С Днем учителя? Не праздничное поздравление

Любовь Сушко
С ДНЕМ  УЧИТЕЛЯ?  НЕ ПРАЗДНИЧНОЕ

Так уж получается, что никогда не писала восторженно праздничных текстов об учителях.

Потому что  в те времена, когда можно было написать, все было вполне благополучно, я так стара, что застала 1990 год – первый год работы в гимназии, самой страшно  даже становится. Это было уже не то время, когда учителей слушали, затаив дыхание и  все исполняли, нет. Но как теперь выясняется, это было даже очень приличное время, с нормальной зарплатой, которую выдавали вовремя. Это я об отношении чиновников и правительства к учителям, которые о деньгах думали меньше всего. Но в те времена у нас интернета не было...

Потом в начале  века,  недолго радовались все мы, зарплату не выдавали полгода, и пришлось задуматься о том, чего нет.

Тут был единственный выход – пенсии наших бабушек,  а чуть позднее родителей. Но каково это сознавать, что ты работаешь на полторы и две ставки, как обычно, меньше бывало редко, а зарплату тебе не дадут и в этом месяце тоже? А если нет бабушки и мамы, а дома голодные дети?

Я сейчас смутно это представляю, но  в те времена  никто не говорил о форме для учителей, о том, что они должны выглядеть как арестанты, и совсем невероятное,  программы были достаточно подвижные, и те или иные темы, количество часов на Булгакова или Блока я могла регулировать сама – фантастика, но так было. И бумажки какие-то мы заполняли на каникулах,  что-то там считали  и быстро, сдав завучу убегали передохнуть.

По-моему в 2006 году, когда появились компьютеры, я лично не белила и не красила со всеми остальными  учителями классы и коридоры любимой  гимназии, а сидела с завучем и строчила все планы, отчеты, зачеты, потом, чтобы освободить комп в школе, брала все домой и сидела неделю дома.

Работа не пыльная и краской не воняло. Но это было только начало.

ЕГЭ – этот настоящий кошмар для учителей и учеников, пришел к нам именно тогда. И  душа поэта такого издевательства не перенесла. Нужно было  стать надзирателем,  сопровождать парней в туалет, если они хотели выйти, вот тут лично я сказала, что делать этого не стану, напишу заявление хоть сейчас. На тех самых экзаменах меня оставили в покое, но так как  к осени ЕГЭ не исчезло – заявление написала. ЕГЭ  оказалось пределом терпения, и тех унижений, которые учитель переносить не должен по моему разумению.

Смотреть, как нормальные дети превращаются в   издерганных, несчастных роботов – это  не мое, меня не этому учили, и главное, чтобы ты сам ничего не можешь сделать, потому что американская угадайка очень нравилась  тем, кто управлял системой образования.

Но  что изменилось за 15  лет с того мгновения, когда я лично отмучилась, а большинство из моих коллег там остались?

О, изменилось все, что могло измениться. Смешную зарплату не задерживали,  судя по всему, давали вовремя. Но система образования стала чудовищной. На самом деле чудовищной.

Сегодня в компьютере  каждого учителя через день и каждый день появляются по 20-30 писем счастья из школы, видела своими глазами на днях, где куда только и каких только отчетов посылать не надо. Там уже ни о каком  рабочем процессе речи не идет, если учесть, что многие учителя не очень хорошо компом владеют в силу своего возраста.

Все время говорят о единой форме для учителей, это вообще как понять, типа ходят они в откровенных нарядах. Но за такую зарплату трудно вообще какие-то наряды купить, а форма стоит дороже  обычной одежды. Учитель  в форме – это какая-то совсем другая структура уже получается.

Ну и конечно последняя свистопляска в связи с короной пресловутой. Только что госпожа Попова разродилась пылкой речью о том, что учителя сами виноваты, без намордников и перчаток работают,  сами заразу разносят- вредители.  одним словом, и это накануне праздника было сказано.

Форма, намордник, перчатки, эта гадость, которой надо протирать руки, чтобы они отвалились вероятно – вот  последние радости для наших мучеников от образования. Ну и все прелести дистанционного обучения они уже пережили весной. О них говорилось многого, но еще пару слов, когда тебе на комп сбрасывают  работы ученики трех-четырех классов, и ты их должна проверить, не отходя от монитора, отправить отчеты по всем инстанциям и оценки каждому  ученику – это как вообще? 

К проблемам с органами дыхания из-за намордников,  с кожей из-за перчаток, прибавится неизбежная слепота от такой работы. Но если и этого  мало, тебя обязательно уколют вакциной сначала от гриппа, а потом и от короны – им это обязательно поставят, сто раз повторили все  наши борцы с новой напастью.

Я уж не говорю о психических и нервных расстройствах, которые в такой обстановке неизбежны, они усилдиваются, посмотрите, какие чудовищные преступления совершают простые смертные, а учителя тоже люди, ничто человеческое им нге чуждо, да при такой-то работе.

И что же сегодня случилось, еще  летом звонили  все, кто более-менее знаком со мной лично с заманчивым предложением поработать за 12  тыс рублей, да, да, именно такая ставка у нас,  15 –полторы, почему 15, а не 18, скажем, ну простые подсчеты, об этом бухгалтер умалчивает, говорит, что программа у него так считает – все, никаких  комментариев больше.

Тогда стало  понятно, что дела совсем плохи. Сегодня половина из тех, кто там все это время  работал, готовы написать заявление уже в начале октября, ну потому что остатки здоровья дороже.

А всех, кто все-таки останется, надо поздравить с праздником, кто-то наверное, все-таки останется… Хотя их именно и стоит пожалеть от всей души, бедные они бедные..

Послесловие

Родственники не дадут соврать, все эти годы снится один сон, как будто  открываю я журнал, а он пуст, там ни одной темы, ни одной оценки не стоит. а сейчас придут проверять. Хватаю пачку тетрадей, а ни одна работа не проверена. Потом вспоминаю, что давно в школе не работаю и радуюсь.
 Вероятно, сон этот будет сниться до конца дней