1 курс. Япония. проникнуться японским настроением

Нада Калина
Проникнуться японским настроением

Самурай, харакири, гейша, кимоно, икебана, оригами, театр Кабуки, суши, боевые искусства (сумо, каратэ, нинзя), сакура, бансай, анимэ.

Принято считать, что японцы очень дисциплинированы, пунктуальны и трудолюбивы. Они воспитаны и вежливы, при общении улыбаются и… боятся потерять лицо. Последнее обстоятельство должно напрягать, на мой взгляд. Это ж надо всегда держать себя в узде, контролировать мысли, слова и действия. В жизни японцев много обязательных ритуалов и традиций.

***
Первая информация о Японии, которая оказалась мне неизвестной, поразила меня своей жестокостью. Оказывается, в Японии узаконена смертная казнь. Я знала, что смертная казнь еще действует в США и Китае. Япония в этом ряду оказалась сборной формулой (экономически ультраразвитое государство как США плюс по-азиатски узкоглазое и как бы отсталое в культурно-нравственном отношении как Китай). Вот тебе и раз! Этакое узнать прямо накануне начала лечения.

В отделение химиотерапии поступила чуть раньше записи – вызвали, чтобы заполнить окошко. Я не сопротивлялась: раньше сядешь, раньше выйдешь.

Само отделение пропахло всеми возможными элементами химической таблицы Менделеева, в частности металлами и всякими токсическими веществами. Сначала это было не так заметно. А потом стал обостряться нюх, и вся эта дрянь била в нос ежеминутно. Народ лечится довольно разномастный, но с какой-то одинаковой печатью серости на лице и потухшими глазами. Невесело… Когда я появилась на пороге густо населенной, я бы даже сказала, перенаселенной палаты, шел оживленный разговор. Все лежали под капельницами. Я дождалась, когда пациентка дневного стационара покинет занятую кровать, и заселилась.

Конечно, со всеми познакомилась, но участвовать в разговорах совсем не хотелось, а они были исключительно об актуальном заболевании, об анамнезах, о долгих мытарствах по врачам и т.д. и т. п. Вошла доктрисса и строго заметила:

- Хватит вам о болячках разговаривать, говорить о помидорах – скоро рассаду высаживать!

Все хохотнули. А я вставила:

- Нет, уж. Я помидоры не выращиваю. Я путешествовать люблю. По мне так лучше про Японию.

- Вот и хорошо! Завтра проведите в палате политинформацию о Японии.

Увы, заинтересованных лиц в политинформации не оказалось. И я в первый же подготовительный день окунулась в мир японской литературы самостоятельно.

Начала с книги Харуки Мураками. Выбирала ее по названию – «Край обетованный». Каково же было мое удивление, когда  оказалось, что книга посвящена религиозной секте «Аум Сенрикё». Вот, думаю, влипла! Как-то невесело поддерживать настроение в отделении химиотерапии произведением о тех, кто предпринял зариновую атаку в токийском метро… Но я бросать чтиво не стала, я упёртая. Наверное, мне это надо.
 
Проникаясь японским настроением, я вспомнила, что в десятом классе делала домашнюю прическу – собирала длинные волосы в пучок на макушке, втыкала в него длинные карандаши. Мама назвала этот парикамехерский эксперимент на японский манер – кикимОко микосОко. Можно было бы повторить это произведение с волосами, чтобы придать себе японский вид, но, увы, волос на пучок у меня явно не хватает. Зато у меня есть яркий оранжевый халат, который может сойти за кимоно, если его подвязать широким однотонным поясом – оби. И ничего страшного, что халат сшит из ткани с узбекским рисунком, я умею отвлекаться. Вся жизнь – театр!

