Размышления про Омский ДК им. Л. Н. Гуртьева

Виталий Демешко
Публицистическое эссе

Знак информационной продукции: 6 +

На изображении: бывший Дворец культуры им. Л.Н. Гуртьева (фото В.Н. Демешко); сентябрь 2020 года.

Я уже писал в своём литературном дневнике (от 30 сентября этого, 2020-го года) про свой 25-летний «юбилей» проживания в городе Омске, и ностальгические поездки, связанные с ним. Одна из таких поездок была у меня в район ПО «Иртыш», или, если точнее, телевизионного завода, именуемого на картах Омска микрорайоном «Радуга». Здесь я прожил с осени 1995 по лето 1996 года. Непродолжительный осмотр района включал дом, в котором я снимал комнату, улицу Гуртьева вблизи автобусной конечной, железнодорожный переезд, подъездные пути, главное здание телевизионного завода с небольшим мемориалом памяти Великой Отечественной войне и, расположенное за заводом, крупнейшее в городе озеро Чередовое.
Накануне, обдумывая посещение микрорайона, я решил, что обязательно дойду до бывшего Дворца культуры (ДК) имени Л.Н. Гуртьева, расположенного как раз по пути к озеру. Дело в том, что, когда я жил в «Радуге», то хорошо запомнил остановку «ДК Гуртьева», которую объявляли в микрофон водители «ЛиАЗов-677» 4-го, 54-го и 55-го маршрутов. Но инфраструктурой Омска я тогда не интересовался, и, кроме названия остановки, да расположенного поблизости громадного корпуса телезавода, ничего более не запомнил. Теперь мне хотелось восполнить данный пробел, и я прошёл по улице до этого бывшего ДК. Несколько лет назад я слышал, что его передали Омскому государственному университету (ОмГУ) в качестве корпуса для факультета культуры, и это ещё больше подогрело моё любопытство.
 Как читатель может видеть по фотографии, меня ожидало печальное зрелище. Здание оказалось небольшим, двухэтажным, ничем особенно не примечательным. Небольшое крылечко с пластиковыми дверьми, флаги, да вывеска «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Корпус №9» слегка разнообразили мой взор. Непримечательной оказалась и прилегающая площадь. Просторная, и окаймлённая деревьями, она вполне могла претендовать на статус сквера, но здесь не сохранилось ни одной лавочки, лишь старые, ободранные кирпичные мусорницы. Я обогнул здание слева и увидел обширную заасфальтированную площадку, заканчивающуюся лесопосадкой бывшего тупика станции Омск-Сортировочная, да придорожной шиномонтажкой.
Размышляя об увиденном, я, с одной стороны, представлял рабочих телезавода, приходящих сюда на выступления творческих коллективов в 1980-х годах. А с другой стороны досадовал тому, что и само ДК, и территория вокруг него перестали быть привлекательными для широкой общественности. Хорошо, что большинство заводских ДК нашли себя в современной жизни. И ДК «Сибзавода», и завода Баранова, и Дворец искусств имени Малунцева продолжают оставаться локальными центрами культуры, с обширной и разнообразной программой. Не столь успешна судьба ДК «Звёздный» по улице 22-го Апреля, но всё-таки этот район – не край города. