Рассказ 3 Первоклашка Часть 1

Мила Стояновская
  Рассказ 3       

            "Ну, когда же наступит это утро, первого сентября? –  думала Люся, просыпаясь уже в третий раз за ночь, – Ну, сколько ещё спать надо?"

     Она садилась на своей кровати, протягивала руку к стулу, стоящему здесь же рядом с  кроватью, на спинке которого висела её школьная форма.  Шерстяное платье коричневого цвета с белыми кружевными манжетами и таким же кружевным воротником,  заботливо связанными  для неё бабушкой, и красивый белый фартук висели на спинке стула.  Здесь же на стуле лежали новые белые гольфы, висели длинные атласные ленты для косичек, а рядом на полу стояли тоже новые, сверкающие необыкновенным блеском,   пахнущие кожей, чёрные туфли.  Это всё казалось Люсе просто королевским нарядом. Люся тихонечко поглаживала всё это богатство рукой и снова укладывалась в постель,  за окном было ещё темно.
      Под утро Люся неожиданно крепко уснула, ей снился чудный сон, в котором она очутилась  в каком-то большом дворце, где Люсю вдруг встретил настоящий волшебник с длинной белой бородой. Он водил её по залам дворца, как в мультфильме «Аленький цветочек», на который ходила она в дом культуры «Победа» со своей крёстной, а Люсе казалось, что это и есть школа.
     Ах, что это был за дворец!  Сколько здесь было диковинных вещей!  Вот целая гора разных  игрушек, а здесь красивый трёхколёсный велосипед и коньки-снегурки с закруглёнными  носами!  А какое множество великолепных кукол с волосами разного цвета  в роскошных платьях!  Но, больше всего Люсе понравилась комната, вся заполненная книгами.   Книги были  разного размера: от совсем маленьких до громадных, стоящих  у стен комнаты,  и  возвышающихся  до самого потолка,  и  все они были с яркими картинками. Такие книжки Люся всегда очень любила разглядывать, ведь букв она пока ещё  не знала, и читать не умела. Ей хотелось рассмотреть  всё - всё здесь, как можно лучше. Только Люся устроилась, чтобы полистать красивую книжку с чудными картинками, как почувствовала, что мама трясёт её за плечо и тихо говорит:

         – Вставай, доченька, в школу опоздаем.

         – Как, опоздаем? – соскочила Люся, – Я не хочу опаздывать, я первая хочу!

         – Ну, тогда поторопись, у нас ещё много дел, – сказала мама и ушла на кухню готовить завтрак.

Люся и Валера наперегонки помчались умываться, однако пришлось «поплясать»  у двери в ванную, в коммунальной квартире было несколько учеников. Наконец, справив все свои дела, облачившись в свои «королевские» школьные одеяния, Люся и Валера с букетами цветов,  в сопровождении мамы, отправились в школу. Школа была прямо в их дворе, большая, трёхэтажная, с цветниками вокруг неё и высоким металлическим забором с острыми пиками, венчавшими  сетчатую  металлическую  решётку с витушками.  Раньше, играя во дворе, Люся посматривала в сторону школы всегда с каким-то благоговением, а сейчас она сама шла туда! Радость  от этой мысли просто не умещалась в груди.  С этого дня Люся – школьница!

     В классе, куда проводила  Люсю мама, её встретила учительница Клавдия Ивановна. Люсе она очень понравилась: у неё были красивые тёмные, вьющиёся волосы, спадающие тугой волной на плечи, и очень добрые глаза.  Она взяла Люсю за  руку и посадила её с таким же маленьким светловолосым мальчиком.  Мальчик оказался очень  несмелый, он сидел за партой, втянув голову в плечи и свернувшись каким-то клубочком так, что  Люся сразу поняла: главная на этой парте  будет она. Клавдия Ивановна, называя фамилии, познакомилась со всеми учениками,  всем раздала прописи, и тетради, в которых ученики рисовали палочки, разные загогулины и точки. Люсе очень понравились уроки, она всегда любила рисовать. Когда Люся шла домой, ей казалось, что все смотрят только на неё и все понимают, что она поступила в первый класс, и от этого её переполняла гордость.
Каждый день теперь Люся и её старший брат Валера,он уже пошёл в шестой класс, самостоятельно отправлялись утром в школу, родители уезжали на работу гораздо раньше, к началу своей смены.

