Интервью с Андреем Ильиным

Павел Кожевников
 «Жизней должно быть много!» Андрей Ильин

Визитная карточка А. Ильина:
Экстремальные путешествия:
Несколько тысячекилометровых велосипедных марафонов, в том числе протяженностью свыше 7000 км.
трансморские (вне видимости берегов), автономные плавания на спасательных плотах (ПСН-6, ПСН-10),
трансморские, автономные плавания на парусных катамаранах.
Летние (в пик жары) автономные велопереходы через пустыни:
Каракумы,
Кызылкум,
плато Усть-Урт,
пески Большие Барсуки.
Безводные пешие переходы по пустыне Каракумы, (без взятых с собой запасов воды, с обеспечением ею на месте, путем выпаривания из растений, мочи и пр.
Прошёл по маршрутам древних новгородцев и поморов на парусной лодке сойме, построенной по технологиям XI—XII веков и на поморском карбасе (XII—XIV веков).
Совершил автономные плавания на копиях древних судов по Белому и Баренцеву морям, в режиме полной автономии с максимальным приближением к реалиям древнего мореплавания, то есть без сопровождения, страховки, связи и спасения, без использования современных навигационных систем и пр.
Выживание:
Организовывал многочисленные исследовательские экспедиции и эксперименты по выживанию.
Экстремальные климатические «рекорды»: Температурный максимум +51 градус С в тени (во время перехода через Каракумы), минимальный ;52 градуса С (во время эксперимента в тайге) ;46 градусов С (в горах, выше уровня леса). 
Научная работа и публикации по теме выживание и самоспасение:
Автор более 100 научных и популярных статей на темы выживания и самоспасения в центральных изданиях и специализированных журналах. Работал совместно с Институтом Космической и авиационной медицины, КГБ СССР, Министерством Геологии СССР и пр. Вел разделы, посвященные выживанию и самоспасению, в СМИ.
Автор книг, посвященных тематике выживания:
«Зимняя аварийная ситуация», «Энциклопедия выживания в экстремальных условиях». Серии книг «Школа выживания»: «Первоочередные действия в экстремальной ситуации», «Как избежать голодной смерти» и пр.
«Популярная энциклопедия выживания»  - 4 переиздания, «Большая энциклопедия выживания»   - 9 переиз-даний, «Книга, которая спасет вам жизнь» - 4 переиздания, «Энциклопедия городского выживания» - 6 переизданий, Ккниги по теме «социальное выживание»: «Практическое пособие по охоте на мужчин» (свыше 20 переизданий) «Практическое пособие по охоте за счастьем» (более 10 переизданий)
«Женское счастье от „А“ до „Я“. Руководство к действию» «Стерва от А до Я», «Секретный путеводитель для женщин» «Школа выживания. Как выжить в условиях экономического кризиса».
Павел Кожевников (далее П.К.):
 Уважаемый Андрей, мой традиционный вопрос: кто вы-что вы? Расскажите о себе, где вы родились, как стали тем, кто вы есть теперь?
 
Андрей Ильин (далее А.И.): Отец у меня - коренной  сибиряк из Усть-Илимска, у него было 7 братьев; двое  из которых погибли в войну. Мать воспитывал отчим, который служил в Прибалтике, отчего мать под подушкой всегда имела заряженный пистолет, потому как угрозы были. Так все близко...
Я же родился в г. Златоусте, Челябинской области. Но, главное, - в СССР, что есть определяющий момент. Был абсолютно домашним ребенком, где-то даже маменькиным сынком. И вот после школы  надумал доехать из Челябинска до Москвы на велосипеде. Мамочка на прощание помахала платочком и пошла готовить мой любимый пирог, уверенная, что ее чадо к вечеру вернется. И я действительно хотел вернуться, потому что, вдруг, столкнулся с реалиями жизни — один без папы и мамы, куда-то ехать, «выживая» 150-200км в сутки, как-то взаимодействовать со взрослым миром. Сто раз хотел вернуться, потому что хлебнул всего — и кожа у меня с рук слезла чулком от загара, и собачка меня покусала так, что всю дорогу кровь текла, и чирии на том месте, что на седле ерзает, замучили, и приходилось давить их с криком боли. Много чего было... Доехал и, сам того не поняв «переродился», т.е. понял, что что-то могу. Потом СА - еще один этап взросления. Великая школа. Теперь, когда мамочки плачутся мне, что не могут годами справиться со своими сыночками, чтобы они хотя бы убирали за собой, я им говорю: «А старшина не с одним, а с сотней (!) за пару дней справляется - и подворотнички они подшивают, и убирают за собой, и еще Родину защищают!» Значит, можно?!
После армии 7000 км по стране на велосипеде исколесил. Не жалею - мир увидел. И людей, советских (которых теперь днем с огнем не сыщешь) оценил; они меня и в Риге, и в Киеве и в Одессе и пр., совершенно мне незнакомые люди тащили в дом, где я жил по три-четыре дня, и кормили и поили, и ключи от дверей доверяли, и обижались если я им деньги предлагал! Такой был Советский народ - в том числе в Прибалтике и на Украине. Теперь представить всё это даже трудно...
 
П.К.: Ничего себе! Долгой оказалась у вас дорога к маминому пирогу!
  Готовясь к нашему интервью , я прочитал то, что написано о вас в Интернете. Прочёл - и не поверил! Разве можно столько одному человеку совершить? Экстремальные путешествия, безводные переходы по пустыне Каракумы, путешествия по морям и рекам в режиме полной автономии с максимальным приближением к реалиям...! При этом вы - автор более 100 научных и популярных статей, писатель, автор около двух десятков детективных романов, изданных общим тиражом свыше 6,5 миллионов экземпляров, занимали 1-5 места в рейтингах авторов детективного жанра в России... И это ещё не всё! Как это можно всё совершить одному человеку? В чём секрет такой "производительности" и разных талантов?
 
