О днях минувших, людях ушедших и ныне живущих

Александр Игнатенко 2
Выделяю в раздел мемуары,хотя и намерен писать и о временах нынешних.В этом разделе можно не напрягать свою фантазию и не врать,хотя некоторые нарушают законы жанра и врут безбожно.Я постараюсь этого не делать в силу природной совестливости и приверженности к правде.Правда,врал я в своей жизни не мало,особенно женщинам,но сейчас в преклонном возрасте такая охота отпала за ненадобностью.

Итак,начну со дня моего рождения в первый послевоенный год.Должно быть, моя мать недостаточно питалась во время войны и сильно переживала за ее исход,поэтому и родился я недоношенным,волосатым и сильно смахивающим на обезьяну.Со временем лишние волосы повыпадали,и я стал совсем походить на обыкновенного маленького мальчика,если бы из примата я не превратился в настоящего выходца из Юго-Восточной Азии,за что лет еще пятнадцать носил кличку "японец".Меня это очень огорчало и поэтому подобно самураю я стал очень мстительным и драчливым,а от приматов  унаследовал необычайную ловкость,силу и несколько повышенный интерес к женскому полу.

Первых своих,часов,дней и месяцев я не помню,врать не буду.Не помню даже,когда произошло знаковое событие,наложившее отпечаток на мою психику на довольно длительное время.Так вот однажды, уже не лежа, а стоя в люльке с высокими бортами,
я с силой,не свойственной обыкновенному младенцу,начал не от большого ума раскачивать эту люльку.Она была раскладной,поэтому моими стараниями сложилась,придавив одним из бортов мою еще хрупкую головку.В дальнейшем я еще не раз травмировал свою многострадальную голову,что несомненно сказалось на моих умственных способностях.Полным идиотом я не стал,но был несомненно малым с некоторой придурью.Но об этом и многом другом прочтете далее.

Когда я подрос и стал понемногу ходить,то ни у кого проблем со мной не было,если не считать, что я из любопытства лез не туда,куда следует.Например,пальцем в электрическую розетку,почти всей рукой в пасть приблудившейся собаки,головой в духовку топившейся печи и пр.И все равно родители поначалу облегченно вздохнули,когда по достижению определенного возраста определили меня в детский садик,но оказалось преждевременно.В первый же день,когда двоюродный брат сопровождал меня в это заведение, и ему вдруг захотелось закурить, он угостил папиросой и меня.Меня поначалу стошнило,но потом я привык и не оставлял этой привычки до преклонного возраста,хотя родители,воспитатели детсада и учителя школы всеми силами этому препятствовали.Эти препятствия не принесли ожидаемого результата и приучили меня к конспирации,которая стала жизненно необходимой,когда в дальнейшем я пристрастился к выпивке.Но обо всем по порядку.

А пока я воспитывался в детском саду,потихоньку покуривал вместе с  братом,притаившись где-нибудь в укромном месте,а запах табака отбивал,жуя молодую хвою.Несколько слов о моем любимом брате,ныне покойном.Он любил меня и таскал за собой когда только это было можно.Например,мы вместе ловили рыбу,ходили в горы за каштанами,грибами и черникой,благо,что этого добра в те годы было много.В силу разности в возрасте на особенно рискованные мероприятия он меня не брал.К сожалению,он тоже недостаточно понимал,что такое хорошо и что такое плохо,поэтому,выпив излишне,заснул на лавочке и умер в возрасте  семидесяти одного года от переохлаждения.Что ж,возраст достойный,смерть легкая,можно только позавидовать.Да будет земля ему пухом.