     Как же Люсе нравилось учиться!  Ей нравились все уроки: письмо, арифметика, чтение, музыка, физкультура и труд. Она старалась везде быть самой активной и из школы после занятий домой особо не спешила, помогала дежурным убирать класс, сразу же делала домашние задания и помогала другим ученикам, причём всё делала с удовольствием и очень старательно. Может быть чуть- чуть спешила, и это, в начале учёбы, сказывалось на её почерке, но Люся упорно работала над тем, чтобы её палочки, а затем и буковки были как можно ровнее, прописывая гораздо больше строчек, чем было задано.

     Совсем незаметно приблизился конец первой четверти, спустя два месяца с начала школьной жизни Люся знала все буквы.  Конечно, к тому времени они вместе с Клавдией Ивановной прошли только половину алфавита, но Люся отчаянно стремилась вперёд, приставая к брату и взрослым с вопросом:

         –  А это – какая буква?

Она очень быстро научилась читать  и читала и дома, и в школе для всех, кто изъявлял желание её послушать. Мама Люси покупала своим детям много детских книжек, так, что их собралась целая стопка. Раньше мама читала им книжки перед сном, теперь же Люся с особенным удовольствием читала их сама и обнаружила, что мама читала их правильно!  У Люси как-то само собой получалось «выражение»,  она носила свои книжки в школу, читала вслух с «выражением»  сама и давала одноклассникам почитать. У неё появилось несколько новых подруг, а вот с соседом по парте дружба не складывалась.
Почти с первых дней Люся разделила парту карандашом напополам и ревностно следила, чтобы её сосед, даже случайно, не пересекал её локтем.  Если же это случалось, он немедленно получал от Люси щелчок карандашом по голове.    Мальчика звали Коля Ридель, он был очень тихим, никогда никому не жаловался. Наверное, эта мягкость и не нравилась Люське.

           "Мальчишки такими мямлями не должны быть", – считала она, продолжая «воспитывать»  Колю по-своему.
 
И всё было бы ничего, только вот первоклассники стали писать ручками и  настоящими чернилами. Теперь у каждого была чернильница-непроливайка в маленьком, тёмном мешочке с длинными завязками и ручки с блестящими металлическими перьями. Когда Коля опять нечаянно пересекал локтем « границу» на парте, он получал по голове уже ручкой, с которой чернила летели во все стороны. А когда было менять ручку на карандаш?  Надо было немедленно наказать «нарушителя границы», и думать о последствиях не приходилось, а зря…
 
Спустя неделю после того, как первоклассники стали писать перьями и настоящими чернилами, в школу пришла Колина мама.  Люська утром очередного дня весело влетела в класс, помахивая портфелем, поздоровалась с учительницей и застыла. Рядом с Клавдией Ивановной стояла светловолосая женщина очень похожая на её соседа по парте, Колю. Сердце Люськи замерло, она поняла, что сейчас её не ждёт ничего хорошего.
Клавдия Ивановна подозвала Люську.

         – Ну, вот Люся, объясни своё поведение Ираиде Сергеевне. Может, ты расскажешь: почему у Коли каждый день воротничок и голова в чернилах, и даже на форменной курточке капельки чернил есть?

Люська стояла виноватая-виноватая, с опущенной головой, не поднимая глаз.

         – Я каждый день ему свежий подворотничок пришиваю, а приходит опять весь в чернилах, и ведь не объясняет ничего, молчит, – мама Коли обращалась, почему-то, к Клавдии Ивановне.

           "Молодец, – подумала Люська о Коле с, внезапно возникшим к нему, уважением, – оказывается не такой уж он  тихоня.  Но мне сейчас, наверное, влетит, хоть бы уж не очень больно. Но это по-честному, всё - таки ручкой не стоило бить", – размышляла она.

         –  Простите меня, пожалуйста, я больше не буду, – пролепетала Люська.

         – А у тебя, Коля рассказывал, книжек много, вот бы и почитали вместе. Вообще, приходи к нам в гости с Колей, подтянешь его чуть-чуть по букварю и книжки свои приноси, – сказала Ираида Сергеевна, повернувшись к Люське.

