Карт-бланш педагогики

Олег Басин
            Педагогика его имела более двадцати лет. Я прекрасно помню то время, когда он начинался. Школы стали избавляться от учителей, которые имели не педагогическое образование, а специальное и фундаментальное. Это происходило так, будто кто-то издал директиву на этот счёт, хотя сомневаюсь, что мы найдём такие документы. Но массовость избавления школ от этих кадров просто не оставляла сомнений. При этом под разными предлогами изгонялись учителя очень и очень результативные, умные, пользующиеся большим авторитетом и популярностью у школьников.
            Педагогика имела этот карт-бланш, и довела образование до полного краха, когда после их педагогических подходов ученик вообще не представляет себе ничего кроме инструкций. Он думает, что всё надо просто запоминать, как его учили. Педагоги сетуют на то, что выпускники других Вузов не знакомы с педагогическими методиками, этаким особым секретом, которому педагоги обучаются в своих педвузах. Пора, наконец, открыть секрет: никаких педагогических методик не существует, весь разговор о них — это неоформленная болтовня, если называть вещи своими именами. Существуют методики составления политических речей, создающих впечатление содержательности, но не обладающих таковой. Слушатель таких речей попадает как бы в плен, окутывается мороком и ищет потом в себе проблемы своего недопонимания таких речей и курсов. В течение нескольких лет студентам педвузов читаются такие бессвязные курсы по так называемым методикам, из которых они в большинстве своём ничего не выносят, и это в лучшем случае. Разговаривая со многими такими  выпускниками я не смог добиться сути содержания этих курсов и лекций, и сами выпускники их называли полнейшим идиотизмом. Хотя я встречал и другие примеры, примеры выпускников, которые стали методичными в этом смысле, но это уже полностью сумасшедшие люди, читающие уроки, как пономарь, превращая знания в мёртвые инструкции по пунктам. Пожалуй, это их единственная методика, которой лучше бы не было. Если кратко характеризовать педагогический вуз, то это бессодержательность и имитация, имитация знаний, имитация образования. Вот эту имитацию они транслируют ученикам, обучая их тоже имитировать, как когда-то научили их самих.
            На самом деле, когда ты приходишь в школу преподавать, то необходимо не так уж много напутствий: сделай опрос прошлого материала минут на двадцать; объясни следующую тему; помни о накопляемости оценок. Больше никаких премудростей не существуют, кроме самых естественных: будь искренен, объясняй живо, владей словом, импровизируй. Но этому не учат в педвузе, но зато это просто качества нормального умного человека, для которого объяснять — это удовольствие.
            Можно с радостью сказать: наконец-то законодательно к школе будут допущены люди с нормальным образованием и с нормальной головой. Остаётся теперь мечтать, что когда-нибудь педвузы вообще закроют за ненадобностью, после того как педагогов вытеснят из школ нормальные образованные люди.