Японский кинематограф

Нада Калина
Знакомство с японским кинематографом начала с фильма  «Признания» (2010), режиссер  Тэцуя Накасима. Нашла его в компьютере. Посмотрев едва ли одну четвертую часть всего произведения, выключила, чтобы собраться с мыслями. Сказать, что это глубокая драма, это ничего не сказать. Просто жуть жуткая! Современная школа, подростки - полные отморозки. И учительница им под стать. Дальше смотреть не буду – не выдержу.  Все-таки мне нужны положительные эмоции. А в человеческих извращениях копаться, даже с философским акцентом, совсем не хочется.

Следующий фильм постигла та же участь. «Ушедшие» (2008), режиссер Йодзиро Такита. С отвращением посмотрела начальную сцену омовения покойницы, который в определенный момент оказался покойником, несмотря на женское лицо и надетое платье. Потом стало ясно, что главный герой, неудавшийся музыкант, от безденежья вынужден смириться с работой агента по укладке в гроб. Нет, друзья, я так не хочу! Это не дело. Японцы на все смотрят философским взглядом, но выбирают такие странные объекты для этого. Я не против философии, но ведь это откровенные гадости! А где радость жизни? Где светлая вера в людей, в любовь?

Решила больше не экспериментировать, а посмотреть классику - «Расёмон» (1950), режиссер Акира Курасава. Первый фильм, который я досмотрела до конца. Курасава – хорош и мне понятен. Несмотря на то, что фильм снят за сколько-то лет до моего рождения, он смотрелся как обычный исторический и костюмный фильм. Мне он показался во многих аспектах удачным и проникновенным, то есть действительно классическим. Он получил «Оскара» как лучший иностранный фильм. Идея рассказа одной истории от разных лиц, возможно, не нова, но чрезвычайно интересна. Каждый рассказчик не просто по-своему видит произошедшее, но и придает ему свои оттенки и свой смысл. И здесь может показаться, что вылезает пресловутое японское желание – не потерять лица. Это тоже. Но… придавать свои акценты любым действиям и событиям, высветляя и преподнимая себя, порой за счет уничижения окружающих – это общечеловеческое качество, хотя и препротивное. Пытаться выгородить себя, показать себя в выгодном свете, чтобы никто не догадался, что ты труслив, похотлив, кровожаден… Было что проанализировать – 4 разных версии одного убийства. И в результате, правдивым рассказчиком с объективным видением оказывается сторонний наблюдатель. Скорее всего. Три героя в этом видении падают на уровень ниже, чем хотели казаться. Ставлю фильму плюс.

На 10-й день у меня заболел желудок. Ранним утром я проснулась от неприятного ощущения в солнечном сплетении. Желудок был у меня еще раньше подпорчен лекарствами от остеохондроза. Теперь он дал о себе знать. Что ж, пересмотрю нынешнее питание. Исключу острое и соленое, хоть и есть особое желание съесть именно что-то кисленькое, чтобы не мутило. Возможно. На время откажусь от свекольного сока, который я пила каждый день. И еще попринимаю «Омез».

Нашла в интернете список лучших современных японских фильмов – что ни фильм, то драма или триллер. Выбрала самый спокойный – «Пешком-пешком» (2008), режиссер Хирокадзу Корээда. Слава богу, никаких кровожадностей, никаких извращений. Фильм о семейных проблемах. Я бы сказала, что и проблем особых в фильме не было – сплошная бытовуха: долго готовили еду, потом ели, потом беседовали, сходили на кладбище, приняли какого-то не совсем желанного гостя, потом по очереди мылись (почти каждого показали в ванне), утром дети с внуком уехали в свой город. Даже поразмышлять не о чем. Зато я узнала о быте японской семьи. Японцы по-прежнему едят палочками (хаси). Напитки наливают друг другу, себе наливать не принято. Стульев в доме практически нет, сидят они, как и раньше, на полу. Большая семья собирается за низким столом, все вокруг в неудобных позах – на пятках с прямой спиной. Я бы так долго не просидела. Старшее поколение не одобряет приверженности молодых к суши и роллам, считают их фастфудом, но в угоду детям заказывают на вечерний перекус эту еду в кафе. Так что суши – не традиционная японская еда. Присмотревшись к героям, увидела, что не такие уж они узкоглазые. У них довольно крупные глаза, только верхнее веко неправильное – слишком натянутое, без европейской складочки. Фильм был жутко затянут, но я его досмотрела до конца, боясь упустить что-то важное. Ничего важного не дождалась. Основную идею о преемственности поколений, разности взглядов отцов и детей и семейственности можно было показать и короче и ярче, на мой взгляд.

Фильм «Куклы» (2002), режиссер Такеши Китано. Проникновенный фильм! Очень мало слов, в основном картинки – яркие, контрастные, поэтические, немного театральные, как и намек на кукол. Из неприятного: демонстрация извечного японского трагизма, готовности и способности японца к самопожертвованию и самоотречению, на которых зиждется любовь – от этого немного горько, ведь любовь гораздо более объемное и богатое чувство. Но таков японский взгляд на настоящую любовь. Она всегда имеет фатальный конец. Весь рассказ весьма условный, как бы описанный языком притчи, по форме символичен (прежде всего, куклы-марионетки, осенние листья, с которыми играет ветер, красная веревка, которой связаны герои первой новеллы). Жестокие моменты, слава богу, не показаны, опять просто намеки. В общем, просматривается безоценочный, объективный подход автора, он только рассказывает притчу, состоящую из трех историй и не высказывает почти никакого своего мнения, лишь острота контрастов на экране и великолепное музыкальное сопровождение, будоражащие душу зрителя, несомненно исходят от режиссера фильма. Для меня фильм стал откровением. Это необычайное произведение киноискусства. А Такеши Китано считается знаменитостью в Японии.

На 16-й день у меня разболелась голова. Потом я почувствовала, что болит кожа головы. Волосам, видно, стало неудобно. Помыла голову – волосы отлетали с головы пучками. Вот и началось!

Еще несколько дней я наблюдала за волосами – они отчаянно покидали мою голову. Было ощущение, что каждый волосок сильно напрягся до боли у корня. Что ж надо решать этот вопрос радикально, иначе от меня как от линяющей собаки по всей квартире будут тащится волосы. В воскресенье мой муж остриг меня под новобранца. Я теперь солдат Джейн! Хорошо, что я заранее купила парик. Теперь я другой масти – русоволосая. Муж сказал, что карие глаза на фоне светлых волос сильно торчат, лучше их не подкрашивать. Вот еще! Пусть торчат.

Еще два современных фильма – «Дневник Умимати», режиссер Хирокадзу Корээда (2015) и «Линда, Линда, Линда» комедия, режиссер Нобухиро Ямасита (2005) ничем меня не порадовали. Длинные, сильно затянутые, почти ни о чем – событий нет, а чувства выражены слабовато.  Комедия совсем несмешная, я ни разу не посмеялась. Интересно, есть ли у японцев чувство юмора?