фото - из комментария 22.10.2020 01:14 к статье Ю.Мухина "Моя переписка с Папой Римским и почему она не состоялась" //ymuhin.ru/node/2243
Интеллект - в теле лект.
И богослов Сомин Н.В.
Сайт Геннадию Михайловичу Шиманову сделал богослов Сомин Николай Владимирович.
Без сайта столь многие почитатели Г.М.Шиманова не появились бы в таком количестве.
О Сомине: был и успешный альпинист, травма прервала занятия. Стал успешным программистом. Участвовал в разработке программ государственной важности в ИПИ РАН (Институт проблем информации Российской Академии Наук).
Коснёмся одного из видов программ, "искуственного интеллекта", которого мы и опасаемся, опасаемся в т.ч. иногда справедливо.
Имеющаяся сейчас в интернете одна из статей об этом от 2011 года, где в соавторах и Сомин, называется "Особенности лексико-морфологического анализа в задачах извлечения структур знаний из текстов естественного языка" авторы И.П.Кузнецов, Н.В.Сомин, Е.Б.Козеренко, А.Г.Мацкевич.
Название статьи такое, что и само требует толкований о нём и о теме в целом. Итак, в меру сил:
Часть 1. Техника.
Предистория известная: в 1970-х появились на ж/д вокзалах автоматические справочные. Нажымаешь кнопочки и получаешь ответы о нужном тебе расписании.
В 1990-х компьютерные программы :
переводили не очень чёткий рукописный текст в компьютерный;
в космосе узнавали приближающийся объект, выдавали решение;
обыгрывали шахматных гроссмейстеров и т.д.
В конце 1990-х формировались в сети интернет СоцСети, дающие обильную информацию о многом, но качественно быстро обработать которую не под силу даже коллективу. Понадобились дополнительные тех средства. Они и стали разрабатываться. В том числе в России.
Пропуская тех подробности, отмеченные в статье, нужно указать кратко результаты возможностей таких программ:
Анализ большых макро массивов информации в реальном времени, а не "потом", для:
- выявления непредполагаемых заранее связей наблюдаемого объекта.
- выявления реакции наблюдаемого объекта и макрообъекта (общества) на то или иное новое событие.
Даже только два этих пункта показали, что работа программирования вынужденно шла в полной аналогии с развитием двух систем человека:
- проработка души - кто я ? и чего я хочу ? - т.е. работа о том, кто ищет ответы, куда нужно выдавать ответы.
- и проработка внешнего мира, его картины, т.е. проработка ума и отражения в уме внешнего мира.
Системы такого программирования пока ориентируются на тексты естественного языка. Что не исключает дальнейшего развития подсистем анализа и интонаций телефонных разговоров как дополнительно информативной, далее во времени разработка анализа имеющихся психологических намерений собеседников и т.д., вплоть до анализа микро и макро гипнозного воздействия межличностного и воздействия типа "личность-внешняя информационная среда".
И конечно, фраза "естественный язык" должна пониматься более широко: тут и автоматический перевод ошибок, и перевод фраз типа "ацкий ужос" намеренного искажения слов, и перевод к норме ненамеренных ошибок. В том числе ошибок логики, что особо важно.
Такие программы как инструменты являются в том числе и оружием. Дают большое преимущество их пользователям. Не факт, что эти наработки РАН сейчас служат на пользу России. Возможно, что как и многое другое нашими "нанотехнологами" передано вне страны, а у нас остановлено к пользе государственной, используются лишь ресурсы специалистов для дальнейшей много затратной проработки.
Тем не менее, мы с вами обязаны отметить для дальнейшего следующее обстоятельство:
Разработка таких программ нужна.
Нужна также, как нужна система метеопрогнозов, как нужно планирование и много веков назад главе крестьянской семьи на длительный период. И не только главе семьи прежде и ныне. Но и руководителям государства, и руководителям органа надгосударственного, планетного масштаба. И нужна всё более.
Проблемный вопрос же о том, кем и в каких целях используются такие макро системы - очень давен.
И не очень зависит от текущего момента развития техники.
