Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда её (Ф.М.Достоевский).
Справедливость в философии рассматривается как внутренний принцип существования природы, физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Одной из важнейших категорий философии, морально-правового и социально-экономического сознания является справедливость. Данное понятие связано с неотъемлемыми правами человека, полученными им при рождении.
Справедливость – ключевое понятие этики, внутренний принцип существования природы. В понятие «справедливость» входит соотношение прав и обязанностей человека, труда и вознаграждения.
По мнению Платона – «справедливость одна из добродетелей и означает совершенство, соответствие каждой вещи своему предназначению».
Существует два вида человеческой «добродетели»:
– обычная (гражданская);
– высшая (философская).
Обычная добродетель «рождается из повседневных обычаев и занятий, без участия философии и ума».
Данная добродетель складывается из отдельных деяний, которые могут противоречить друг другу.
Обычная добродетель основана на представлении, на мнимой истине или правильном мнении, поэтому она .может быть ложной.
В поступках человека иногда добро переплетается со злом. Люди ошибаются и «зло» принимают за «добро». А добрые поступки совершаются ради других целей, не обязательно ради добра.
Философская добродетель основана на знании и ею руководит разум .
Высшая «добродетель», считает Платон, соответствует созерцанию вечных идей, это называют «мудростью».
По мнению Платона, философская «добродетель труднодостижима, и фактически добродетельные люди руководствуются не этим точным знанием, а только правильным мнением». Добродетель достается «по божественному уделу».
Выделяют четыре вида добродетели – мудрость, мужество, рассудительность и справедливость.
Мудрость (знание, разум) входит во все добродетели и определяет их содержание. Мудрость – высшая добродетель.
В системе Платона справедливость относится к самому прекрасному из всех видов благ, «который и сам по себе, и по своим последствиям должен быть ценен человеку, если тот стремится к счастью». Это всеобъемлющее этическое понятие представляет собой высшую в ряду других добродетель государства и отдельного человека.
По мнению Платона, наибольшая эффективность в осуществлении социально полезных функций достигается в том случае, когда каждый гражданин занимается тем делом, к которому он наиболее приспособлен.
Следовательно, в государстве «заниматься каждому своим делом – это, пожалуй, и будет справедливостью. Справедливость состоит в том, чтобы соответствовать своей природе, своему назначению, месту в общей системе. Это означает, что «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое».
«Справедливый человек нисколько не будет отличаться от справедливого государства по самой идее своей справедливости, но, напротив, будет с ним схож».
Несправедливость – понятие, противоположное справедливости. По учению Марка Аврелия «несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии».
Термин «несправедливость» соотносится с плохим обращением, злоупотреблением, пренебрежением или должностным преступлением, которое осталось безнаказанным.
Несправедливость выражается в «раздоре указанных трех начал, в беспокойстве, во вмешательстве в чужие дела, в восстании какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней неподобающим образом ... она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость, и вдобавок еще невежество – словом, всяческое зло».
Несправедливость ослабляет любое общество и каждого отдельного человека. Несправедливость болезненное начало в душе. Платно считает, что «Внести справедливость в душу означает установить там естественные отношения владычества и подвластности ее начал, а внести несправедливость значит установить там господство одного начала над другим или подчинение одного другому вопреки природе».