А.И.:  1.Экстремальные, на грани жизни и смерти путешествия, доказали мне, что ВОЗМОЖНО ВСЕ! После того, как я пустыни пересекал в пик жары, где по физиологии должен был умереть через 6-8 часов, или без снаряжения и теплой одежды (в тонком свитере, болоньевой ветровке без утеплителя и в простых ботинках) при -40-50 в снегу по неделе выживал, - мне все трын-трава. Я знаю что могу всё. Как любой человек, если у него альтернативы, не будет. Мы все можем всё!
     2. Еще один, для личного пользования, постулат: если я чего-то достигал, то на пике успеха бросал это направление. Когда стал довольно известным путешественником и мне деньги предлагали за рекорды, я сказал «Нет» и переключился на выживание. Надо сказать, хорошо в том поднаторев, т.к. ко мне за консультациями приезжали большие начальники из КГБ и МВД, а однажды, за очень серьезные деньги, обратились воровские авторитеты, чтобы я научил их по тундрам и степям от погонь бегать и укладку им разработал. Плюс была масса других коммерческих предложений от турфирм, каскадеров, иностранцев и пр. После чего я «завязал» с виживанием, чтобы не стать рабом самого себя. А тут перестройка. На спор, и чтобы понять, что такое есть бизнес, за месяц увеличил небольшой начальный капитал в почти 1000 раз. Но… из этих денег себе рубля не взял (взял бы - не остановился, т.к. жил довольно бедно). Деньги отдал на благотворительность, зато точно понял, что плата за богатство слишком для меня велика. Но деньги были нужны и я решил написать детектив.
Еще одно замечание: когда берешься за дела, которые всем кажутся невозможными, нужно быть готовым носить звание дурака. Которое я и носил. Когда собирался в плавание через Арал, мне все твердили что это - идиотизм, что путешествий по морям не бывает, есть туризм, что меня будут ловить военные, КГБ, портнадзор, милиция и пр. И ловили, да не поймали! Когда в провинциальном Челябинске я объявил, что хочу издать книгу в Москве, меня чуть в психушку не засадили!!! Без связей, блата, образования, не являясь членом Союза Писателей? ... Точно больной! Предлагали стандартный путь - альманахи, сборники и пр. Год гордо носил звание местного идиота, потом пошли книги. На пике популярности перестал писать, т.к. из меня стали делать Донцову. Опять всё бросил, наплевав на соблазнительные финансовые перспективы. Благодаря чему - «покорил» Берлин, обойдя в этом соревновании немцев. Но это отдельная глава… Теперь и с этим покончил и… занялся проектами с художниками, не умея рисовать. А почему бы нет? Придумал несколько ноу-хау живописных форматов, которых раньше не было и которые позволяют писать самые необычные картины (классические картины, классическими материалами, без всяких куч мусора в углу и плевков в холст). Сейчас написано более 50 картин. Что будет дальше - не знаю, возможно на этом проекте зубы обломаю. Что тоже результат.
И еще один постулат, который я для себя вывел - жизней должно быть много, не одна, может быть - десять или больше. А для этого надо уметь отказываться от выгод, иначе можно уподобиться обезьянам, которых ловят, зарывая в землю кувшины и бросая туда орехи - обезьяна набирает горсть и… и не может вытащить лапу. И сидит, и ее убивают палкой по башке. Не хочется быть такой обезьяной, хочется отпустить орешки, чтобы пойти дальше. Куда? В новую жизнь. Иногда мне, если обернуться назад, кажется, что я прожил лет пятьсот, столько было событий. А равномерное движение - оно незаметно и равно неподвижности. Но чтобы ни от кого и никак не зависеть, надо уметь жить на минимум. Что я умею и потому ничего не боюсь... Если что - в шалаше проживу, питаясь лягушками и змеями.

П.К.: Теперь мне многое становится понятным в вашей необыкновенной, богатой на события, биографии. Это, видимо, про вас в знаменитой песне романтиков «Бригантина» поётся. Помните –  «Надоело говорить и спорить, и любить усталые глаза...» ? Эти, «призревшие грошевой уют» необыкновенные люди – кажующиеся обывателям - «местными идиотами», «чокнутыми», на самом деле оказывались первооткрывателями, героями, штурманами, раздвигающими горизонты познания окружающего мира.
                Скажите, а «усталые глаза» были в вашей жизни? И кто она, эта женщина, которая мирится с человеком, презревшим уют и обеспеченную жизнь?

 А.И.:  Не могу сказать что я герой и пр. В сравнении с пехотинцами 2-ой мировой- я сибарит, - а они годами (!) в окопах жили, в снегу, в жару, голодали… Так еще и воевали! Я просто из формации советских людей, где все чем-то занимались помимо работы (в походы ходили, автомобили конструировали, ВИА создавали и пр., что говорит о высочайшем уровне соц.благополучия, так как не надо было думать о хлебе насущном и завтрашнем дне. И не надо было поклоняться золотому тельцу; за то, что ты изобрел, придумал, сделал, написал, - тебя уважали больше чем за мешок с деньгами. Миллионеры-цеховики того времени были изгоями общества. Вспомните Остапа Бендера, который имея миллион, не смог жить счастливо, выпав из жизни.  Советскому обществу был интересен человек, а не то, что у него кошелек тугой. Люди искали себе творческое применение и общение «по интересам». Теперь про гаражи смеются, где мужики под рюмочку бесконечно советский автопром ремонтировали - а ведь это было общение, и там такие Кулибины взрастали, что любой нынешний автосервис за пояс заткнуть могли бы, - из ничего конфетку сделав. И я искал, куда излишки энергии девать. Когда пришел наш дикий капитализм, я прекратил путешествия, объяснив своим товарищам, что раньше легко под смерть сам шел и всех тащил, потому что их семьи без них не пропали бы точно.Теперь - пропадут, потому что девиз общества стал как в джунглях - каждый сам за себя...
  Что касается семьи, не очень бы хотелось поднимать эту тему, т.к. она неоднозначна. Одно могу сказать: огромное число семей в новой России рассыпалось из-за денег. Потому что общество поставило их в приоритет жизни - не семью, не детей, не страну. А деньги живут по своим законам, где прежде всего прибыль, а отношения, любовь, дружба - вторичны, т.к. не способствуют росту капитала. Мы просто еще не научились жить с деньгами (и это минус советского строя, который изнежил нас, отгородившись от мира джунглей). Пока мы не поймем, что деньги не цель (что нам навязывают), но лишь средство, мы будем жить по волчьим законам в том числе в семье. Когда ко мне приходили жаловаться на жизнь (а я в  книгах по соц.выживанию  давал свой телефон для бесплатных консультаций (что и теперь продолжаю делать),  я приводил пример: допустим, у вас земельный участок и вам везут стройматериалы - просто так - цемент, блоки, кирпичи… Какое счастье - ведь халява! Но, вдруг, вы понимаете, что жить на участке невозможно, так как он завален стройматериалами так, что шагнуть невозможно, чтобы ногу не сломать. Вы имеете много - очень много. А живете плохо. А вот если вначале придумать как должна выглядеть дачка - где балкончик, где беседка и взять материалов ровно столько, сколько надо для воплощения проекта в жизнь - вы будете счастливы. Так вот, -  деньги - тот же самый стройматериал, который, если знать сколько его нужно, = идеальный инструмент для строительства своего счастья. А если больше… Опять напомню книгу «Золотой теленок», где Шура Балаганов, когда Бендер предложил ему деньги, стал СЧИТАТЬ, сколько ему нужно для полного счастья! Получил бы эти деньги, был бы счастлив, но получил много больше и загремел в тюрьму...
  Павел, если хотите подобные примеры, просмотрите в книге «Практическое пособие по охоте за счастьем» - там их очень много.