Интересно к слову "техника":
в 1990-х использовали кое где способ определения количества зрителей той или иной телепрограммы так:
Вы знаете, что эл лапочка, которая почему-то то ярче горит, то совсем погасает, потребляет в эти моменты разные количества эл.энергии. Которые можно фиксировать и в виде графика.
На этом же принципе подсчёта потребления эл.энергии (ещё у нас не было интернета) можно записывать на узлах распределения эл энергии такие дополнительные "кривые", как бы вторичные. И среди многих всплесков общей записи аналитически выделять кривые от конкретной программы. Поскольку рисунок потребления энергии телевизором зависит от изменяющейся яркости экрана. А она у конкретной теле-программы известна.
Т.е. такой анализ давал возможность численно знать, сколько процентов населения смотрело телевизор вообще. И сколько среди всех включивших телевизор включило именно этот канал именно в это время.
Часть 2. Философия.
Философия как слово: - глупое у нас, мягко говоря. Основная причина - не имеет родственных слов в обычном языке. Мы не называем кого-то ни похвалой, ни констатацией о работе "софом, софичной". Можем называть так лишь иронично. Заметьте: и те, о ком пишут, что они философы, никто себя так не называл. Ни Ленин, ни другие. А предметы "философия" в учебных зведениях есть. Есть и официальные философы. Много ли вы подметили пользы от них ? Знаете ли какая сумма из казны уходит на содержание этой отрасли ? А если не знаете, можете ли называть себя членом этого общества, или правильней вас называть несколько по-иному ?
Т.е. слово это - и по названию чуждое, и по его делам-результатам. Но оно не чуждое тем, и в тех странах, где (если таковые ещё есть) употребляется с опорой на однокоренные слова и бытовые.
У нас же обрело смысл характера занятия людей, которые обладают комплексом неполноценности. Которые не могут быть уважаемыми сами собой, но почему-то хотят, чтобы их уважали извне. Такой психологический стереотип очень широко распространён и без философии.
Когда некий сын уважаемого отца претендует невольно на уважение и к себе, чувствуя в себе "свой род", но не обладает качествами своего отца.
Среди священства таких особенно много по причине именно уважительного отношения прихожан к только статусу должности и звания. Уважение даёт энергию. Энергия привлекает нуждающихся.
Особенно много среди священства "неадекватных" по той причине, что ныне у священства нет процесса отбраковки негодных священиков по критерию дела организации. Почти любой допущеный в священство, если совсем уж явно не нарушает этику, оттуда не будет исторгнут, сколь бы ни был он плох как пастырь.
Много неадекватности (несоответствия) и по причине некого церковного бардака в названиях чинов. Ранее был и чин должности "строитель". Такой чин ясен прочтению в том отношении, что к этой должности не нужно предъявлять претензии о духовности. Или вот к примеру наличие в церкви Греции чинов выделенных специально, чего у нас нет - духовников. Ведь выделение как бы говорит о прочих священиках, что они не духовники, не соответствуют чину духовника. Это же не обижает греческих в хорошем смысле священиков требоисполнителей. А у нас почему то обижает. У нас же что ни священик - тот уже батюшка-духовник.
Или ещё: есть требоисполнители, есть над ними начальство (архииереи) как организаторы требоисполнителей. Но у нас все таковые "архи" считаются и архипастырями. То ли не понимают отличие слов в русском языке пастырь как организатор, духовник и требоисполнитель, то ли и не желают вникать для открытой публичности и пастве. Мутят сознание этим и пастве. Работают и против русского языка. А это уже влияние на очень долгие десятилетия, если и не более. Назвали к примеру недавно бывших епископов митрополитами. Но при умолчании, что митрополия обязательно имеет колонии как подчинённые территории, и, что важнее - не имеет над собою никого выше.
Ну и ?
Как теперь понять: обязан ли митрополит подчиняться патриарху ? Это ведь синонимы смысловые. Или должен только при боголюбивом вдруг братском желании, а в другом спорном случае - не обязан.
Да...
Коммерческие властвующие люди знают своё дело хорошо... иначе - будут отбракованы.