Теперь вернемся в детский сад.Это было учреждение для отпрысков служащих госбезопасности и милиции.Я не видел в этом ничего особенного,поскольку в других не бывал.Поговаривали потом,что в те полуголодные годы и уход за детьми, и кормежка была не в пример лучше, чем в обычных детских садах.Вот мой отец,майор ГБ и кавалер ордена Красной звезды,туда меня и определил.Но вот насчет улучшенной кормежки он явно ошибся.Однажды за обедом я увлеченно хлебал суп с фрикадельками,лукаво зачерпывая ложкой бульон,оставив фрикадельки "на потом",но только вознамерился их съесть,рука нянечки,подошедшей ко мне со спины,выхватила у меня тарелку из носа,и унесла.Я не заплакал,как бы это сделал любой мальчик в такой ситуации,а молча снес это хамство,но запомнил и вскоре отомстил,о чем расскажу несколько позже.

Сейчас я не осуждаю эту женщину,у которой были,наверное,свои дети и их,как я уже писал годы были полуголодные и их надо было кормить,что было трудно при ее мизерной зарплате.В те годы,и вообще при советской власти,не унести что-нибудь с работы казалось всем странным.Тащили с заводов,фабрик,строек,магазинов и, само собой, из столовых и других пунктов общественного питания.Таких людей называли "несунами",всячески осуждали и старались перевоспитать,но по большей части безрезультатно.Тех, кто воровал по крупному, сажали и даже расстреливали.В том же детском саду я дружил с мальчиком по фамилии Елкин.Где-то в конце семидесятых,задолго до перестройки, он закупил где-то в на Кубани раков,каким-то образом перевез их живыми в Сочи и перепродал с большой выгодой для себя в один из ресторанов.В наши дни он, возможно, стал бы выдающимся бизнесменом,но тогда он был уличен в незаконной предпринимательской деятельности,осужден и отправлен в Сибирь валить елки на трескучем морозе.

Был у меня и еще друг по фамилии Корзинкин. В отличии от меня он был рыжим,как Исав,но такой же дерзкий и драчливый,как и я.Мы с ним частенько дрались преимущественно из спортивного интереса и каждый раз побеждал я,применяя прием,которому научил меня брат,упомянутый мной выше.Прием заключался в том,чтобы ухватить противника поперек туловища,и,придав ему вращение,швырнуть на землю.Прием срабатывал девять раз из десяти, и противник переставал быть боеспособным из-за боли,мелких ран и ссадин,особенно если он падал на асфальт или каменистую землю.В то время не было принято добивать противника ногами, и дрались всегда "до первой крови,поэтому я даже помогал Корзинкину подняться и мы оставались друзьями до очередной ссоры.Впрочем, он был довольно коварным мальчиком.Однажды,когда дети,а среди них был и я,сгрудились вокруг открытого канализационного люка,полного до краев дерьмом,подозреваю,что именно он толкнул меня в спину ,и я чуть не утонул.Спасла меня и отмыла под душем  та же нянечка,что увела из под моего носа фрикадельки.
Забегая наперед,скажу,что с Корзинкиным мы расстались друзьями и встретились только года три назад на почтамте,где оба получали пенсии.Как ни странно,оба узнали друг друга сразу.Встреча была теплой,разговор откровенным.Не буду его передавать,скажу только,что у него все с его слов было хорошо,если не не считать микроинсульта,который он перенес сравнительно недавно.Больше я его не встречал,а телефонами мы почему-то не обменялись.Надеюсь,он жив и хотя бы относительно здоров.

