Мюнхен. У могилы педагога Григория Ващенко

Анатолий Гурьевич Холодюк
Могила Григория Ващенко в Мюнхене. Фото (05.11.2021) автора

На «Лесном кладбище» (Waldfriedhof) нашли последний приют многие украинцы, добровольно покинувшие в годы Второй мировой войны свое отечество. Среди них   православный богослов и педагог Григорий Григорьевич Ващенко (1878—1967), отважившийся в 65-летнем возрасте бежать с семьей на Запад, сначала в Австрию, а позже — в Германию.

Его могила находится на украинском участке  кладбища (сектор 430) слева  возле мемориальной каменной колонны с  вырезанной на ней надписью: "Погибшим за Украину". На могиле  отсутствует привычный  холмик, но из цветочного куста  возвышается гранитный крест, который нельзя  назвать православным.

Известно, что в Украине Г. Ващенко не желал признавать советскую власть, он ненавидел сталинский режим. Его и других изгнанников объединяли политическое неприятие советской реальности и слепая вера в то, что фюрер Третьего рейха поможет свергнуть в СССР коммунистическое иго. В 1943 году Г. Ващенко оставил работу  редактора газеты «Голос Полтавщины»  и прибыл из Полтавы в Киев, откуда он с другими украинцами  решил через Галицию уйти на Запад, не желая попасть в руки советских спецслужб. Среди личных вещей добровольного беженца находились документы, рукописные материалы и тексты по  богословию и педагогике.

Вряд ли мы узнаем точный маршрут  передвижения Г. Ващенко в Австрию, а также  всю правду о том, при каких обстоятельствах происходил его побег из Украины. Каждый беженец сочинял свою легенду о мотивах исхода из страны  и "спасении  от советской власти". В утомительной и длинной дороге  на Запад он сменил несколько лагерей для беженцев, получив статус "ди-пи" (displaced persons) — перемещенных лиц. В конце того же 1943 года  В Западной Европе  была открыта "Администрация помощи и восстановления" (UNRRA), помогавшая мигрантам.  Г. Ващенко как "перемещенное лицо" прошел трудный  путь беженца. Его мытарства продолжались  около 10 лет и закончились только в конце 1953 года, когда украинцы и представители других национальностей стали получать разрешение на жительство и гражданство Германии. И случилось это, говорят, под Мюнхеном, в небольшом эмигрантском поселке Людвигсфельд (Ludwigsfeld), где Г. Ващенко поселился  на улице Diamantstrasse 13. Это поселение   по  правую  сторону автодороги, ведущей из Мюнхена в Дахау, сталo одним из крупных скоплений украинской эмиграции. Г.  Ващенко был одним из  трех с половиной  тысяч "перемещенных лиц" разных национальностей, осевших в поселке. После войны здесь  выстроили  тонкостенные дома барачного типа c печным отоплением, где  разместили  беженцев. Им нелегко было добираться до городской черты полуразрушенного Мюнхена. В Людвигсфельде и по сей день нет школы и даже хорошего продовольственного магазина.

Прибытие Г.Ващенко в послевоенную Баварию связывают с тем, что в 1945 году Украинский свободный  университет из Праги переехал в Мюнхен и обосновался в небольшом здании на улице Pienzenauerstrasse 15. Этому университету, ставшему  научным центром, специализировавшемся на изучении Украины в составе послевоенного СССР и украинцев в диаспоре, требовались научные кадры. Государство и власти города оказывали  университету финансовую поддержку. Университет ценил и поддерживал тех ученых-украинцев, кто занимался исследовательской работой и готовил книги и статьи к  публикации. Г. Ващенко, защитивший в 1903 году диссертацию по богословию, по совокупности  изданных трудов получил звание профессора педагогики Украинского свободного университета. За исключением руководителей его сотрудники  не получали зарплату и жили в основном на небольшие пособия для беженцев. Помещений в здании не хватало, но здесь были небольшие зал и помещение для библиотеки. Один раз в неделю  проходили открытые семинары, где выступали и дискутировали ученые. Явочные дни чередовались для  профильных специалистов.

В отличие от других университетских коллег, исповедовавших  в большинстве  греко-католическую веру, Г. Ващенко был православным. В полуразрушенном Мюнхене не хватало  жилого фонда, а   в поселке Людвигсфельд не было постоянных помещений для церковных богослужений. Православные службы украинцев проходили в разных местах:  в  бараке лагеря в  районе Лайм (Laim), а позже в домах на мюнхенских улицах Dachauerstrasse, Rosenheimerstrasse и  Boschetsrieder Strasse.
Некоторые украинцы посещали богослужения Русской зарубежной церкви, до 1963 года не имевшей в Людвигсфельде своего постоянного храма. Православные украинцы молились в  простом бараке, куда приходил и Г. Ващенко. Его помнят местные жители: "седой старичок в белой рубашке с черным галстуком,  со шляпой и палочкой" (бывшие харьковчане Н.Ф. Лилакевич и  З.и И.Репниковы; вторая половина 90-х годов прошлого века). О том, что Г. Ващенко был "учёным", "ректором" и "общественным деятелем", таких оценок  среди жителей поселка не сохранилось.