Аналогично и в отношении философии : в этом "научном" сообществе нет критерия "оценка по делам". Поскольку нет и постановки задач, которые нужно решить, а они ещё не решены.
Ведь наука отличается от описаний (художественных, летописных, и иных) наличием подтверждающихся прогнозов.
Нет подтверждения предположений обоснованых (прогнозов) - нет и науки.
Но. Это не значит, что нет тайной от публичности науки. Коммерческие знания конкретного предприятия на данный момент - должны быть и должны быть тайными для своей успешности. И уметь манипулировать своими покупателями, т.е. относиться к ним не как к равным, а как к "ресурсу". Т.е. как к не людям. Из этой позиции вытекает необходимость современных коммерсантов как сословия уничтожать любовь к чёткости знания в обществе. Коммерсанты вынуждены иметь науку об уничтожении науки публичной.
Т.е. они имеют философию. И то же к мудрости. Но локальной по отношению к обществу. Кастовой.
Убийственной для вне касты.
Которая уже давно веками оформлена и в религиозном уровне её жизни. Доминирует.
доминирует ещё и по натуральной психологической причине: некое племя ценило своего военного предводителя, который может успешно убивать незванных пришедших агрессоров. Это уважение только к чину предводителя сохранятся в нас и поныне. Но даёт и негатив по той причине, что уважение ныне не связано с проверкой выполнения функции, с требованием отчёта о полученных предводителем или "философом"-чиновником денег от общества. Их бесконтрольность и устойчивость в бесконтрольности нескольких веков оформилась в самостоятельную уже мощную силу планетарного характера.
Если требуемая функция древнего князя-воина была : уметь убивать врага, то сейчас, когда глобализм планетного взаимодействия сблизил все страны, философская каста планеты стала скрытным убийцей "не философов" пасомых, "плебеев для них".
Стала закономерно, - обратите внимание.
Стала уничтожать (примеров восклицаний об этом в интернете много) книги и естествознания практического, проверенного прежде опытом, но возможно, - архивирует себе практическое. Стала насыщать интернет лукаво-пустыми текстами. Т.е. агрессивность кастовая сейчас резче и сильнее проявляется. То, что было ранее видно туманно, видится уже ясней.
У богослова Сомина Н.В. тоже есть недостатки в многословности. В этом его может извинить факт о том, что он вошёл в поле общения, которое как бы требует такой стиль. Тамошние жители не воспринимают простых ясных слов. Привыкли к "диалекту".
НО несоменные заслуги Сомина видятся две :
1. -показ того, что Иоанн Златоуст - ещё удерживал линию к "Делам" боголюбия.
2. Показ на примере хозяйственной структуры созданного помещиком Неплюевым Н.Н. Крестовоздвиженского братства как реальной общности длительного времени соответствующей всем желаемым критериям и экономики и заповедей евангельских. Но, и это важно - исключающей паразитизм части священства и "философов". Духовник Александр Секундов братства - некое пока непознанное церковью явление, или не желаемое к пониманию по указанным выше причинам.
Часть 3. Религия.
Слово религия как понятие имеет сутью объединение. Объединение как восстановление связей, о чём говорит приставка Ре. В зависимости от того, что имеется в виду под связями - и даются разные определения этому понятию.
Есть точка зрения, которую обычно относят именно к религиозной, в которой есть постулат :
в нашем мире всё жывое.
Но не всегда могут сказать чётко - чем жывое отличается от нежывого.
Некто сказал, что только тогда начинаешь мыслить, когда начинаешь мыслить противоречиями. Противоположностями. Противоречивыми парами.
Так в чём же тогда противоречивость понятия жывое (и жызнь), отражающееся далее и в понятие религия ? - В том, что жывое имеет свою волю. И это очень принцыпиально. Любой жывой, даже и наималейшая частица - равна тебе в наличии воли. Такая частица может принимать решения супротив твоего намерения исследования её или действия над ней. Жывая. Отдельная от тебя и от мира. Имеет инстинкт самосохранения.
Чтобы оперировать с ней, нужно или её согласие, или изменение твоей психики в сторону ухода от признания частицы (или иного чего-то) жывой. Ты говоришь себе: она нежыва, я имею право работать с этим материалом. Ты отделяешься этим уходом от религиозного правила "всё жывое".
