История Турции часть 21

Николай Мринский
Но о том, что оно имело место и в первые десятилетия XVI в., ярко свидетельствует тот факт, что в некоторых крупных народных восстаниях этого периода участвовали мелкие феодалы. Наиболее существенным в эволюции турецкого феодализма в первой половине XVI в. было юридическое закрепощение крестьян. Оно явилось одновременно и результатом и показателем резкого ухудшения их положения. Юридическое закрепощение крестьян нашло свое выражение в предоставлении кодексом Сулеймана феодалам права силой возвращать беглых крестьян (и их сыновей) в свои владения, если они прожили на новом месте менее 15 лет, а в городе - менее 20 лет. Это положение не распространялось на тех крестьян, которые бежали в Стамбул. Этим объясняется необычайный рост населения столицы - с 98 тыс. жителей в 1478 г. до 400 тыс. в 1520-1535 гг. За счёт беглых крестьян увеличилось также население других городов Турции. Однако феодалы и органы власти не могли устранить бегства крестьян, которое было вызвано глубокими причинами. Крестьяне могли уйти лишь в том случае, если сипахии не предоставлял им земли. Большое распространение в рассматриваемое время имел в сельском хозяйстве труд рабов. Как свидетельствует современник Варфоломей Георгиевич, в земледелии и скотоводстве было занято множество рабов. Они обрабатывали поля, сады, виноградники. Их даже запрягали в соху, как волов. Если они не были в состоянии выполнить тяжёлую работу, которую на них взваливали, то, по словам Георгиевича, «их били бичами и кнутами, как будто они были сделаны из дерева или камня».

Особенно тяжело жилось рабам-пастухам. Они постоянно кочевали с одного пастбища на другое со своими стадами, жили всегда под открытым небом. Ухудшали положение крестьян и беспрерывные войны. Многие из них надолго отрывались от своих хозяйств. Во второй половине XVI в. получили большое распространение чрезвычайные повинности в натуре и деньгах и это вызывало рост недовольства. Оно проявлялось в различных формах: в распространении среди них различных ересей шиитского толка, в бегстве в другие места и в города, а нередко и в восстаниях. Несколько таких крупных восстаний имели место в 10-30-х годах XVI в. в разных местах Малой Азии. Во многом они были результатом обострения социальных противоречий и напоминают восстания Баба Исхака в 1239 г. и шейха Бедреддина Симави в 1416 г. В тех и других сильно было влияние шиитских суфийских идей, вера в приход мессии - Махди, проповедь аскетизма. Эти идеи жили в широких слоях народа, особенно среди крестьян, несмотря на то, что восстания жестоко подавлялись, а их носители и последователи подвергались суровым преследованиям. Как уже отмечалось выше, распространителями шиитских идей были дервиши, духовные центры которых находились в Иране. Одним из первых вспыхнуло восстание в районе Токата, в 1508 г., которое возглавил дервиш Нуреддин или Нур Али Халифа. Титул халифа (арабск.- «помощник», «заместитель») он получил от своего духовного главы, шейха ордена, центром которого был г. Ардебиль в Иране (Южный Азербайджан). Для анатолийских шиитов Ардебиль в то время был священным городом.

В качестве халифа, Нур Али был вправе действовать от имени шейха, а это весьма поднимало его в глазах единомышленников. По турецким данным, вокруг Нур Али собрались 3-4 тыс. шиитствующих, или, как их называли в Турции, кызылбашей, т. е. красноголовых (такое прозвище носили в Иране воины отца шаха Исмаила и его самого по их головному убору - чалме, украшенной 12 пурпурными полосками в честь 12 шиитских имамов). Восставшие разгромили высланный против них отряд, равный их численности. После этого Нур Али захватил Токат, где в мечети прочитал хутбу на имя шаха Исмаила. Это означало, что он признал его своим главой. К Нур Али присоединились части нескольких крупных племен: афшар, варсак, караманлы, тургутлу, бозоклу, текели, хамитэли.В результате этого силы повстанцев значительно увеличились и, они стали действовать активнее. Против Нур Али было брошено войско бейлербея Амасьи, но оно также было разбито. Восстание продолжалось несколько лет и было подавлено лишь известным ненавистником и истребителем шиитов в Османской империи султаном Селимом I (захватил престол в 1512 г.). В то время как в северной части центральной Анатолии происходили выступления во главе с Нур Али Халифа, на большом отдалении от него - в районе Антальи и смежных районах, в юго-западной Анатолии, в апреле 1511 г. началось ещё более крупное восстание. Его возглавил кызылбаш из племени текели, которого звали Карабыйык-оглу, но его больше знали под прозвищем Шахкулу Саба Текели.