П.К.:  Обязательно посмотрю... Ваша жизнь чем-то напоминает мою. Только в моей не было экстремальных покорений пустынь и арктик, но в остальном я тоже всегда добивался своего, а потом менял сферу деятельности. Правда, иногда это было не по моей вине, не мой выбор. Теперь, когда голова и усы седы, я остепенился и меня порой мучает вопрос: а, может, зря я был таким «яростным  и непокорным», может нужно было как большинству весьма успешных людей, плыть по течению? Вас такие сомнения не будоражат?

А.И.: Нет. Категорически. Более того, у меня начинается очередная новая жизнь, с нуля, и это очень интересно. Я и хочу жить так как я хочу, - а плыть по течению, это всегда подстраиваться под чьи-то правила (под то самое течение). Нет! Я и в СССР границы многократно переходил на своих плавсредствах. Однажды от Норвегии на веслах отгребались, хотя знали, что если мы там окажемся то нам, по закону, обязаны дать гражданство (даже не ВНЖ), дом и кругленькую сумму.  Нас столько раз и на юге, и на севере пограничники, КГБ, милиция, военные и пр. ловили, что можно отдельную книгу писать. Не существовало для меня границ, если хочу – значит, делаю, все остальное  - отговорки. Ничего невозможного нет! Кстати, в бизнесе тоже самое: когда я в Берлине, приехав на попутках, начал скупать за копейки (в т.ч. за их немецкие деньги) дома, немцы говорили мне - ты дурак, езжай в Мюнхен, кому нужны эти Берлинские руины.
«Вам,- отвечал я, - лет через пять будете у меня их покупать в драку, и втридо- рога!». Так и вышло, только не втридорога, а раз в 10-20! И в бизнесе я не хотел идти типовыми путями - стандартные решения -это всегда ловушка для дурака. Мы обожаем очереди, т.к. нам кажется, раз там толпятся люди, значит там что-то ценное. И мы стоим аки агнцы. Никогда не надо стоять в очередях, т.к. там высочайшая конкуренция и вряд ли вам что-то достанется - нужно обходить их стороной и искать свой путь. То есть грести против течения, и тогда будут открываться новые, удивительные горизонты. Жизней должно быть много и все интересные. Иначе - зачем жить?

П.К.: Интересный Вы человек! Кто привил Вам любовь к риску, к «экстремальщине»? Отец, мать, книги? Кстати, расскажите о родителях, о своих корнях?
 
А.И.: Любви к риску в формате наших путешествий быть не может. Сейчас экстрим моден, но это всего-лишь бизнес, когда ты хорошо экипирован, имеешь СОС-маяки и получаешь свой адреналин кратковременно, а потом выставляешь фото в соцсети. Индустрия. А нам приходилось голодать неделями, мерзнуть, мучиться от жары (а это муки адовы, т.к. ты высыхаешь, кожа возле глаз, губ и пр. у тебя лопается, высыхающие суставы выламывает боль и непрерывно ноет и болит сердце, которое не может проталкивать загустевшую от отсутствия воды кровь, -  и это далеко не все «удовольствия»). И все это, помноженное на каждоминутное ожидание смерти, т.к. связи с Большой Землей у нас не было и никто помочь нам не мог.  Вряд ли найдутся люди, которые от подобных мук могут «ловить кайф». Это как война - есть любители повоевать в горячих точках, но кто согласится быть пехотинцем в большой войне, где муки, в сравнении с которыми наши - детский сад!
Нет, никакой тяги к риску не было, но было желание испытать себя. Мне кажется, каждый человек должен пройти голод, холод, страх… И тогда он станет другим и сможет много легче строить свою жизнь в нормальных условиях. И еще такой экстрим - это дешевая «покупка» счастья. Выходя из очередной авантюры, я был в эйфории, что еще ЦЕЛЫЙ ГОД, буду жить. А после пустынь сидел возле крана, из которого текла вода, и был счастлив - она же течет (!), она не кончается (!). Ни за какие деньги такое ощущение счастья не купишь! 
  Что касается родителей, то семья была обычная: мама - библиотекарь, папа -кадровик на железной дороге. Путешествовать я начал от противного, чтобы доказать себе, что я не маменькин сыночек (а это так и было).

П.К.: Вы сказали немало хороших слов об СССР. У меня несколько вопросов на эту тему.  На ваш взгляд,  развал страны был закономерен или был результатом ошибок советской номенклатуры, в частности, – Горбачёва и Ельцина? Кстати, как вы к ним относитесь?