Отделение. Как создание "полюсов" там, где прежде их не было. Бывает и нравственное, и безнравственное. И сам процесс и отделения и разделения есть процесс насущно необходимый. "Нераздельно и неслиянно" - сказано о лицах Троицы. И неслиянно ! Т.е. в понятие религия обязательно должно включаться знание о процессах отделения в нашей жызни. А этого включения практически нет. Это огромный минус нынешнему общественному пониманию религии как верхнего уровня наук.
И вновь к Н.В.Сомину:
Уже упоминаемая его заслуга в показе ухудшения идеологии христианства к пятому веку, ухудшения как принятия в идеологию возможности относиться к иным как к нечеловекам. Или, по крайней мере, как к чуждым людям, или людям второго сорта. Книги Сомина о богословской этике того времени - об этом. Сомин как бы укоряет современных богословов в их предательстве вполне ясного начала.
Но.
Укорять можно того, кто остаётся в прежней системе логики. А не уходит в иную. По нашему мнению, полезней было бы не укорять, а выявить причину ухода многих церковных богословов на позицыи скрытого или даже и не скрытого антихристианства. Ведь явление это не единичного характера, а достаточно массовое.
А для этого нужно хорошо владеть знаниями о разделении и отделении в соцыальном организме. Чего всем нам не хватает.
Не хватает понимания того, что религия как знание включает, должна включать, и процесс антиЛигии. Вот как женщина не должна быть мужчиной. И как одна семья должна иметь двери с замками для не допускания к себе чужых. И как высказано "не корми младенца супом" - т.е. младенец другой, не такой как тот взрослый, кого нужно кормить супом, их нужно различать и отделять в этом.
Дополнение О Троице от 22окт2021 :
Любая система понимания (учения) о связи с иным миром должна включать в себя элемент иного мира - и это есть противоречие. В геометрии определение круга не включает в себя окружность. И такое определение есть пример сути должного учения о Троице как учения пограничного меж мирами.
О лицах Троицы взгляд должен отражать и все дальнейшые процессы. :
Отец, обратив внимание внутрь тогда, когда ещё не было нашего мира, и нечто увидев, отразил увиденное. Раз отразил (запечатлел), то и "зафиксировал". Чтобы эта фиксацыя не пропадала (нашыми словами - не пропадала) нужно нечто сохраняющее её. Нужна граница меж Отцом и увиденным (Сыном). Таковой границей называют Духа. Который при Отце - не отличается от Отца (не мешает, как умеет это хамелеон), а при Сыне - как Сын, т.е. не вредит ни тому ни другому, но устанавливает связь меж ними - уже двоими, и их же разделяет.
Краткий вывод к выше абзацу : не возможно появиться Второму. Нужно появление сразу Троицы из Отца. Да и Отец после творения Троицы - уже не тот. Тот первый - как бы "ДО". Но ! Чтобы увидеть себя "внутрь", и этим родить - нужно быть Творцом. И заметьте : то, что Отец увидел себя внутри (проявил рефлексию) (увидел Сына)- уже было - в том смысле, что увидеть можно то, что уже есть. Поэтому слова Иисуса "я был прежде Отца" - верны в этой логике.
Т.е. Творец - и одновременно и Сын.
А это уже слияние понятий нашего лексикона. Об этом и речь в начале дополнения была : граница круга не включает в себя окружность ... чтобы не вредить нашей системе логики. Но сами начальные постулаты системы аксиом (лица Троицы) имеют очень много проявлений и в физике, и в речи. Например : всё пространство - есть тело Духа. Больше пространству неоткуда взяться. И в языке видим : слово "пространство" говорит менее ясно (стороны - ведь границы одного тела) о том, о чём слово "в-ре-мя" говорит яснее : "повторение меня". Т.е.: "Я" - мера времени. В этом отношении и говорили мыслители: "пространство и время - это одно и тоже". Но это их высказывание неверное, если не уточнять, что же имеется в виду под "одно и тоже".
.