Люська совсем не ожидала, что её, вот так вот, отпустят без наказания, она даже растерялась от этой доброты Ираиды Сергеевны.

           "Почему она такая добрая? Уж лучше поругали бы или в угол поставили, а так:  прямо не знаю, что и делать", – думала Люська, усаживаясь за парту.

Колю она больше не обижала.  А дня через два Коля прямо с утра, перед началом  уроков  сказал Люсе:
 
         – Мама спрашивала, когда ты к нам придёшь?  Может, сегодня?

Люська в ответ, только молча, кивнула головой.  Родители до вечера были на работе, бабушка далеко, в деревне, там у неё ещё пятеро внуков и хозяйство, так  что, они с братом абсолютно свободны во второй половине дня. После уроков, она зашла к себе домой,  отобрала несколько самых интересных книжек с красивыми иллюстрациями.  И они с Колей, взявшись за руки, пошли к нему. По дороге Люся думала:

         – Меня, наверное, вначале поругают всё же за то, что я Коле столько воротничков испортила, потерплю, ведь это по-честному. Потом почитаю с ним немного и пойду домой.

Коля жил в другом дворе, через дорогу от Люсиного дома, Люся раньше никогда туда не ходила, ей вполне хватало и своего двора. Их очень радушно  встретила Колина мама, никто и не собирался здесь отчитывать Люську за её прошлые проступки. У Коли был старший брат Витя, который теперь с любопытством её разглядывал. Люсе это почему-то было неприятно.

           "Вот ещё, подумаешь, пятиклассник, – думала Люся, – и что на меня так смотреть, будто я невидаль или кошка какая?"

Ираида Сергеевна покормила детей вкусным  обедом, потом почитали книжки и вместе сделали уроки на завтра, поиграли в Колины игрушки и отправились гулять во двор.   Двор у Коли хоть и  был чуть меньше, но зато здесь стояли настоящие качели  и невысокая деревянная горка. Люсе в гостях у Коли очень понравилось и она,  после этого дня, довольно часто ходила к ним в их отдельную квартиру, где ей было интересно.  И добрая Ираида Сергеевна кормила её вкусными обедами и ужинами, и всегда провожала домой, если за окном уже было темно. Конечно, Люська  никого не боялась, но шагать  за руку с Ираидой Сергеевной прямо до своего крыльца, ей было приятно.
Первое время во дворе, возле Колиного дома, дети, увидев чужую девочку за руку с Колей, дразнили их:

         – Тили-тили тесто, жених и невеста!

Но старший брат Коли, несколько раз погрозивший им кулаком, быстро навёл порядок.
 
     Закончилась первая учебная  четверть и наступили каникулы, целые восемь дней  можно было не ходить в школу.
Люся вместе с папой и мамой побывала на демонстрации, посвящённой годовщине революции. Там, как и в предыдущие годы, было очень красиво и весело. Сначала прошла колонна с солдатами, в руках которых были настоящие винтовки, и даже проехала тачанка с пулемётом.  Следом шли спортсмены, держащие  разноцветные флаги, печатая шаг, а  за ними двигались акробаты, выделывая разные фигуры и пируэты, как в цирке.  Потом пошли праздничные колонны различных предприятий города, с флагами и транспарантами, с лозунгами и макетами своей продукции. Люся с родителями прошла в одной из первых колонн,  родители шагали рядом со своими друзьями, смеялись, разговаривали и шутили, всем было весело и хорошо.  А  потом они смотрели с интересом за движением других демонстрантов. У Люси в руке был детский красный флажок и два воздушных шарика.  Она махала проходящим демонстрантам своим красным флажком и кричала « ура» вместе с ними, охваченная всеобщим порывом и необычайной радостью и гордостью, чувствуя себя очень важной частицей чего-то большого и очень хорошего, пока ещё совершенно непонятного ей.
 После демонстрации все вместе с друзьями отправились домой к Люсиным родителям, и началась праздничная кутерьма: кто-то варил приготовленные пельмени, кто-то  крошил винегрет. Резали хлеб и селёдку, хлопотали над сервировкой стола, доставали патефон и пластинки.
Очень скоро стол был накрыт, и началось празднование дня Великой революции.  Гости произносили тосты,  танцевали и пели разные песни:

«Наш паровоз вперёд лети, в коммуне остановка»

«Дан приказ ему - на Запад, ей - в другую сторону…» и другие.

