Формула таланта, или О любви к родительским собран

Татьяна Латышева
Формула таланта, или
О любви к родительским собраниям...
  Вы любите ходить на родительские собрания? Я не имею в виду родителей отличников и вообще образцово-показательных детей: для них подобные мероприятия просто «звездные часы». Все прочие родители, насколько я знаю, не очень-то почитают подобное времяпрепровождение. Выслушивать обо всех проступках, оценках и особенностях характера своего ребенка в присутствии посторонних занятие не самое приятное. И выводы из подобных педагогических откровений обычно напрашиваются самые примитивные: «Ира – хорошая девочка, с ней легко работать», «Саша – плохой мальчик, с ним работать трудно».
Но с некоторых пор я очень люблю родительские собрания. И вовсе не потому, что к концу школьной жизни мое чадо вдруг сделалось предметом родительской гордости, перешло в разряд образцово-показательных. Отнюдь. Вы не поверите, но я получаю от них эстетическое удовольствие. Такое, как в музее перед хорошей картиной, как в театре или кино, на великолепном спектакле, отличном фильме, как в лесу, любуясь удивительно гармоничным пейзажем… Не восхищаться тем, что талантливо, тем, что делается с явным мастерством и предельной искренностью, нельзя.
Те, кто знает этого учителя, не удивятся моим эмоциональным сравнениям. Ведь я хожу на собрания к Галине Андреевне Ходусовой.
 