Была у и меня и "подруга",милая черноволосая девочка с короткой стрижкой и карими глазами по имени Таня.В противовес мне,несколько угрюмому и дерзкому,она была смешлива и общительна.В силу разных характеров,мы,наверное,и подружились.На прогулках мы обычно шли рядом,взявшись за руки,вместе раскрашивали картинки и даже вышивали.С ее помощью я вышил забавного гуся,правда по уже заготовленному рисунку.У меня до сих пор сохранились о ней самые теплые воспоминания.В дальнейшем,уже будучи стройной и красивой девушкой,она часто появлялась на пляже в компании взрослых парней,которых сейчас бы назвали мажорами,а их компании тусовками.Я в их число не входил,поэтому сталкивался с ней не часто,но при редких случайных встречах радостно приветствовали друг друга-не более того.К сожалению,умерла она от лейкоза в возрасте восемнадцати лет.
Больше воспоминаний о пребывании в детском садике не остались,кроме о неудачном моем побеге из этого заведения.Не помню из-за чего я вдруг его совершил,помню только ,что я бежал по улице,а за мной гналась группа воспитательниц во главе с заведующей,полной женщиной с короной из толстых кос на голове.Меня задержал прохожий,растопырив передо мной руки.Я упал на спину и стал отбиваться руками и ногами от от наседавших на меня женщин.Изловчившись,я сорвал с шеи одной из них крупные бусы и швырнул как можно было далеко.Желтые бусинки весело заскакали по асфальту.Это была моя месть той самой нянечке,что увела у меня фрикадельки.

В возрасте семи лет я наконец покинул основательно поднадоевший детский сад и  поступил в школу с учениками сугубо мужского пола.Это было 1 сентября 1953 года,а за несколько месяцев до этого умер великий вождь и учитель тов.И.В.Сталин.Я был свидетелем не притворного горя большинства населения нашего города.Плакали в основном женщины,мужчины ходили со скорбными лицами и говорили вполголоса.Детям родители запрещали смеяться,но без особенного успеха.На меня с братьями,несмотря на запрет отца,почему-то разбирал смех.Это была пародоксальная реакция на всеобщую скорбь и ничего снами нельзя было сделать.На площадях к многочисленным памятникам и бюстам отца всех народов возлагались венки,у подножия их при стечении большого количества народа произносились траурные речи,из громкоговорителей раздавалась печальная музыка.У меня еще сохранилась фотография,на которой я запечатлен у такого памятника в группе еще детсадовцев.На наших детских лицах можно было прочитать все что угодно,кроме печали.А вот на лице воспитательницы,нас сопровождающей, было написано столько горя,словно наступил конец света.Конец света не наступил,поэтому я и имею возможность продолжить свое повествование.

Как я уже писал,школа была мужская с существовала она в таком виде последний год.Я с нетерпением ждал 1 сентября,и последнюю ночь перед этой датой почти не спал.Утром с ранцем за плечами в сопровождении отца я пешком на направился в школу.Не помню первый день.Кажется, была торжественная линейка,а затем первый урок.Его я тоже не помню,но в дальнейшем мне все уроки понравились,особенно физкультуры,на которых я проявил блестящие способности.Если вспомнить качества,доставшиеся мне от приматов,то в этом не было ничего удивительного.В общем обучение шло вполне гладко и только незначительный  конфликт с одним из учеников запомнился мне.Случилось так,что я растерял свой запас цветных карандашей и со свойственной мне непосредственностью на уроке рисования брал их у своего соседа по парте,аккуратного мальчика с губками бантиком.Он не возражал,очевидно подозревая,что всякое сопротивление будет пресечено мной при помощи физической силы,но втихомолку доложил о моем поведении своей маме.Она явилась в класс разъяренная и чуть ли не ткнула мне в лицо коробкой карандашей.Во время ее истерики я стоял скромно потупив глаза,но после ее ухода,я незамедлительно и с размаху ударил этой коробкой маменького сынка по стриженой голове.Не помню,чем кончился этот инцендент,кажется без особых последствий для меня,поскольку в дальнейшем успешно окончил первый класс и даже на торжестве,устроенном учителями и родителями, учитель физкультуры вручил мне подарок в виде большого торта,похвалив меня за успехи и выразив уверенность,что в будущем я стану хорошим спортсменом,в чем,как мы увидим далее,он был близко к истине.

