Горби... они кричали от восторга

Вячеслав Шляхов
Графика автора.

Сегодня в Германии «отмечают» национальный праздник – День немецкого единства (Tag der Deutschen Einheit). В этот день в 1990 году состоялось официальное объединение двух немецких государств ФРГ и ГДР. Фактический аншлюс (присоединение территорий) на основании Решения Бундестага ФРГ и положений Конституции ФРГ. Народ ГДР (Германская Демократическая республика) – не участвовал в этом процессе. Все решили канцлер ФРГ Х. Коль и «предатель» генеральный секретарь КПСС М. Горбачев (Горби). С этого момента существование суверенного государства, члена ООН…закончилось. СССР предал всех! И в ответ мы получили то, что имеем. Нас теперь атакуют со всех сторон. Мы лишились сильных союзников. Вы думаете, что в Германии живут люди, не понимающие это? Да все они понимают, они не верят в ужастики, они не верят, что Россия враг. Но если США прикажут - руководители страны обяжут всех взять в руки оружие и опять штурмовать Россию. И я, прожив столько лет в этой стране, это знаю. Пока в России занимаются словоблудием, немцы просто живут, и не "заморачиваются» будущим. Им бы это время спокойно пережить. Но будет команда «фас» и знаете, что они сделают? Они будут снова маршировать по дорогам России. Да у них снова будут антифашисты, и будут снова концлагеря. Потому что этим будет управлять США и НАТО. Дайте время…
Россия ведет абсолютно слабые переговоры, унижая себя. А почему? Потому что не могут в полной мере показать свою силу. Мы хорошие поэты, спортсмены, журналисты и художники…но в политике «ноль», и не более того. Не надо людям, не связанным с аналитикой лезть в политику! Это уже принесло свои негативные плоды.
Мне, как свидетелю происходящего, хочется рассказать о том, что происходило в Германии в это время. Что предшествовало наступлению таких последствий.
Итак, опираемся на мои воспоминания и материалы СМИ из различных источников.
В ГДР идет массовая подготовка к празднованию 40-летия создания государства.
Готовятся флаги, транспаранты, рекламные плакаты и бильдборды. Ничего не предвещает наступления чрезвычайных событий. Ожидается приезд М. Горбачева. Он приезжает, посещает один из современных районов Берлина - Марцан. И уезжает на встречу с Бундесканцлером ФРГ Х. Колем. Перед этим уже была их встреча на Байкале. Итогом становится договоренность о возможности в дальнейшем выезда граждан ГДР в ФРГ. Но некоторые люди понимают это по-другому. И по туристическим визам уезжают в Венгрию, с целью выезда в Австрию. И мои знакомые тоже проделали этот путь.
И неожиданно для всех…19 августа 1989 года Венгерская социалистическая республика
демонтирует пограничные заграждения, пропуская выехавших граждан ГДР в Австрию. Их было всего около 700 человек. Без документов и виз они выехали в ФРГ.
Далее…31 августа 1989 года венгерской стороной было заявлено, что Венгрия не собирается далее препятствовать гражданам ГДР, оказавшимся на её территории, в их попытках перебраться на Запад (данные западных СМИ …к 25 сентября число немцев, воспользовавшихся «венгерским коридором», перевалило за 20 тысяч). Вот это уже была ложь! Специально создавалась картинка, что граждане ГДР массово покидают территорию ГДР. Создавался ажиотаж.
Долгожданное возвращение М. Горбачева из ФРГ. Счастливый и обласканный, он участвовует в переговорах с Э. Хоннекером. Вопрос обсуждался и о помощи ГДР с ситуацией по выезду граждан ГДР.
М. Горбачев обещал всевозможную помощь.
Я работал над инсталляциями праздничных трибун для празднования 40 -летия ГДР. 7 октября 1989 года «предатель» М. Горбачев уже стоял рядом с Э. Хоннекером на этой трибуне. Уже зная, что предал дружественную страну. Да, было факельное шествие молодежи. Но никто на факельном шествии не нес плакаты «Горбачёв, помоги нам!». Это ложь. Они появились позже в Берлине и Лейпциге.
Но в ночь с 7 октября на 8 октября 1989 года начались массовые митинги и демонстрации в самом неустроенном городе ГДР - в Лейпциге. В городе мало благоустройства, мало отстроенных домов, мало развитой инфраструктуры и мало рабочих мест. Очень сильна власть католической и протестантской церкви. Церковь сыграла огромную роль в расслоении общества.