А.И.:   Это вопрос объемный и вряд ли получится раскрыть его полностью. Но если в целом (и это тоже я вынес из путешествий) человек - очень мощная «машина» с огромным запасом энергии, и если эту энергию некуда выплёскивать, мы начинаем есть сами себя. Вот почему в благополучных странах, где живи-не хочу, так высок процент суицидов, а в Африке, где выживают, никто на себя руки не накладывает. Люди и общество должны бороться (не суть важно за что) - это закон природы и естественного отбора. Когда у хищника стачиваются клыки, он вначале травку щиплет, а потом умирает. Все империи гибли не в процессе драки со всем миром, а после победы над ним. Т.е. империи убивал не внешний враг, а они сами себя, враг лишь подталкивал их к пропасти. В СССР, при Брежневе, власть стала бояться собственного населения, начала заискивать перед ним, платить зарплаты, не соответствующие производительности труда, отчего у людей образовались денежные излишки. То есть власть своими руками обуржуазило общество, превратив народ в брюзжащих обывателей. Это как если родители из-за своих комплексов будут баловать детишек, которые еще больше будут капризничать. И это мировая тенденция. Благополучная Америка изо всех сил ищет и создает себе проблемы внутри, каясь за «былые ошибки», т.е. вместо устремления в будущее, начинает оглядываться и на колени сама перед собой вставать. Самоедство! Случись большая война или природная катастрофа, и все бы встало на свои места - нация сплотилась бы и стала бороться! Пример - Китай, который занят не историческими покаяниями и гендерными  разборками, а мировой экспансией.
Относительно США могу дать забавный совет - если уж всенародно каяться за прошлые грехи, то лучше уж перед индейцами, у которых землю отобрали, для чего каждому американцу (в том числе и афроамериканцам, которые теперь живут на их территории) знужно будет заплатить за квадратные метры их земли многовековую аренду. И вот здесь, гарантирую, все покаяния кончатся, потому что они приобретут материальную форму...
Отсюда, возвращаясь к СССР, можно сделать вывод: Горбачев и Ельцин, конечно, - предатели советского строя, но тенденции заложили до них. Положение мог спасти лидер, который продемонстрировал бы характер. Опять-таки хочу вспомнить Китай, где была аналогичная с СССР ситуация, но там китайские «старцы» проявили волю. А Горбачев и Ельцин были «слабаками». Увы, «мямли» вроде Николая II, разваливают государство, а собирают «диктаторы» вроде Петра I или Сталина. То есть с точки зрения обывателя — не дай бог жить при них, но с точки зрения государства и исторического прогресса приходится выбирать их. Путин, кстати, тоже вначале проявил характер, удержав Россию от распада, но, поставив на чиновников как на державную опору, стал заложником их интересов. Отчего я как-то писал, что поверю Путину только если он решится на  «37 год», - в смысле глобальной чистки номенклатуры  (конечно, без крови) и обновления кадров снизу до верху с озвучкой новых правил игры. Ну, или опять большая война, которая собирает нацию, чего не хотелось бы.       
 
П.К.: А вы были «партийным»?

А.И.: Нет, никогда. Я всегда был сам по себе. Никогда, сколько не предлагали, не «брал» из ничего «кормушек», поэтому имел возможность свободно высказывать свое мнение. Был в комсомоле и не жалею - большая школа общения и самоуправления.

П.К.: Что сейчас, на ваш взгляд, происходит в мире? Куда он «катится»?

А.И.: Трудно кратко. Но если глобально, то идут масштабные видовые изменения и как итог, перераспределение ресурсов земли. Прямо по Дарвину. Так сложилось исторически, что тысячелетиями миром правила белая раса, а теперь… В середине 19 века белое население планеты составляло половину, в середине 20 - 20%, а сейчас меньше 10. У вас в США, к слову, в 60 годах 20 века белые составляли 90% населения, теперь 60. То есть как в доисторические времена: «динозавры» вымирают, уступая место другим, более жизнеспособным, видам. Все остальное - экономические и горячие войны, политические и религиозные разборки, и это лишь следствие данного процесса как во внешнем мире, так и внутри стран. Ранее угнетаемые нации и народы желают взять реванш. Проблема в том, что белая раса саккумулировала огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы и просто так уступать свое место не желает,  сильно огрызаясь. Но… - тенденция однако - взрастают новые супердержавы, агрессивные религии. Внутри многих стран некоренное население, начинает навязывать новые правила игры, используя слабости дряхлеющего противника. Называя все своими именами, это - агония, которая принесет миру массу проблем и трагедий. Тут «белым» надо либо сразу сдаваться, либо начинать активно размножаться, ну, или разжигать печи, как это делал Гитлер (хотя последнее - это лишь временное решение проблемы).
В данной проблеме много подпроблем политического, экономического, национального и т.п. характера, обозначать которые - отдельное дело. Только один комментарий: природа - это конкуренция. Вот, к примеру, когда Америка устранила СССР, мир стал монополярным и «клыки» у мирового лидера стали стачиваться. Мелкие «войнушки» не могли заменить глобального противостояния с соцсистемой. Но природа не терпит пустоты, и начали взрастать новые азиатские и латиноамериканские драконы. И если СССР был Америке понятен, более-менее прогнозируем, что не позволяло перейти красную черту, то новые конкуренты имеют совершенно иной менталитет, что делает их более опасными. Жаль, что Америка, победив, осталась один на один с целым миром. При этом Европу я всерьез и в перспективе не рассматриваю, т.к. это та еще коммунальная кухня, которую будут раздирать противоречия. Ну и плюс, она скоро и неизбежно станет «цветным» континентом с совсем другими людьми, если вспомнить, что там, во многих странах, теперь самое распространенное из вновь даваемых имен - Ахмет.

П.К.: Печальную картину вы обрисовали, мой друг... Но, бог с ней, с «глобальностью». Вы недавно, по моей просьбе, опубликовали в нашей газете свои заметки из глубинки Белоруссии. Я получил немало писем от читателей. Почти все они с благодарностью и просьбой продолжить эти заметки. Но были письма и с критикой, в которой ставятся под сомнение ваши наблюдения. Пишут, мол, «автор не знает ни белорусов, ни их стремление жить в свободной стране...». Казалось бы всё уже сказано - и не единожды - об этой «соросовской свободе», но люди выходят на улицы, кидаются на дубинки, дерутся, кричат, наступая на «украинские грабли». Что это? Слепота, наивность? Или, действительно, революция там назрела, и люди готовы пожертвовать сегодняшней, довольно спокойной жизнью, ради завтрашней лучшей?

