Платон о справедливости и несправедливости

Дива Заморская
       Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда её (Ф.М.Достоевский).

       Справедливость в философии  рассматривается  как внутренний принцип существования природы,  физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
               
       Одной из важнейших  категорий философии, морально-правового и социально-экономического сознания является справедливость. Данное понятие связано с неотъемлемыми правами человека, полученными им при рождении.

       Справедливость – ключевое понятие этики, внутренний принцип существования природы. В понятие «справедливость» входит соотношение прав и обязанностей человека, труда и вознаграждения.
       По мнению Платона –  «справедливость одна из добродетелей и означает совершенство, соответствие каждой вещи своему предназначению».
       Существует два вида человеческой «добродетели»:
– обычная (гражданская);
– высшая  (философская).
      Обычная добродетель «рождается из повседневных обычаев и занятий, без участия философии и ума». 
      Данная добродетель складывается из отдельных деяний, которые могут противоречить друг другу. 
      Обычная добродетель основана на представлении, на мнимой истине или правильном  мнении, поэтому она .может быть ложной.
       В поступках человека иногда добро переплетается со злом.  Люди ошибаются  и  «зло» принимают за «добро». А добрые поступки совершаются ради других целей, не обязательно ради добра.
       Философская  добродетель основана на знании и  ею  руководит разум .
Высшая «добродетель», считает Платон, соответствует созерцанию вечных идей, это называют  «мудростью».
      По мнению Платона, философская «добродетель труднодостижима, и фактически добродетельные люди руководствуются не этим точным знанием, а только правильным мнением». Добродетель достается «по божественному уделу».
Выделяют  четыре вида добродетели –  мудрость, мужество, рассудительность и справедливость.
      Мудрость  (знание, разум)  входит во все  добродетели и определяет  их содержание. Мудрость – высшая добродетель.
В  системе Платона справедливость относится к самому прекрасному из всех видов благ, «который и сам по себе, и по своим последствиям должен быть ценен человеку, если тот стремится к счастью».  Это всеобъемлющее  этическое понятие  представляет собой высшую в ряду других добродетель государства и отдельного человека.
      По  мнению Платона, наибольшая эффективность в осуществлении социально полезных функций достигается  в том случае, когда каждый гражданин занимается тем делом, к которому он наиболее приспособлен.
Следовательно,   в государстве «заниматься каждому своим  делом –  это, пожалуй, и будет справедливостью. Справедливость состоит в том, чтобы соответствовать своей природе, своему назначению, месту в общей системе. Это означает, что «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое».
       «Справедливый человек нисколько не будет отличаться от справедливого государства по самой идее своей справедливости, но, напротив, будет с ним схож».
      Несправедливость – понятие, противоположное справедливости. По учению Марка Аврелия  «несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии».
       Термин «несправедливость» соотносится с плохим обращением, злоупотреблением, пренебрежением или должностным преступлением, которое осталось безнаказанным.
      Несправедливость выражается  в «раздоре указанных трех начал, в беспокойстве, во вмешательстве в чужие дела, в восстании какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней неподобающим образом ... она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость, и вдобавок еще невежество –  словом, всяческое зло».

      Несправедливость ослабляет любое общество  и каждого  отдельного человека. Несправедливость болезненное начало в душе. Платно считает, что  «Внести справедливость в душу означает установить там естественные отношения владычества и подвластности ее начал, а внести несправедливость значит установить там   господство одного начала над другим или подчинение одного другому вопреки природе».