Первый подвиг юного Манаса

Юрий Беляков 3
               
Много-много лет назад, примерно в  ХV-ХVIII веках в  одной горной впадине Алтайского хребта, по которой протекала небольшая горная речка,  кочевал один из кыргызских родов под названием Жети-Кашка (кырг. жети – семь; число предков, которых согласно санжыры (родословной) должен знать каждый семилетний мальчик + (ист.) кашка – предводитель племени); согласно санжыры этими предводителями были предки Манаса : Жакып, Чаян, Ногой, Кыргыз, Апач, Какас, Куптегин из племени Кыпчак. Предводителем этого рода был Жакып-хан, который привёл свой род сюда, спасаясь от вероломного нападения иноземных захватчиков. И именно здесь у престарелого Жакып-хана родился необычный ребёнок, которого назвали Манас. Его имя является двухсложным словом и состоит из двух частей ману – санскритское первочеловек и бог +ас – топоформант, происходит от финикийского асу – восток, жители территории, расположенной на востоке от места жительства греков; сторона, где всходит солнце.= первый человек, родившийся на востоке.
Ребёнок рос не по дням, а по часам и обладал сверхъестественной силой. И вскоре весть о  рождении необычного ребёнка распространилась среди местного населения и достигла ушей врагов.
Хорошо понимая, какая опасность грозит им в будущем, главари вражеских племён стали думать, как им избавиться от надвигающейся беды и неоднократно засылали в стан Жакыпа лазутчиков, чтобы убить юного богатыря.  И вот, чтобы обеспечить своему сыну безопасность Жакып назначает своего родственника богатыря Бакая  телохранителем и воспитателем  Манаса.
(И здесь автоматически возникает параллель с персонажами русских народных легенд в частности с богатырём Добрыней Никитичем и с юным князем  Святославом Игоревичем, к которому  в  качестве телохранителя, воспитателя и советчика и  был приставлен  Добрыня, который обучал его военным наукам и позднее был советчиком во всех военных походах Святослава.
Вторая параллель заключается в том, что уже у взрослых Манаса и Святослава Игоревича в их воинских дружинах в качестве государственных и военных советников присутствовали: у Манаса -  хан Кошой , а у Святослава – воевода Свенельд.
Ясно, что в данном случае однотипность сюжетов связана с контактами разных слоёв населения и  с культурными диффузиями (проникновением) устных и письменных текстов из одного языка в другой  в условиях многоязычия. Особенно большая заслуга в проникновение фольклора одного народа в фольклор другого народа принадлежит Великому шёлковому пути, связывающему народы Китая, Азии и Европы, а также создателям и хранителям  разнообразных жанров народного творчества: сказителям,  акынам, ырчы, сынчы и путешественникам, купцам, торговцам, проповедникам, миссионерам и другим скитальцам, особенно двуязычным).
Бакай же, в свою очередь, собирает из сверстников Манаса юных  дружинников и начинает обучать их воинскому искусству: скачкам на коне, стрельбе из лука, владению копьём и мечом. Так и рос юный  Манас - и в окружении друзей и под их защитой. И вскоре он достиг своего первого года рождения  (по животному циклу, составляющему 12 лет,  м;ч;л). Раньше в этот день подростки  получали  в подарок кыргызский этнический головной убор «ак-калпак» (кырг.ак - белый, чистый +тюрк.  калпак -  остроконечная войлочная шапка в виде усечённого конуса) с каймой  цвета зелёной травы, символизирующей юность  и с узором в виде рогов барана, символизирующего начало превращения мальчика в мужчину и соответствующее отношения к нему членов его племени.
И вот, в этот период, калмаки в отсутствие  Бакая напали на стойбище Жакыпа. Первыми опасных захватчиков увидели дети. С крикам: «Беда, беда - группа грабителей скачет сюда», они подбежали к Манасу и сообщили ему о надвигающейся опасности. Но Манас не растерялся, он собрал свою дружину, все вооружились и вскочили на коней. Получив от Бакая первые боевые навыки и наставления, Манас знал, что делать. Он послал одного дружинника за помощью, а сам во главе своей дружины с подветренной стороны, поднимая пыль, чтобы враги не догадались о численности дружины и возрасте дружинников, поскакал навстречу врагу.  За ним, все как один, поскакали сорок юных чоро, сорок дружинников. Началось сражение. Сверкают  шлемы бойцов,  звенят кольчуги, всюду крики и  стоны. Бьются с врагами бойцы-удальцы. Неплохо дружину Бакай обучил -  сражаться с врагами пока хватит сил.
                Вот мчится навстречу Манасу калмак
                И держит в руках свой истрёпанный  флаг.
                Он флагом машет и что-то кричит,
                Но это Манаса совсем не страшит.
Он ещё крепче копьё в руках сжал
И сразу в кольчугу калмака попал.
Калмак, с седла выпав, на землю упал
И сразу к войне интерес потерял.
              А тут на помощь Бакай прискакал -
               Он от детей про калмаков узнал
               И быстро отряд ополченцев собрал,
               Которых на помощь Манасу послал.
Когда калмаки увидели скачущее подкрепление,  они растерялись и начали отступать, 
Отряд калмаков ускакал, а юные дружинники отпраздновали свою первую победу.  Хан Жакып в виде награды велел каждому из них выдать из своего стада по овце.
Большую награду и благодарность хана получил и Бакай, который хорошо обучил свою дружину.
Получив от кыргызов первый отпор, калмаки на время затаились
и в последствии долго повторно не нападали на кыргызов.
Но угроза повторного нападения калмаков на земли и айылы кыргызов оставалась реальной и требовала сплочения кыргызского народа. Нужен был только лидер – человек,  за которым пошли бы все  кыргызские племена. И такой человек нашёлся: им стал подросший сын Джакын-хана -  Манас. Учитывая его уже имеющиеся заслуги в неоднократном отражении захватнических нападений  калмаков на кыргызские угодья, предводители алтайских племён сплачиваются вокруг этого богатыря и избирают его своим предводителем. В результате ряда достигнутых побед над войсками калмакских интервентов алтайские кыргызы под предводительством Манаса  вновь занимают ранее покинутые земли в горах Тянь-Шаня и в Иссыккульской котловине.

ПЕСНЯ О МАНАСЕ

Над горами злые ветры дуют
Гром грохочет, молнии блестят…
Вновь враги напали и лютуют,
Наш народ закабалить хотят.

Но идёт молва от стана к стану
(И об этом будет наш рассказ),
На Алтае в юрте Жакып-хана
Подрастает богатырь Манас.

Он собрал вокруг себя дружину
Молодых испытанных друзей
И в лихую, тяжкую годину
На защиту встал своих людей.

Всех врагов в сраженьях сокрушая,
Силу, опыт, славу он обрёл
И народа думы воплощая,
К лучшей жизни он его повёл.

И опять вернулась к ним свобода,
А огонь войны давно погас.
Но остался в  памяти народа
Легендарный богатырь Манас.