А.И.: Павел, давайте, для начала, определим, что есть демократия? Что изменится в Белоруссии, если там победит демократия? Лукашенко открыто ругают все, кому хочется, и никто их не сажает за решётку. Границы открыты (их, скорее, просвещенная Европа перекрывает). Что еще? Нет гей-парадов? А почему, если большинство НЕ ХОЧЕТ гей-парадов, их - это большинство, надо через колено ломать? А давайте тогда будем отстаивать права копрофилов, чтобы они имели право в ресторанах и барах употреблять свое «любимое лакомство». Давайте не будем их ущемлять и терпеть, когда у них на тарелочке «благоухает» их блюдо! А?..
Что еще не в порядке в Белоруссии?  Нет свободы слова (которая есть)? Кто так считает? Поднимите руки!  Вы? Тогда давайте проведем эксперимент (ведь критерий истины есть опыт): предлагаю истинным демократам, в виде журналистского расследования, публично заявить, например, о превосходстве интеллекта белых -в сравнении  с афроамериканцами, и подискутировать на эту тему с точки зрения биологии. Потом скажем, что мы просто такую провокацию учинили. Ну что, кто, когда?.. Не вижу воодушевления. Никто не хочет?  Ну, хорошо, тогда - о возможных физиологических отклонениях представителей ЛГБТ. Ну, смелее! Нет?..А как же демократия, которая подразумевает, что каждый имеет право высказывать свое мнение? Тогда не надо других учить демократии, если самим держать  рот на замке! И таких тем, для желающих, я могу подкинуть массу. В ответ готов обсудить проблему России, Белоруссия и их правителей. Потому что не боюсь. Что еще - зажим бизнеса? А можно свежий пример? В Германии появился закон, который ОБЯЗУЕТ адвокатов и налоговых консультантов сообщать все, касающееся денег и намерений их клиентов, сведения! И вишенка на этот торт - при этом они не должны сообщать об этом клиентам! Так ведь это сексотство, которого, на государственном уровне, у Сталина не было! Так Сталин, выходит, демократ был высшей пробы? Чтобы завершить эту дискуссию, готов с любым оппонентом проводить вышеупомянутые эксперименты на любые темы, в любой стране. А если они не готовы, то тогда точно не имеют право обсуждать чужие демократии. 

П.К.:   Жёстко! Ну и чтобы завершить разговор о политике, скажите, что вы думаете о Вл. Путине?

А.И.: О Путине… Как человек его не люблю, что в книгах отражаю. Но, понимаю, что если не он, то кто? Собчак? Нет в стране достойных претендентов. Увы. И главная задача Путина подобрать себе смену! При любом раскладе, России, с ее многонациональными и религиозными особенностями, ее площадью и ресурсами, нужен твердый руководитель. Не дай Бог, появится какой-нибудь «добрый» царь-Николай и страну кровью зальет. Любимый Западом Горбачев столько крови пролил! Потому что, называя все своими именами, - по СССР прокатилась гражданская война с сотнями тысяч жертв! И никакая демократия  не стоит даже одной человеческой жизни. Или кто-то считает иначе? Тогда пусть опровергает Достоевского. Отсюда у меня двоякое отношение к Путину, равно как и к Лукашенко - я против них, я критикую их самым жестким образом (можно почитать мои политические заметки), но, при отсутствии достойной альтернативы, я буду вынужден, на переломе, поддерживать их. Собчаки и Тихановские, не имеющие политического опыта, «продающие» собственных мужей и устраивающие стриптизы, - точно не вариант! Я со стыда сгорю, если у меня будет такой президент. Ну а Россия покатится в тартарары… Что касается других оппозиционеров, включая Навального и даже КПРФ (хотя это единственная организованная с программами и низовым аппаратом оппозиция), то с моей точки зрения, они прекрасно сотрудничают с властью, обслуживая ее.
П.К.: Андрей, представим на минутку, что вас избрали президентом России. Ваши первые три декрета?
Не дай бог! Я угроблю Россию, точно так же, как Белорусь Тихановская. Политика - это как армия, и настоящий генерал должен все звания и должности пройти, чтобы опыт приобрести. Но если пофантазировать, то:
1. Аудит приватизации (как это сделали в Китае) и возвращение трудовым коллективам незаконно отобранной собственности (без этого мощную индустрию не поднять).
2. Поднятие таможенных тарифов, чтобы подтолкнуть бизнес и сельских хозяев к местному производству (с Китаем и пр. они никогда не смогут конкурировать) и, одновременно, наладить кредитные линии.               
3. Задавить коррупцию в неделю (вот за это я берусь). Надо просто всем, кто дает взятки, если они напишут заявление в органы и помогут взять с поличным взяточника, разрешить то, зачем они к нему обращались. Допустим - ректор просит мзду за поступление, но если его взять за руку берущую, то отпрыск заявителя поступит «автоматом». В ГАИ изъяли права и вымогают - привлеките взяточников гаишников и вам тут же вернут права. И так далее... Ну, станете ли вы тратить деньги, если вопрос можно ГАРАНТИРОВАНО лишить вот так? И всё, и нет коррупции,  т.к. чиновники просто побоятся брать. Да, кому-то что-то придется незаслуженно разрешить, но это не самая высокая плата за тотальное искоренение взяточничества...
И всё-же, если позволите, 4-ый пункт: демографическая политика как основа долгосрочной задачи. Такую территорию без людей не удержать! Что толку в ракетах, если за кнопками некому будет сидеть. Платить за детей, давать отцам семейств машины (вот уж они тут расстараются), дарить многодетным семьям квартиры (что уже делает Луцкашенко). Кстати, Павел, в вашей Америке дарит государство семьям квартиры и коттеджи?