В классе празднично и уютно, на столе цветы. Сама она нарядная, с прической. По рядам ходит журнал с аккуратными закладками для каждого предмета, чтоб не листать, не искать. Есть и экран успеваемости, посещаемости – подходи, смотри, делай выводы.
Это первое собрание нового учебного года в нашем 11 «А». «Ну вот мы с вами и у финиша. Поздравляю Вас. Но каким он будет, от вас зависит не меньше, чем от них». И она очень подробно и четко рассказывает обо всем, что может быть интересно родителям. Например, о конкурсе и особенностях приема этого года в вузы. Информация исчерпывающая и достоверная – «из первых рук». Галина Андреевна принимает экзамены по истории в педагогическом, но знает положение дел во всех вузах города.
«У нас впереди целый год, и мы многое можем успеть». Это «мы» звучит абсолютно естественно, мамы и папы знают, что судьба каждого ребенка заботит ее так же, как и их.
«Надя собирается на юридический, Света – на иняз. Может, еще подумаем вместе? Начфак ей подойдет больше – малыши в ней души не чают, а английский для иняза нужно знать блестяще».
Ходусова еще с прошлого года знает, кто куда собирается поступать, но за лето у многих произошла переоценка ценностей: «И это естественно. Сейчас как раз самое время разобраться в этом. Но вы не должны оставлять их с этой проблемой наедине. Идите вместе в институт, который ваш ребенок выбрал, зайдите на кафедры, поговорите с деканом. Вы должны знать о его будущей профессии все. Кстати, если кто-то из ребят решит вдруг идти работать – будьте разумными. Возможно, это к лучшему. Лишь бы в ВУЗ – это никому не нужно. Кстати, и вам насколько легче станет материально – вы уже это заслужили. Стоит ли тянуться из последних сил, ведь учиться можно и заочно».
Она не упускает ничего. И школьные обеды: «Это дорого, но именно в школе ребенок не должен быть голодным – у него такая нагрузка. В школе есть хочется есть гораздо сильнее, чем дома. Положите бутерброд, пару яблок в сумку, даже если он возражает, потихоньку».
Наряды к выпускному вечеру: «Покупайте заранее, если вдруг что увидите подходящее. Потом будет и дороже, и хуже. А за год они сильно не вырастут – не тот возраст».
Советуется с родителями о поездке в Петербург на осенних каникулах: «Может, осилим? Ведь последний год, им так хочется куда-нибудь вместе».
По ходу дела решается вопрос с магнитофоном к очередному «арбузнику».
«Телефон мой прежний, – пишет она на доске шестизначный номер. – В любое время суток, если что нужно, если что случилось или просто посоветоваться».
Она улыбается, и в теплоте, и дружелюбии, которые от нее исходят, плавятся наши родительские сердца. Даже уходить не хочется.
«Да, могу включить “Мариванну”, если кто не успеет до дома дойти». Телевизор включается, но оставшиеся родители смотрят «бестселлер года» вполглаза. Разговор идет о симпатиях и влюбленностях «нового сезона». «Классная» всегда в них посвящена, да и сама она слишком хорошо знает своих ребят.
«Ну что ты сама молодой не была, – речь идет о чьем-то позднем приходе домой. – Ты ее из окна видишь, ты знаешь, с кем она, ты ей доверяешь – чего же волноваться?»
Многие родители, те, кто приблизительно одного с нею возраста, с Галиной Андреевной на «ты» – в силу давнего знакомства, соседства и просто взаимной симпатии. Нет в ней чопорности, в этом она не видит покушений на свой педагогический авторитет. И эти ее естественность и доступность очень помогают союзу «семьи и школы».
«Галина – человек», говорят о ней мальчишки, даже те, кто не признает никаких авторитетов среди взрослых. И это вовсе не умаляет достоинств других учителей – в 29-й школе коллектив подобрался талантливый. Просто дети, а подростки особенно, удивительно чутко реагируют на камертон любви и искренности в отношении к ним.
Трудно любить трудных. А Ходусова любит, не делая над собой никаких усилий, без малейшей фальши. Так любят своих, рожденных, выстраданных детей. Понимаешь, что не мед, не подарок, но оправдываешь, находишь объяснения этой «неподарочности». Кто видит корень зла в безотцовщине, кто в потакании бабушек-дедушек, кто в собственной нелегкой жизни… А она – такая благополучная в собственной семье и детях…
Так, как она, может жалеть и оправдывать детей только мать. Причем это все не выливается в баловство, ей «не садятся на голову», ее безграничное доверие к ним никогда не подводится.
Иметь такой авторитет, ни капли о нем не заботясь! Пожалуй, в этом и есть ответ. Люди, чересчур озабоченные упрочением собственного авторитета, редко им пользуются. Галина – очень естественный, простой и вместе с тем с большим достоинством и исключительным тактом человек, поэтому, наверное, она и может позволить себе эту роскошь.
На ребят Ходусова никогда не нажимает, ничего им не навязывает и не внушает. Она действует только через положительные эмоции, верит в лучшее в человеке. И принимает его таким, какой он есть, уважая и всячески поощряя право на индивидуальность.
«Не придирайся», – говорит она маме, которая жалуется ей на своего сына, – он замечательный ребенок, просто очень самолюбивый. Ты постоянно должна внушать ему: «Ты у меня умница, у тебя обязательно все получится». Согласитесь, что родители, защищающие свое чадо перед учителем, гораздо чаще встречаются, чем учителя, которые защищают ребенка от любящих мам и пап.
А так заботиться об уважении к родителям, о святости слова «мама»… Вряд ли кто из педагогов уделяет этому столько времени в беседах с учениками.
