4 часть. Деревенские этюды

Сергий Чернец
4 часть. Деревенские этюды.
Банальности, это то, о чём, якобы, известно всем, помогают иногда (да, всегда) в жизни: чтобы правильно сориентироваться: чтобы жизнь свою вести лучше. Эти банальности нужно не только знать подсознательно, надо не забывать их, надо напоминать самим себе об этих банальностях.
Человек общественное животное – это раз. А из этого следует, что человека в полном смысле этого слова может воспитать только человек, и воспитание это происходит через общение. Всем известно о детях «маугли», которых воспитывали животные, и дети не могли полноценно войти в общество людей. Жизненный опыт ребёнок получает сначала через прямое подражание взрослым, а по мере взросления через словесные инструкции. Никаким другим способом, кроме общения, ребёнок этот опыт получить не может.
Иногда человек сам не может разобраться, почему он совершил то или иное действие. В психологии такое «почему» называют – мотивацией. Ответив на вопрос, почему – люди действуют так или иначе, можно корректировать это «почему», свою мотивацию и направлять свои действия правильно.
Государства, нации, партии, социальные классы, устойчивые общности людей – большие группы: в них входят тысячи человек, большинство из которых не знакомы друг с другом.
Малые группы – объединяют от 3 до 30 человек, занятых одним делом и непосредственно общающихся. К таки группам относят друзей, дворовую компанию, соседей, класс в школе, и, конечно, семью.
Формальные группы – объединения в рамках официальных, разрешённых властью.
Неформальные малые группы – возникают сами собой на базе общих личных интересов участников.
Что ещё надо бы знать и напоминать самому себе и помнить об этом встречаясь с людьми на улицах города, села и деревни, кроме того, что каждый человек принадлежит к какой-либо группе, и каждой группы свои понятия и свои мнения о мире, об обстановке в мире.
А то, что каждый член группы занимает в ней определённое место. Это положение характеризуется несколькими понятиями. 1 Позиция – это официальное положение человека в группе, например, должность. 2 Статус – это степень авторитетности, влияния человека на других членов группы. Статус не всегда может соответствовать позиции: например, староста в классе далеко не всегда пользуется должным уважением одноклассников, тогда как слово озорника с последней парты может не совпадать с внутренней установкой, но имеет большое влияние.
Важно знать роль человека – или он рядовой обыватель или может быть влиятельный член общества или группы. Одни переоценивают, другие недооценивают роль человека при общении.
Важно знать роль человека в обществе. Под ролью понимается норма поведения, принятая человеком и ожидаемая от него другими людьми.
Рациональное отношение – основано на объективных оценках знаний друг о друге. Эмоциональное отношение – касаются только личного восприятия: «Я знаю, он отличный специалист…» — это рационально; «… но он мне не нравится» — это эмоциональное отношение.
Примерно так нужно знать и при знакомствах, прежде чем говорить откровенно, постарайтесь узнать о человеке как можно больше.
Ещё одно: Коллектив – это сплочённая группа людей, в которой хороший психологический климат, развитые, деловые отношения, в том числе и личные, где чётко распределены обязанности. В коллективе есть лидер, которого все уважают, и каждый участник имеет возможность развиваться как личность. Деятельность коллектива эффективна, и результаты деятельности полезны не только для членов этой группы, но и для многих других людей. В хорошем коллективе люди дополняют друг друга, помогают друг другу. Коллектив легче справляется с поставленными задачами, чем люди, не объединённые в коллектив.
Конец.
5 часть. Люди.
Мужик из соседней Нагорной – худой, прозрачный, похожий на Иисуса Христа, как изображают на иконах – свет вокруг лица его, потому что кожа просвечивает. Работал плотником при строительстве комплекса на 500 голов. Он не мог слова сказать, чтобы не сквернословить. И матерные пассажи его самые аховые… Хотел казаться бойким, дескать море по колено… Но плотником был хорошим, не сказать классным, его звали на самые трудные участки перекрытия, ставить стропила и другие. А материться в тюрьме научился, говорят, когда за драку в ПТУ ему три года присудили.
В деревне не любят Ваську механизатора, за то, что лодырь, вечно сидит и даже не говорит, что поломался трактор или бензин кончился, лишь бы день прошёл., зачем силы тратить. А живёт богато, кругом экономит, видимо. Его жена Катя, красавица на деревне и к ней из-за мужа неровное отношение женщин колхозниц наших, которые все крупные. Соседка Зина, хлопая вальком по белью во время стирки на речке на мостках, специально построенных мужиками у моста, у омутка, кричит Кате: - Что ж ты не толстеешь, как все, родила двоих и все стройная? –
Катя ей с выражением, с гордостью в голосе:
- Я не ем дармового помногу, вот и не толстею, не как вы пироги да шаньги каждый день, и распухаете! –
Васькин брат, младший Митька, которого деревня не любит, наконец женился, нашёл по себе лентяйствующую, из дальнего посёлка привёз. Его молодуха каждую неделю от него убегала. Он терпеливо ходит и уговаривает её и возвращает. На прошлой неделе опять сбежала к родителям. – А держит её у Митьки ватное одеяло – жалко такого хорошего одеяла. Зная, что жену можно удержать только одеялом, Митька его на день прячет в сундук под замок. В последний раз молодуха Митьку обманула. – Надо, - говорит, - поменять у одеяла подкладку, постирать. – И Митька поверил. Пока был он на работе, взяла жена одеяло и – айда! Теперь опять пошёл Митька в дальнее село назад её звать…
На деревенской улице старый Николай, сосед что напротив, с маленькой внучкой. Присел на корточки. Голова внучки закутана платком, на ногах новые мягкие валеночки с рисунками цветными. С мороза на кончике носа повисла капелька. – Вытер внучке нос своим картузом, картуз вытер об коленку и снова надел на свою косматую седую голову. Тихонько пошли к матери на ферму…
Как моложавы, веселы некоторые беспутные мужики, работяги и забулдыги! И только по тому, как преждевременно стары и грустно несчастны выглядят их жёны, видно, во что обходится бабам показная весёлость и легкомыслие мужиков.
Конец.