Мураками меня не обманул. Я неожиданно втянулась и читала с увлечением. Автор брал интервью у лиц, ставших послушниками секты  «Аум». Как ни странно, мне приоткрылся мир среднестатистического японца – именно таковые были среди опрошенных, меня удивили духовные стремления и твёрдость характера каждого. Общая причина увлеченности этих людей сомнительной организацией – неудовлетворенность жизнью в обществе. Метания духа, поиски прибежища для души и тела – частенько люди думали и о совершенствовании тела, поправке здоровья, а главное жажда найти понимание и поддержку единомышленников привела в «Аум» тысячи японцев. Все они хотя бы поначалу отмечали полное согласие и удовлетворение правилами псевдобуддистской организации. Многих заворожил образ Асахары – создателя и предводителя секты. Лишь потом рождались сомнения и смутные желания покинуть «Аум». При том почти все были готовы к самопожертвованию. Мне показалось, что до конца не раскрылся никто из интервьюируимых.  Возможно, они специально не раскрывались, а может, это национальная особенность: не показывать своего дна – это создает впечатление глубины.

Два дня обследований прошли, однако, довольно спокойно в чтении и внутренней подготовке к процедуре. На мое несчастье обещанная одна капельница за курс растянулась на три дня – так решила врач. И не зря! Это был щадящий вариант. Как сказал мой муж: «представь, тебе надо выпить бутылку водки за 4 часа, а пришлось пить – 3 дня».  Плохо было на второй день. Тошнило с самого утра и до вечера, съела полтарелки больничного (вегетарианского) борща, но он быстро покинул мой организм. Пить не решалась, но это не помогало.  Уколы тоже не помогали – меня мутило, тошнило и рвало пустотой. И тут появилась добрая волшебница в образе моей соседки Женечки. молодой мамы двух очаровательных детишек, и дала мне чудодейственную таблетку - метоклопрамид. Я выпила ее на ночь и проспала до половины восьмого как дитя. Просто не знала, как благодарить мою спасительницу.
 
Когда тошнота отступила, я снова взялась за японскую книгу. Глубоким мне показался и автор. Он не только задавал вопросы, но и рассуждал, при этом не подсказывая и не навязывая ответы, старался быть объективным, высказывал непредвзятое мнение. В целом, мне кажется, что проклюнувшееся для меня личико японца похоже на известный всем лик самурая. Что-то от самураев несомненно присутствует во всех личностях, которые представил в своем исследовании Мураками. Покорность, полное послушание верхушке организации, жертвенность вплоть до ухода из жизни, я бы даже сказала, склонность к суициду… Тут-то и всплывает один из японских стереотипов - харакири.  Японский городовой! Бедные жители страны Восходящего солнца!

Наконец, процедуры закончены. Перерыв в 3 недели буду отбывать дома. Какое счастье – быть дома! Метоклопрамид можно пить 5 дней подряд. Дальше нужен перерыв. Снова мутит. Ночью ощущаю в центре тела – где-то в районе поджелудочной железы довольно крупную плоскую кнопку в 2D-измерении.   Иногда она набухает, чаще всего днем, и приобретает третье измерение – тогда подташнивает сильнее. Но для моего расстроенного организма, главное, что не рвет. Остальное – мелочи, справлюсь.

География.

Один день посвятила географии Японии, то бишь повспоминала основные моменты.
Япония – островное государство. Оно расположено на 4 больших островах, названия которых знакомы всем любителям географии: Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Они составляют 98% территории страны. Остальные два процента приходятся на мелкие острова.

Все, что связано с цифрами, да простят меня математики, специалисты по статистике и все любители чисел – цифроведы и цифролюбы, я всегда просматриваю без интереса, не впуская в себя, поскольку с цифрами у меня беда. Так и хочется сказать по-пушкински: Всё равняется нулю!

То есть все данные, связанные со словом «сколько» в отношении Японии, у меня остались за бортом. Какая там площадь, протяженность горных хребтов, глубина моря у побережья и все прочая цифровая информация в моем мозгу не осела. Да, в общем, не о чем страдать. Все цифры при необходимости всегда можно найти в Википедии.

Форма правления Японии: конституционная монархия. Глава государства Япония – император, он, правда, реальной властью не обладает. Спрашивается, зачем нужен император, если никакой властью он не обладает? Он, оказывается, является символом власти. Прямо скажу, небольшая радость быть символом.

А все государственные дела решает двухпалатный парламент и кабинет министров.
Крупные города: Йокогама, Осака, Нагоя, Саппоро, Кобе, Киото, Фукуоко, Кавасаки, Китакусю.