Не приходилось видеть ее строгой, тем более кричащей на ребенка. Огорченной, даже обиженной на него, – да. Но чаще всего веселой, улыбчивой и удивительно доброй, заботливой. Выражение огромной заинтересованности, дружелюбия постоянно светится в ее глазах, когда она разговаривает с ребятами. И еще она очень часто шутит. Возможности юмора в отношениях между людьми переоценить трудно, а в отношениях между учителем и учениками, пожалуй, еще трудней.
Решив проверить свой «взгляд со стороны» взглядом «изнутри», спрашиваю сына: «Галина Андреевна бывает с вами строгой»?
– Напиши, что бывает, а то скажут: что за учитель, если не строгий.
Что происходит, Боже мой! Расхожие наши клише успело усвоить даже это, новое, незакомплексованное ни в чем поколение, «которое выбирает»! «Учитель должен быть строг, но справедлив» – кто сказал это? А если ему просто не нужно быть строгим, если дети прекрасно понимают его и без того, ценят за душевную щедрость, искренность, прекрасные знания?
Впрочем, она достаточно требовательна, если дело касается предмета. Но как дифференцированно умеет это делать! Планка для каждого своя, в зависимости от способностей. И от неуклюжего, но уже достаточно логичного ответа новенькой, пришедшей в класс из сельской школы, в ее глазах светится радость ничуть не меньшая, чем от блестящего ответа способного и эрудированного ученика. Не ценить этого дети не могут.
Кстати, о клише и нешаблонном мышлении… Для своих уроков истории она считает это главным. Обожает, когда с ней спорят. Специальные уроки посвящены этому – дискуссии. Класс делится на группы, которые аргументировано, ссылаясь на научные труды и журнальные публикации, художественную литературу или руководствуясь только собственными выводами, доказывают, например, необходимость или, наоборот, утопичность революции. Плоха ли была сама идея социализма или порочны были методы и формы его построения? Брестский мир, Первая мировая война – каждое историческое событие во всей многогранности и противоречиях. Пресс-конференции по темам урока, а то урок-портрет крупной исторической личности – Столыпина, Сталина…
Учить мыслить и самостоятельно работать с литературой, уметь отстаивать свою точку зрения – все это пригодится не только для уроков истории.
Пожалуй, при таком бесспорном таланте воспитателя, ей бы простилось, будь она менее блестящим предметником. Но… По тому, как абитуриент аргументировано, четко и логично строит свой ответ, какие яркие, порой неожиданные выводы делает, как владеет терминологией, умеет говорить и доказывать, преподаватели в вузах безошибочно определяют ученика Ходусовой.
Никогда мой сын с таким увлечением не оформлял свои тетради: что-то все рисует, чертит, использует шариковые ручки всех цветов. В большого объема общей тетрадке по истории – чего только нет – диаграммы, схемы, графики… В современной методике преподавания истории это называется «система опорных сигналов». Все эти схемы-графики усиливают и концентрируют внимание, прочно входят в память. И цвет шариковой ручки здесь тоже играет роль.
Все новейшее в методике Ходусова тут же берет на вооружение, но у нее самой огромное количество авторских разработок. И она ими щедро делится со всеми. Институт повышения квалификации работников образования давно предлагает ей издание всего этого богатства, но… Для этого надо знать Ходусову.
Она долго была руководителем методобъединения учителей-историков, к ней на уроки приходят и приходят делегации, приезжают учителя со всей области. И блестящие эти открытые уроки не репетируются заранее.
«Трудно сейчас преподавать историю», – сетуют иные «учителя». – «Безумно интересно», – говорит Ходусова.
Сколько она читает и сколько готовится к урокам, можно себе вообразить, и это может подтвердить ее муж, давно обеспокоенным Галиными огромными перегрузками, которые уже стали сказываться на ее здоровье. Но он слишком хорошо и давно ее знает: вместе учились в институте, вместе работали в сельской школе, пока его не перевели преподавать в КГПИ. Сколько лет вместе. Выросли сын и дочь. Единственное, что он может тут сделать, – делить с ней наравне все домашние заботы. Впрочем, как утверждают друзья дома, никакого деления нет, из пустяков никогда не делаются проблемы.
Хорошие дети, муж-единомышленник. Уважают, ценят коллеги. У нее уйма всевозможных званий, среди которых «Отличник народного образования», «Лучший учитель года» и недавно присвоенное «Заслуженный учитель России». (Не приходилось знать человека, кому бы все эти регалии так соответствовали.) Ее любят ученики, а девчонки «просто обожают».
Быть любимой и любящей… Что еще нужно женщине? Да, это не дается само собой, это постоянный труд, работа души. И все-таки это и проще, и загадочней – быть счастливой. Немногие, увы, на это способны в наше время. Для этого нужен особый талант. И он есть у Галины Андреевны Ходусовой. Очень заразителен этот редкий талант. Наверное, поэтому так тянутся к ней люди.
А секрет ее педагогического таланта прост и мудр. Чтобы быть настоящим педагогом, достаточно быть хорошим человеком и по-настоящему любить детей. Все остальное – от этого лишь производное. Я поняла эту простую формулу, общаясь с Ходусовой.
У каждого человека должен быть в жизни педагог, обращаясь к которому и через много лет, не боясь «высокого слога», он мог сказать: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!». Какое счастье, что год назад я перевела своего сына в школу, где есть такой Учитель!
 