 П.К.: Нет. Здесь каждый платит по своим счетам. Хотя, есть специальные программы для бедных и бездомных. У нас тут много социальных пособий. Но это, конечно, не то, о чём вы сказали...
Если не возражаете, давайте перейдём к вопросам читателей; их много, так что постарайтесь по возможности ответить кратко.
- Ваше мнение о современной литературе, поэзии, российском кинематографе?
А.И.: К сожалению современное российское искусство сориентировано на Запад, отчего много чернухи. Может, это, с точки зрения демократиии, и приветствуется, но я против публичного выноса сора из избы. Опять-таки, например, если кто-то за это ратует, то давайте спросим его, готов ли он публично рассказать о стыдных моментах жизни своей матери и отца, об изменах, дурных склонностях? - Нет. Так вот, Родина - это как мать. Внутри семьи что-то можно обсуждать, но обсуждать мать с соседями - это неприлично!

П.К.: Неужели всё так плохо? Неужели нет талантливых писателей, поэтов, кинематографистов?

А.И.: - Ну конечно есть, просто они находятся в тени более рекламоспособных коллег, и их не видно и не слышно. В России правят бал деньги, и чтобы издаться или снять кино, надо искать спонсоров, которые диктуют свою волю (неважно, кто это - государство, фонды или частник). Можно выпустить книгу за свой счет, но это будет мизерный тираж, который никто не увидит. Или даже снять кино, но прокатчики его проигнорируют. Именно поэтому творцы, которые хотят пробиться, вынуждены подгибаться под рынок и эпатировать публику. И даже мне, чтобы протолкнуть серьезную пьесу (с чем я столкнулся - как опять начинающий с нуля драматург), приходится писать еще одну, более скандальную пьеску - «Диалоги пениса». Искусство (хотя бы в рамках сохранения языка) должно поддерживать государство или неполитизированные фонды. Надеюсь, такие со временем образуются.

- Какие три любимые книги вы бы взяли с собой в путешествие?
- Их много. Но если серьезное путешествие, точно свою «Энциклопедию выживания» - чтобы выжить.
 
- Ваш идеал женщины?
- Женщина - это соратник, который тебя понимает и с которым более-менее одинаковый взгляд на мир. Это чтобы гражданской войны внутри семьи не случилось. Страсть проходит, живешь с ЧЕЛОВЕКОМ. Кстати, по этому поводу у меня целая книга есть «Практическое пособие по охоте на мужчин», так как я считаю, что семью создает и за нее отвечает женщина, а мужик там так,  - приложение к жене и матери.

П.К.: Вы меня заинтриговали. Конечно, хорошо бы спихнутиь всё на жену, но кому нужно будет такое «приложение»? ; Извините, продолжу с вопросами от читателей.
 
- Расскажите о самом смешном случае в вашей жизни?
- У меня их столько было. Даже на сайте десятки выложены! Один, коротко. Случай, после которого я зарекся делать быстрые выводы о людях.
Школа. Я с приятелем зашел в магазин. Походили. Мне надоело, я, искренне считая, что мой приятель рядом, не глядя, сильно хлопнул его по заду и сказал «Пойдем, что-ли?» И по долго не затихающему колебанию той точки, по которой хлопнул, понял, что сделал что-то не то. Обернулся. Стоит дама лет сорока и смотрит на меня даже не круглыми, но квадратными глазами! И ничего объяснить невозможно!! Потому что я, пацан-девятиклассник, хлопнул даму мне в матери годящуюся по заду и предложил со мной пойти. Пришлось бежать сломя голову. Но этот забавный случай научил меня не спешить с выводами. Позже еще пара таких случаев было.
П.К.: Да уж! Представил на минуту такую сценку! ;
- А здесь вопрос посерьёзней. Как вы относитесь к Ленину и Сталину?
- Ох, вопросик... Ленин. Ну, этому деятелю весь мир в ножки поклониться должен и портрет на стену повесить. Потому что затеянный им социальный эксперимент перевернул мир и все, что теперь мы имеем, - 8-часовой рабочий день, отпуска, соцпакеты, отсутствие детского рабского труда и прочее - это его заслуга. Капитал, который всегда интересовала и будет интересовать только прибыль, так был напуган пролетарской революцией и примером народного социализма, что все гайки раскрутил! И кто нынче хает Ленина, пусть почитает, как жило в то время БОЛЬШИНСТВО населения мира. Так что, при всей неоднозначности самой фигуры, - спасибо дедушке Ленину за наше всеобщее счастье.
А Сталин - это просто выдающийся менеджер, который из «того, что было» великую страну поднял. Как - вопрос другой. Методами, которые были в ходу в середине 20 века, и судить о них надо не из дня сегодняшнего. И все дискуссии про террор, деспотизм и пр. - это лишь крики людей, которые ленятся с источниками поработать. Когда начинаешь копать вглубь, много что встает на свои места. Но ведь это не лозунги выкрикивать, это читать, изучать, образовываться надо. Историческая правда вообще не бывает односторонней и простой, и должна рассматриваться в контексте времени, и уж точно не обслуживать современную политику. Иначе и США придется от своей истории откреститься и Биль о правах отменить, если вспомнить индейцев, перегибы гражданской войны, и много чего еще. Нельзя в истории копаться как в дерьме, мы не жуки-навозники, но нужно изучать и делать выводы. И уважать ее, историю, какой бы она ни была. Мы - свою. Америка – свою. Вот французы - уважают же свою историю, хотя в их революции крови, в пересчете на душу населения, куда больше, чем при Сталине пролилось, но гимн у них, тем не менее, - Марсельеза!
 
 П.К.: Боюсь, что с вами не согласятся многие из наших читателей – особенно люди старшего поколения, которые помнят этого «менеджера» хорошо. Но это такая тема, что хватит и на три интервью...
 - А этот вопрос с намёком на ваши вызовы природе: не является ли экстрим покушением на свою жизнь и грехом?!

- Думаю, природа моих вызовов даже не заметит. А за жизнь в путешествиях я, и все мои друзья, все-таки сражались; самоубийством можно было кончить и без мучений, собрав на прощание все удовольствия. Когда в  пустыне кто-то из наших товарищей, «высохнув» и измучившись от жажды, хронического недосыпа и запредельных нагрузок, ложился и просил его не трогать, мы его и друг-друга пинками поднимали. Хотя иногда меня злость берет, что смерть за меня будет решать, когда и как мне умереть. Наверное, мне не хватит сил с ней «пободаться», но не хотелось бы уходить, как агнцу на жертвенном алтаре.
Следующий вопрос: Я слышала, что вы начали рисовать, изобретя какой-то новый метод? Если не секрет, то что это за метод, и когда и где ваши картины будут представлены на обозрение?
 