Итак,я довольно успешно закончил первый класс и поступил во второй,уже со смешением полов и,наверное,поэтому в дальнейшем я стал учиться значительно хуже и итоге превратился в завзятого троечника.Причина опять та же.В моем организме в значительном количестве сохранились гены приматов,которые,как известно,в основном тем и занимаются,что жрут бананы и гоняются за особями противоположного пола.С бананами у нас тогда была напряженка,а вот представительниц женского пола во втором классе и в дальнейшем обнаружилось предостаточно.Вместо того,чтобы приняться за учебу,я ее почти забросил,потому что воспылал обезьяньей страстью к девочке,отличавшейся от других тем,что была коса на один глаз,не помню, правый или левый.Тем не менее я не сводил с не глаз и всегда старался быть к ней как можно ближе и даже,если удавалось,скажем,в толчее при выходе из класса прижаться всем телом сзади.Влечение мое было не так конкретизировано,как у современных девочек и мальчиков,пользующихся интернетом,но все-таки было настолько сильно и плохо скрываемо,что объект моей страсти стал меня избегать и при моем приближении шарахаться куда подальше.В дальнейшем она куда-то исчезла и только лет через двадцать я увидел ее у стойки бара,бойко торгующей спиртными напитками.Теперь уже она была полной и не очень привлекательной бабищей по прозвищу "Косая".В лихие девяностые она стала довольно известной предпринимательницей,тесно связанной с криминальными структурами.

Если продолжить любовную тематику в школе,то должен признаться,что до окончания ее я неоднократно не только  влюблялся,но и остывал к предмету своей любви.Однажды я влюбился очень сильно в одну и в самом деле довольно красивую девчонку и даже пересел на ее парту,чтобы любоваться ее прекрасным на мой взгляд профилем,говорить неуклюжие комплименты и склонять ее к так называемой дружбе,что и в самом деле не предполагало ничего неприличного.Когда она,уступив моей настойчивости,согласилась как-нибудь прогуляться со мной по набережной моря,вдруг явилась медсестра из школьного медпункта п предложила всем ученикам,как это в то время делалось раз в году,сдать спичечные коробочки с "материалом" на предмет исследования на яйца глист.Моя страсть мгновенно испарилась,когда я узнал что моя обожаемая соседка по парте заражена этими червями.Воображение рисовало у меня в мозгу страшные картины,и я поспешно ретировался на другую парту.
Следующая моя пассия оттолкнула меня тем,что носила под школьной формой не изящное белье,как некоторые из учениц из состоятельных семей, а обыкновенные старушечьи рейтузы с начесом.Это я заметил,когда на уроке физкультуры она прыгала в длину в яму с песком и упала на спину,высоко задрав ноги.
В дальнейшем я еще не раз влюблялся и разочаровывался,но до сих пор помню всех этих девчонок,к которым чувствовал искреннюю,хотя и далеко не всегда обоюдную симпатию.

По настоящему я влюбился в последнем классе школы рабочей молодежи.Перевелся я туда потому что это был последний шанс закончить школу за десять лет,а не за одиннадцать.Одиннадцать или чуть больше лет длились наши уже "взрослые" отношения.Уже проживая и учась в  в Ленинграде(ныне Санкт-Петербурге) и чуть было не поженились,подав соответствующее заявление в ЗАГС,но оба на регистрацию не явились и вскоре расстались.На это были объективные причины,но об этих причинах и вообще об этой истории несколько позже,тем более,что в предыдущих своих рассказах мемуарного характера я уже этой темы касался.А пока сообщу,что звали ее Наташей,и история эта немного грустная и в итоге закончилась ничем,хотя и обещала быть много длинней и веселей.В настоящее время я не знаю,где она сейчас и жива ли она вообще, и меня это иногда печалит.
Я довольно много писал мемуаров и,подумав,пришел к выводу,что писать в этом жанре-это почти то же самое ,что раздеваться до гола на людях.Добро бы было ,что показать,а то... Лучше буду писать те же мемуары,но при этом меньше упоминать о себе,а тем более о своих скелетах в шкафу.Буду писать отрывочно о людях и событиях,привязывая их ко времени не последовательно,а как придется.Думаю,это будет не менее интересно.