       (газета «Курская правда», 199... год)

Галина Андреевна – потомственный педагог. Семья Шуклиных (девичья фамилия Галины Андреевны) – известна на своей малой родине, в Фатежском районе. Мама, Мария Викторовна Глушкова-Шуклина, тоже много лет преподавала историю.
Знаменитая партизанка, разведчица в юности, имеет много боевых(в том числе, орден Красной звезды) и трудовых наград. Подпольная организация находилась в доме у бабушки Г.А. – Елизаветы Николаевны Глушковой, связными партизанского
 отряда были все: сама Елизавета Николаевна и ее дети:  Мария, Николай и Роман.
 Галина – младшая дочь в  родительской семье. У нее три брата. Иван Андреевич выпускник Академии ВВС СССР им. Жуковского, полковник ВВС, кандидат технических наук, был заместителем мэра Луганска,сейчас преподаёт в ЮЗГУ. В младшем поколении тоже практически все имеют ученые степени. Дочь Ходусовой Нина – кандидат пед. наук, сын Алексей – юр. наук , зав кафедрой в Международном юридическом институте при Министерстве Юстиции,скоро станет доктором наук, сын Ивана Андреевича Сергей – тоже кандидат пед. наук. А муж Галины Андреевны Александр Николаевич Ходусов – доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета (что всегда восхищало меня в Ходусовой – удивительная скромность и адекватность. Ну, никогда она, искренняя, простая, веселая, не походила на профессорскую жену. А во времена, о которых идет речь в моей статье, Ходусов уже был проректором тогдашнего КГПУ).

Нашла в инете воспоминания Марии Владимировны – замечательный документ эпохи (немало я подобных устных рассказов послевоенных студенток  выслушала, иные запечатлела) с бесценными деталями времени. Понятно теперь, откуда в нашей «матери родной» (так я всегда зову Галину Андреевну) столько прекрасных качеств, откуда истоки.
Не удержусь – процитирую отрывок из тех мемуаров, касающийся альма матер многих курян: «В октябре 1943 г я поступила учиться в Курский пединститут (М.В. сначала окончила Учительский институт, а высшее образование получала позже, уже имея троих детей, - авт.).. Участников войны принимали без экзаменов. Первое время не было столов, скамеек, не было книг, не работала библиотека. Лекции записывали стоя, на спинах друг друга. Занимались в верхней одежде, так как в аудиториях было очень холодно. От Московских ворот до института ходили пешком, транспорт в
городе не работал. Не было электричества. Пальто было пропитано дымом от коптилок – мы не раздевались на лекциях.
Спустя два месяца после начала занятий в институт поступили длинные неотшлифованные доски. Мы их носили на себе от вокзала и сами оборудовали аудитории, от стены достены прибивали доски, делая из них столы и скамейки. А ещё через три месяца стали поступать книги, и их мы тоже доставляли пешком от вокзала до институтской библиотеки. Не было бумаги – покупали на рынке книги и писали на них конспекты лекций.
Трудно было с питанием. Хлебный паёк составлял 400 грамм. Для участников войны было выделено общежитие. Оно находилось на ул. К. Маркса у Московских ворот, красное кирпичное здание, где после разместили школу для слепых. В общежитии тоже был адский холод. Не было света, занимались при коптилках. Плиту топили сами, дрова пилили по ночам в саду. Было настолько холодно, что в комнате льдом  покрывалась вода. Спали под матрацами и пальто. В столовой – жиденький суп. Вечное ощущение голода, жизнь впроголодь. Всё это было вынести нелегко. Многие не выдерживали и бросали учёбу. Но мне после землянок стыдно было бросать институт.»

 Об этой педагогической династии, да и о самой Галине Андреевне, книгу бы написать!..
               
 Спасибо тебе, Мать родная, Галина Андреевна Ходусова, урожденная Шуклина! Педагог милостью Божьей!               
 ("Курян моих прекрасные черты", книга вторая).