- Нет, рисовать я не начал - я палка-палка-огуречик не напишу, но необычные форматы живописи придумал. Так никто еще не писал и таких эффектов не достигал, что подтверждают и художники, и отдельные зрители, которые весь интернет перевернули в поисках аналогов. Только их нет. Первый формат практически реализован, - написано более 50 картин. Другие форматы пойдут следом. Еще раз подчеркну - все форматы придуманы в рамках классической живописи и традиционных материалов. Если бы надо было себе имя на перфомансах сделать, я бы их, не сходя с места, полсотни придумал -вполне себе успешных. Но перфомансы и инсталляции - это, на мой взгляд, не искусство, коли я, не художник, могу их придумать и воплотить в жизнь с помощью пары строительных рабочих. В этом неискусстве готов с любым художником посоревноваться. А увидеть… Сейчас идет работа над патентованием, после которого обязательно увидите…
  Небольшое дополнение. Я вообще всегда старался ставить перед собой «невыполнимые» задачи - что пустыню пересечь, что стать известным писателем, или, став им, вдруг пьесу в стихах написать (зная точно, что я не поэт, отчего чуть не помер в процессе), новые формы живописи найти или, к примеру, придумать такие детективные сюжеты, где, поместив персонажей в замкнутое пространство, - убить их так, чтобы невозможно было вычислить, кто преступник, даже методом перебора. И предложить читателям лотерею: кто разгадает эту загадку, тот получает приз. Кстати, я уже использовал такой прием в книге, где классический сюжет с трупами раскручивается на МКС (вот уж точно абсолют изоляции!). Больше, мне кажется, такое никто пока не писал.

П.К.: И кому достался приз?

А.И.:  А вот это читатель узнает на последней странице. Я вообще люблю писать детективы-перевертыши, когда в конце книги сюжет переворачивается на 360 градусов. И еще ставить какую-нибудь, помимо развлечения, сверхзадачу. Например, здесь космический шантаж планеты Земля, когда убийства идут практически в прямом эфире, а остановить преступника нельзя, т.к. в МКС попасть невозможно. И один преступник «нагибает» всю планету. То есть мне хотелось показать, что может случиться, если современные технологии окажутся в руках злодея.

А вот несколько вопросов о религии.
- Вы веритите в Бога?

- Нет, я атеист, хотя в судьбу, как в некоторую математическую закономерность, верю - слишком много умирал (пару раз считай окончательно) и, тем не менее, чудом, выкарабкивался. Да и в жизни такие примеры были.
 
- Так – «подставь другую щёку или око за око»?

- Нет, по натуре я «драчун» (хотя ни одного человека в жизни не ударил) и вредина, и готов драться, но… только с заведомо более сильным противником. Например, в армии в первый же день заявил старшине (!), что его не уважаю. Ну и получил свое, хотя от своих слов так и не отказался. А если человек слабее, то я глотаю обиду. Так что, чиновникам, полицейским, бандитам и пр. я все в лицо говорю. Сколько раз в той же Германии меня пугали - не лезь на рожон, тебя лишат всего. На что я отвечал - ага, буду я из-за каких-то гражданств или денег молчать в тряпочку. Ни в СССР не молчал, ни теперь не буду. Ну, может, еще не перепадало как следует, может, все еще впереди. ;
 
- Кто написал Библию?
 
 - Вопрос без ответа - всеобщего. Но как-то я хотел написать книгу про Христа - с точки зрения разбора ситуации, где он был бы агентом влияния. Уж больно все укладывается в историческую и сюжетную канву. Дело другое, что Он перерос формат агента и стал самостоятельной фигурой, которая переориентировалась на общечеловеские ценности.
 
- Почему вы не любите Путина как человека? А кого вы любите из политиков?
 
- Путин как человек лишен принципов. Может, это и правильно для политика и простительно (иначе не выбиться и не устоять)  но, как мне кажется, у него нет «романтической» сверхзадачи, как это было у Ленина, Сталина, французских и всех прочих революционеров. В этом парадокс - фактический бандит и палач Че Гевара стал символом революционной романтики. Почему?.. Потому что идею ставил выше  благополучия и даже собственной жизни, отчего и чужие отнимал легко. Сталин после себя «шинелку» оставил, хоронить было не в чем, все мундиры в заплатках! Какие дачи, машины, дворцы и капиталы?… А Путин и его окружение сильно не голые и, значит, «на крючке», отчего Путин и не решается на резкие телодвижения - и мы имеем в стране ни капитализм, ни социализм, а строящееся сословное государство с уклоном в феодализм. Между табуреткой и троном сидим, отчего сильно снизу сквозит! Если не обращать внимания на резкую публичную риторику, то Путин «лежит» под Западом и многие шаги с ним согласовывает. Как согласовал с Обамой Крым. А вот Донецк и Луганск не смог и - отступил. И либо он, забыв о личных интересах и рискуя всем (как Ленин, который из благополучной Швейцарии секунды не думая, полез на броневик!), взвалит на себя ответственность за страну и «переформатирует» окружение под новые задачи (после чего две трети чиновников сами разбегутся), либо, погрязнув в полумерах, кумовстве и круговой поруке, придет в исходную точку начала своего правления. В общем, или революция сверху с опорой уже не на чиновников а на народ, либо снизу или сбоку (о возможных сценариях я писал в интернете, в частности, - в Дзене).  А кого из нынешних политиков я… скажем, не  люблю, но уважаю - это, наверное,  руководство КП КНР в полном составе, которое страну из нищеты в мировые лидеры тащит, на смену почившему СССР. И даже где-то Трампа, хотя как политик он крайне опасен, т.к. «игрок» и бизнесмен, а бизнеспривычки политике противопоказаны, но уважаю его как личность, которая прет к своей цели без оглядки – он достоин уважения. В отличие от предыдущих «тихих» кабинетных президентов он - драчун и, как мне со стороны кажется,  более соответствует американскому менталитету - ну просто ковбой из прерий со Смит-энд-Вессоном наперевес.   