В переводе на русский язык это означает «раб шаха» (Исмаила I). В турецких же источниках еретик-шиит Шахкулу получил прозвище Шайтаикулу, т. е. «раб дьявола». Отец Шахкулу Хасан Халифа был ревностным слугой ардебильского шейха ещё в 80-х годах XV в. и у себя на родине вербовал ему единомышленников. Он и его сын вели аскетический образ жизни, жили в пещере, проводя время в молитвах. Своим аскетизмом и благочестием они приобрели широкую и почтительную популярность в массах населения вокруг Антальи. Более того, слух о них дошёл даже до султана Баязида II, который, как сообщает в своей хронике Рустем-паша, стал им посылать ежегодно по 6-7 тыс. акче. Таким образом, Шахкулу, его отец и их помощники были не случайными людьми, а вели свою деятельность в течение нескольких лет. Число их сторонников росло, и он лишь выжидал удобного случая для восстания. Такой момент наступил в 1511 г., когда усилилась борьба за престол между сыновьями Баязида II (ещё при живом отце). Уже в начале восстания у Шахкулу было 10 тыс. сторонников (кызылбашей и врагов религии, как пишет Рустем-паша). Располагая таким большим войском, он двинулся на Кютахью, бывшую тогда центром бейлербейства Анатолии. Бейлербей Анатолии Карагёз Ахмед-паша направил против восставших своё войско, но Шахкулу разгромил его. Эта победа привлекла к нему новых сторонников из крестьян. Вместе с тем, как сообщают турецкие историки, к нему присоединились и некоторые обиженные Стамбулом тимариоты. В результате число участников восстания достигло 20 тыс. чел.

Воодушевлённый таким, успехом, Шахкулу продолжал двигаться к Кютахье. Недалеко от этого города-крепости его встретил со своим войском уже сам бейлербей Карагёз Ахмед-паша. В упорном сражении восставшие одержали свою вторую крупную победу. Сам бейлербей попал в плен и по приказу Шахкулу был убит у стен Кютахьи на глазах её защитников. Очевидно, Шахкулу хотел тем самым склонить их к капитуляции. Но он не добился своей цели. Восставшие подожгли и опустошили окрестности Кютахьи, а затем начали движение на Бурсу и охватили земли вплоть до южных берегов Мраморного моря. Султан приказал самому великому везиру Хадым Али-паше выступить во главе войска для подавления восстания. В районе Кютахьи к нему присоединился со своим войском наместник Амасьи принц Ахмед. Шахкулу вынужден был отступить. Великий везир настиг его отряд у р. Гёк-чай, между Кайсери и Сивасом. К этому моменту число восставших сильно уменьшилось. Приставшие к нему тимариоты его бросили и в сражении в июле 1511 г. Шахкулу был разбит. По некоторым данным, поражение восставших было вызвано гибелью предводителя и возникшим в результате этого смятением среди его сторонников. Но и великий везир также нашел себе смерть в этом бою. Большие потери были и среди янычар. Они отказались от преследования сторонников Шахкулу, которые, уже в небольшом числе, направились в Иран. Здесь они были плохо встречены шахом, который не миловал крайних шиитов за то, что они выдвигали социальные требования. Ещё более грозное восстание обрушилось на турецких феодалов в апреле 1519 г., охватив районы Турхала, Токата и Амасьи.

Восстание возглавил шейх Джеляль, принадлежавший к племени бозок (Бозоклы Джеляль). Источники рассказывают, что он прибыл в район Турхала в качестве странствующего дервиша календера и поселился в пещере. Своим аскетическим образом жизни, благочестием, молитвами и проповедями привлек к себе большое число последователей и учеников - мюридов. По некоторым турецким источникам, шейх Джеляль был кызылбашем. Но это не противоречит предыдущему, так как календеры были и среди суннитов, и среди шиитов, да к тому же суннитские ортодоксы всех, с их точки зрения, еретиков объявляли шиитами. Шейх Джеляль проповедовал, что скоро явится Махди, а через короткое время он объявил, что он и есть Махди и в апреле 1519 г. поднял восстание. Таким образом, начало восстания Джеляля в основных чертах схожи с предыдущими. Число повстанцев у шейха Джеляля уже на первых порах было значительно больше, чем у его предшественников, и достигло 20 тыс. конников и пехотинцев. В ходе восстания шейх Джеляль назвал себя «Шах Вели» т.е. - святой (по-видимому, это означало, что он рассматривает себя и как светского, и как духовного повелителя всех мусульман) и заявил о своём стремлении создать мировой султанат. Восставшие двинулись на Токат. Весть об этом дошла до султана Селима I. Обеспокоенный числом восставших и, очевидно, боясь, что восстание может распространиться на большую территорию Малой Азии, он приказал румелийскому бейлербею Ферхад-паше выступить и подавить его.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2020/10/06/1590