозначающий. Это как живая музыка всегда больше, чем партитура, как устная скандинавская сага больше, чем её запись руническим письмом, как танец больше, чем отдельные позы и жесты … 

Переход от наглядно-образного к понятийно мышлению даёт качественно иной взгляд на мир, новый уровень понимания его глубин и сущности. На этом переходе образы-знаки созданные художником отражают экстраполяцию его сознания на окружающий мир, они обретают иной смысл и назначение. При этом они будут требовать дополнения в виде их  энергетического наполнения и синергетического продолжения в формате перформанса – места, звука, музыки, танца (Гурджиев?)…

P.S. На мой взгляд именно ЭТОТ поиск и осознание силы СЛОВА отражены в потрясающем по своей глубине фильме Андрея Кончаловского  «Грех», который посвящен гениальному Микеланджело  (подробнее об этом здесь - «К фильму «Грех» Андрея Кончаловского» - http://proza.ru/2019/11/18/2088).

В заставке фото с выставки работ художника Руслана Цримова.