- Недавно П. Кожевников брал интьервью у Захара Прилепина. Теперь его партия, кажется, прошла в Думу. Ваша оценка и партии, и господина Прилепина?
  - Не могу ответить однозначно, т.к. г-на Прилепина не знаю. Но хочу заметить, что теперь стало модно кормиться от политики хоть из чиновничьей кормушки хлебая, хоть из оппозиционной. Политика стала весьма прибыльным и легким бизнесом.  А коли так, то надо «торговать лицом», используя любой информационный повод, чтобы напомнить о себе. Реклама, как известно, двигатель торговли. Отсюда масса персонажей, которые эпатируют публику, строя политику по лекалам шоу-бизнеса. Соберут стадионы и гонорары и сходят с подмостков на незаслуженный отдых.  Соответственно, люди искусства обслуживают либо власть, либо оппозиционные силы, в зависимости от того, кто даст или пообещает больше. К сожалению, Запад тоже развращает наших «творцов» склоняя к «сожительству».  Если отсмотреть Нобелевские премии за последние сто лет, то можно точно сказать, что ни Толстой, ни Чехов, ни Гоголь, ни Сервантес ее бы не получили, т.к. были над «заказом».

 П.К.: Мне кажется эти ваши справделивые слова к Захару не относятся. Готовясь к интервью с ним, я открыл человека необыкновенного, бескорыстного, человека - воина, патриота, мыслителя. В чём-то вы с ним сходны. Я даже думаю – разговорись вы с ним – подружились бы...
Слудующий вопрос.- Что вы думаете о Дмитрии Быкове? Я люблю его выступления, а мой дедуля говорит, что более «мерзкого типа от литературы трудно представить».
  - Ну, это из той же серии. Выступления, может и ничего, но нельзя, если ты серьезный литератор, вести себя как поп-звездочка. Но ведь деньги-то на жизнь надо зарабатывать. Так что осуждать я никого не могу. Но, надеюсь, что появятся личности, которые будут искренне «страдать за народ» без оглядки на гонорары. Возможно, такие есть, но поп-политика заглушает их. В целом, это извечная проблема, выраженная в китайской сказке про дракона. Если ты, ставя перед собой «революционные» (хоть в политике, хоть в искусстве) задачи, начнешь получать за это денежки, то очень скоро привыкнешь к ним и станешь работать на  гонорар, а не на идею. Увы. Деньги - очень сильный соблазн, которому противостоять трудно. Беря деньги, ты неизбежно начнешь писать или говорить то, за что тебе больше заплатят, сам того не замечая.  Лично я всегда придерживался правила - за дело, которому служишь, деньги не брать. Лучше штукатуром на жизнь подрабатывать. А не беря деньги, ты имеешь возможность оставаться самим собой, посылая всех «заказчиков» далеко и по адресу. Поэтому и путешествия делал за свой счет, а не за чужой, когда мне это предлагали. Вообще, считаю - свобода (личная, творчества и пр.) - это самое главное. Всегда был и хочу быть свободным человеком, ни под кого не прогибаясь, что, к сожалению, всегда чревато готовностью к утрате благ. Но я умею жить на 100-150 долларов в месяц (собственно так и живу, хотя могу жить ни в чем себе не отказывая совершенно) и тем защищен! И этому меня научили экстремальные путешествия, где я был, - при всех издержках, 
АБСОЛЮТНО свободным быть невозможно в простой жизни в любой стране, где ты хоть даже и Монарх. И деньги, и культ потребления - это одна из тех ниточек (м.б. самая прочная), на которую мы подвешены. При этом (маленький пример из книги «Практическое пособие по охоте за счастьем») мы стремимся к деньгам и благополучию как к главной цели. Но… если любому сказать - о’кей, ты получишь прямо сейчас миллион, но… умрешь через месяц. Кто на это согласится? Никто! То есть цена моей жизни, оказывается, никакими миллиардами не исчисляется. Если оптом. А если в розницу, по минутам и дням, мы не за миллион, мы за копейки ее распродаем. Год - какой-то случайной даме или мужику, другой - за машину, третий за просто так… И если осознать время своей жизни как главный капитал, то мы станем гораздо труднее продаваться, ну или хоть расценки поднимем. Потому жизнь меряется не деньгами и благами, а… минутами! И свободой ими распоряжаться по своему личному усмотрению.   
  Уф. Уж извиняюсь за эту «философию». Но хочу сказать, что две мои главные книги «Практические пособия...» - именно про это, и сотни людей мне писали, что благодаря советам оттуда, они в корне изменили жизнь...

П.К.:  Андрей, почти закончил наше интервью, а здесь письмо-вопрос матери, который не могу не задать....
- Уважаемый г-н Кожевников. Случайно увидела ваш анонс об интервью с сильным и мудрым  человеком Ильиным и решилась спросить его о том, что меня гложет уже несколько лет...  Мой сын, после того, как его уволили с хорошей работы и от него ушла жена, потерял веру в людей, в себя, впал в депрессию. Он не от потерянной любви это делает, а от несправделивости жизни. Спросите, пожалуйста, у  А. Ильина, чтобы  бы он посоветовал сделать?  Мария, Краснодар.

А.И.: Павел, проще всего дать мой вайбер, телеграм, вотсап 985-470-25-27. Для помощи я всегда открыт (естественно бесплатно)  Пусть напишет мне, и я попробую разобраться конкретно.
 
П.К.: Уважаемый Андрей! Жаль, что рамки интервью не позволяют задать вам все поступившие вопросы... Ваши пожелания нашим читателям?

А.И.:  Желаю жить без потрясений и революций, посвящая себя семье, творчеству и созиданию. Помнить, что американская мечта (заиметь миллион) - это лишь «замануха», вроде сыра в мышеловке, и брать ровно столько, сколько нужно для счастья.  И не забывать о своих корнях!

П.К.: Спасибо большое за такие интересные  ответы. Удачи вам в покорении новых вершин как в литературе, так и в других сферах жизни. Думаю, что вы ещё удивите нас.
Интервью для газеты "Горизонт", Денвер США. 2 октября, 2020 г.