Когда пишу мемуары,то как-будто погружаюсь в пучину воспоминаний,как в море,и чем глубже,тем почему-то они ярче.Где-то читал,что это свойство проявляется с годами,поэтому чаще встречается у стариков.Жизнь так стремительно проносится,что если бы не дряхлость и болезни,то никто бы из стариков таковым бы себя не считал.Чаще всего ему об этом напоминает молодежь,когда уступает место в транспорте или прямо говорит:
-Ну ты,дед,пошел отсюда...и так далее.Чаще всего эти слова он слышит от молодых женщин,когда,забывшись,начинает с  ними заигрывать.Если дедуля не совсем слабоумный,и испытывает чувства к женщинам ничуть не меньшие, чем юноша 16-17 лет,то их он тщательно скрывает и,сидя,например на лавочке где-нибудь в парке,незаметно для окружающих,смотрит из под прикрытых век на задницы и стройные ножки проходящих прелестниц и сладостно при этом вздыхает,иногда тихонько прищелкивая языком и невольно пуская слюну.
Кажется,я отвлекся и вместо воспоминаний ударился в размышления,что в моем возрасте вредно для здоровья.Но поскольку я размышлял о стариках,то стоит сейчас написать о некоторых из них.В рассказе "Три товарища" я рассказал о трех пожилых персонажах по кличкам Поп,Летчик и Доктор.Кажется ,я недурно описал их похождения в одном питейном заведении,поэтому напишу о другом,не менее колоритном образчике дедушек образца шестидесятых,семидесятых и восьмидесятых годов годов прошлого столетия столетия.

Жил-был некто Иван Иваныч,человек некурящий и непьющий,к тому педагог-учитель физкультуры в одной из школ нашего города.Несмотря на более чем скромную зарплату,ездил он на своей "Ладе"и поэтому у одних вызывал зависть,а у других уважение.Не знаю,что случилось в его жизни и какой бес его попутал уже в довольно пожилом возрасте,но он неожиданно запил "по черному" и в последний отрезок своей жизни частенько сиживал на цементной тумбе на перекрестке двух городских дорог,что неподалеку от моего дома,и в одних трусах с бутылкой вина в одной руке и соленым огурцом в другой.Этими атрибутами всех российских пьяниц он салютовал проезжающим на автомобилях и пьяным голосом выкрикивал здравицы в их честь.До сих пор не пойму,что мешало ему запить в молодые годы,а на старости лет бросить.Глядишь,и прожил бы он лишние десяток лет в состоянии вполне адекватном.Впрочем,неизвестно еще что лучше.В дополнение приведу еще один пример.
Знавал я некогда одного гражданина по фамилии Наседкин.Он не стал дожидаться зрелых лет и начал пить еще с "младых ногтей",постепенно повышая дозу почти ежедневного приема до гигантских цифр,что очень не понравилось его жене,которая с благими, вероятно, намерениями однажды подсыпала в его стакан с вином какого -то зелья,вы результате чего ему пришлось с помощью врачей с месяц бороться со смертью,испытывая при этом страшные муки.Когда он все-таки выздоровел,то дал зарок не пить до конца своей жизни.И действительно не пил более двадцати лет,но по истечению оных запил еще пуще прежнего,что и привело его к скорой смерти.
Знавал я так же человека по имени Леонид,фамилии не помню.С молодых лет он предавался "бесу пьянства",но как женился примерно в возрасте тридцати лет,то сразу же "завязал",очевидно,как я думаю, под влиянием жены.Он и сейчас он жив, по виду здоров,воспитывает многочисленных внуков и,думаю,счастлив.
Я привел несколько примеров из жизни,а выводы делайте сами,возможные мои читатели.