Люся слушала, иногда подпевала, особенно те песни, которые ей нравились:

         – Парней так много холостых…– пели взрослые.

         – А я люблю жеватого, – душевно подпевала Люська, думая при этом, – а почему жеватого и кто его жевал?

Вечером гости разошлись, и Люся помогла маме убрать посуду со стола и сложить остатки еды в тарелки, и вынести их на балкон.  Что бывают на свете холодильники, они тогда даже не слышали.

На следующий день родители ушли на работу, а дети остались дома одни. Валера проснулся, когда Люся уже успела нарисовать три рисунка.  На одном из них она изобразила свою семью на демонстрации, получилось красиво, вокруг она разместила много воздушных шариков и флажков, и получилось совсем красиво.  На двух других рисунках она традиционно нарисовала принцесс в бальных платьях, это была её любимая тема в рисовании, как всегда эти рисунки ей особенно понравились.  Целыми днями Люся рисовала, играла с соседскими детьми в коридоре, читала им книжки, спускалась к своей подружке на второй этаж и они играли в «фантики», в «школу», где Люся всегда была в роли учительницы, в «домики», строя их из стульев и игрушек.
Через несколько дней к ним пришёл в гости Коля, поиграл с соседскими детьми, удивляясь тому, как много людей живёт в одной квартире и взял с Люси обещание навестить и его на этих каникулах.

         – Мама просила, чтобы ты пришла к нам, – сказал он перед уходом.

На следующий день Люся пошла в гости к Коле. Ираида Сергеевна встретила гостью радостно.

         – Ну, что же ты, совсем забыла нас,  почему не заходишь? – спрашивала она, прижимая Люську к себе, тормоша её за плечи и заглядывая ей в лицо.

         – Так ведь, сейчас каникулы, – удивлённо ответила Люся, – уроки-то делать не надо, – она думала, что основная её миссия здесь делать уроки с Колей.

         – Вот и хорошо, – сказала Ираида Сергеевна, – подольше поиграть можно.

Она заплетала Люсе косички, с удовольствием слушала, как она читает, и играла с детьми в простые настольные игры. А когда отправляла  детей на улицу, повязала поверх её пальтишка большой, шерстяной,  клетчатой шалью и надела ей на руки пушистые рукавички. Было довольно прохладно, на улице уже лежал снег, и катание с горки стало настоящим удовольствием. Дети пришли с улицы, раскрасневшиеся, со стоящими колом, заснеженными пальто, весёлые и довольные прогулкой.
Вечером, в шесть часов, к Риделям набилась полная комната соседей.  У них был телевизор, вещь пока ещё редкая для жителей страны Советов. Дети сидели прямо на полу, заполнив всю комнату, взрослые теснились на стульях и табуретах вдоль стен.  И только братья Коля и Витя, на правах хозяев, сидели на кровати, а между ними Ираида Сергеевна  всегда сажала Люську, и Люська страшно гордилась, что её здесь выделяли наравне со своими детьми. По телевизору показали кукольный мультик «По щучьему веленью»  и художественный фильм « Чапаев».  После фильма, мальчишки тут же замахали руками, представляя себя «чапаевцами» на конях и с шашками в руках, сражаясь с мнимыми врагами.

     Скоро каникулы закончились, и Люся с удовольствием продолжила обучение в первом классе. Примерно в середине второй четверти у них в классе прошёл праздник прощания с «Букварём». Люсе было жаль расставаться с  этой книжкой, научившей её читать, но впереди была необыкновенная «Родная речь». Эта книга была прекрасна: светло голубого цвета, с плотной глянцевой обложкой, с  чудесной репродукцией картины Шишкина «Рожь» на обложке. И страницы её были большими и лощёными с множеством картинок, стихов и небольших рассказов, вместо букв и слогов «Букваря». Первоклассники на празднике читали  стихи, пели песни о школе  и про букварь, даже показали небольшую сценку,  а потом дружно встречали «Родную речь», в костюме которой был Коля.
Люся с нетерпением ждала, когда же им раздадут учебники  «Родная речь» и можно будет, наконец, открыть эту чудесную книгу и познакомиться с ней.

Продолжение: ... - http://proza.ru/2020/10/17/1456