По  их рассказам, многие беженцы, опасаясь в Мюнхене внедрившихся агентов СМЕРШа и  НКВД, изменили в  документах свои фамилии. Г. Ващенко этого не делал, но имел только  псевдоним  — "Васькiвский Григорiй".

Фигурирует мнение, что в конце 1949 года Ващенко Г.  "избран на должность ректора Богословско-педагогической академии, созданной Украинской автокефальной православной церковью в Мюнхене". Однако мои поиски временных или постоянных адресов существования в городе этой церкви и также специального здания или хотя бы помещения так  называемой "богословско-педагогической академии (1950—1957)" не увенчались  положительными результатами.

Неизвестны и те "сотрудники", кто выбирали из своего числа "ректора". В здании Украинского свободного университета "академии" тоже не отводили даже кабинета. Не было  прописки "академии" и в пустующем бараке  поселка Людвигсфельд.  С большой долей вероятности можно утверждать, что  эта "псевдоакадемия"  существовала только на бумаге. Нет данных  и о том, что в Людвигсфельде местные священники Александр (Симонович) и Паладий (Дубицкий)   создали для православных детей-украинцев   воскресную школу и что в ней  якобы преподавал Г. Ващенко  детям Закон Божий  или занимался катехизацией школьной молодежи.

Часть своей  жизни Г. Ващенко прожил в эмиграции. В оставленной им Украине, пережившей развал СССР,  после  культа А. Макаренко и  В. Сухомлинского Г. Ващенко стал очередным кумиром постсоветской украинской педагогики. Интереса к его личности, трудам  и творчеству нельзя  обнаружить в  современной украинской диаспоре Мюнхена, ни Украинском свободном университете, ни в украинской школе  "Рiдна  школа" на улице Isarring 11. В университете и школе отсутствуют книги по педагогике  Г. Ващенко, а также изданные о нем статьи и  книги в Украине. На сайте университета имя Г. Ващенко не значится в числе крупных украинских учёных. В открытом доступе в архиве  библиотеки имеется лишь две копированные страницы о Г. Ващенко. Библиотекарь направляется в кабинет руководства университета, чтобы получить более подробную справку о Г. Ващенко и возвращается ни с чем.

Несколько книг педагога хранятся в Баварской Государственной библиотеке в Мюнхене, среди них   "Виховання любови до Батькiвщини (нацioналiзм i интернацiоналiзм). — Лондон (Видання KK СУМ у В. Брiтанii), 1954. — 40 с. (Вiдбитка з журналу "Визвольный Шлях").
 
В Украине можно прочитать, что Г. Ващенко "активно перестраивал христианское образование украинцев за рубежом", однако этот тезис нельзя подкрепить какими-то примерами ни в Мюнхене, ни в  поселке Людвигсфельд. Г. Ващенко приписывают "лозунг", под которым "должно осуществляться воспитание украинской молодежи",  это — "служба Богу и Родине". Давно замечено, что в душе многих верующих эмигрантов, оторвавшихся от своего отечества, на чужбине углубляется  вера в Бога, которая с годами постепенно становится их жизненной доминантой. С украинскими фамилиями они ощущают себя в церкви носителями  культуры и языка своего народа.

Сам Г. Ващенко  убеждался, что у  детей поселка  Людвигсфельд немецкий язык опережал украинский. Отдельные родители  выбирали путь ассимиляции своих детей с ориентацией на немецкие язык и  культуру и советовали им в школе не акцентировать свою принадлежность к украинцам. В результате некоторые дети до конца  так и не смогли освоить немецкую ментальность и  стать «своими» в немецкой среде, зато быстро оказывались «чужими» среди эмигрантов. Украинские дети  из Людвигсфельда учились в немецких школах за пределами поселка. Они овладевали немецким языком, поступали на профессиональные курсы, покидали  поселок, устраивались на работу в Мюнхене, Дахау  или других городах. Любовь к своему Отечеству, языку и культуре, конечно, сохраняли, но волей-неволей  постепенно  "онемечивались".

Г. Ващенко не был педагогом-практиком. В  Людвигсфельде он писал свои педагогические труды, глядя из окна квартиры на проходящих мимо его дома детей. Он не проводил ни опытной, ни экспериментальной работы. Его педагогические тезисы-проповеди не проверялись на  практике.  Такую   педагогику  называют "бездетной", "формализованной", сочиненной «кабинетным» автором. Вряд ли такая педагогика может давать  ожидаемые  результаты,  а ее учебник   оставался  лишь книгой для чтения.
 
В настоящее время Г. Ващенко  как педагог более  известен в Украине, нежели в украинской диаспоре за рубежом. Немцы вообще ничего о нем не ведают, только ныне покойный исследователь педагогики Гетц Хиллиг из Марбурга знал о Г.Ващенко и о  его изданиях.