Да, 9 октября - посол СССР в ГДР В. И. Кочемасов отправляет в Москву срочную депешу, в которой, в частности, говорится: «Положение продолжает ухудшаться. Наши друзья очень обеспокоены». Из СМИ …В Лейпциге число демонстрантов достигает 70 тысяч. Полиции и сотрудникам Государственной безопасности с трудом удается сдержать возникающие то там, то там управляемые митинги и демонстрации. Это все сделано в лучшем виде по сценарию западных спецслужб. Советские войска получили приказ - не вмешиваться! Сотрудникам КГБ был отдан приказ о прекращении совместной работы с Министерством обороны ГДР и Органами безопасности.
12 октября - Э. Хоннекер предлагает свою отставку, которую поддерживают члены руководства правящей партии СЕПГ. Они проводят заседание, на котором принимают решение об отстранении Э. Хоннекера от власти. Что и происходит 18 октября 1989 года. Подписи поставили Э. Кренц (секретарь ЦК и член Политбюро), Х. Модров (первый секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ) и Г. Шабовски (первый секретарь Берлинского окружного комитета СЕПГ). Поддержал эту позицию и министр госбезопасности Э. Мильке.
Генсеком СЕПГ и председателем Госсовета ГДР становится Э. Кренц. ( Бывший председатель Союза свободной молодежи ГДР – FDJ).
События в Лейпциге развиваются стремительно… против власти уже протестуют около 150 000 человек, к ним присоединяются демонстранты в Дрездене и в Берлине. Сотрудников Министерства государственной безопасности предупреждают о сплоченности. Но и внутри этой службы уже происходит раскол. Никто не знает, что предпринимать. Боевые дружины рабочих разбежались, никто не хочет кровопролития.
Страна выходит из-под контроля. Э. Кренц встречается с командующим Группой советских войск в Германии, который, зная о приказе никаких действий не предпринимать, заверяет его, что окажет, «если потребуется, любую помощь». Это была ложь. СССР уже предал ГДР. Это понимали все члены Политбюро.
Э. Кренц в переговорах с Г. Колем, пытается урегулировать вопрос о свободном выезде недовольных граждан в ФРГ, и просит финансовой помощи. Детские игры…Государство уже рушится.
С народом разговаривает только Х. Модров.
Э. Кренц срочно вылетает в Москву. 1 ноября состоялись переговоры в Москве между Э. Кренцем и М. Горбачёвым. «Горби» даёт понять, что ни военной, ни финансовой поддержки больше не будет. Спасает свою шкуру.
Правительство ГДР вынуждено объявить, что в декабре вступит в силу новый закон о выезде из страны, а желающим немедленно переселиться в ФРГ... « - отныне разрешено это делать это через ЧССР.»
4 ноября состоялся мощный митинг в поддержку социализма с «человеческим лицом». Митинг проходил на центральной площади Берлина - Александрплац. Это около миллиона человек участников. Я там был. На митинге выступили, в частности, Г. Шабовски, бывший начальник Главного управления внешней разведки МГБ ГДР М. Вольф, писательница Вольф, правозащитники и представители оппозиции. Были попытки ряда провокаторов сорвать митинг, но они провалились. Люди надеялись, что все наладится. Но они не понимали, что скрывалось за всеми выступлениями «общественности». Там была работа спецслужб ФРГ и США, церкви, и ярых фашистов, избежавших кары в ГДР.
Кульминация всего этого было выступление 9 ноября 1989 в зале для прессы Г. Шабовски (я там тоже присутствовал), который в ответ на вопрос итальянского журналиста Р. Эрманна зачитал сообщение о новом свободном порядке выезда граждан ГДР за рубеж. На вопрос британского корреспондента о том, когда новые правила вступают в силу, он ответил «немедленно». А в записке, которую он получил из Политбюро стояло…постепенно! И все, весь зал бросился к выходу. Я позвонил своей жене и рассказал эту новость, потом поехал к пропускному пункту… Там было полное столпотворение, люди штурмовали пограничные пункты. Пограничники сдерживали толпу. Не было сделано ни одного выстрела. Кровь не пролилась. Где- то уже разрушали части Берлинской стены. Остальное Вы уже знаете.
3 октября 1990 года государство ГДР умерло…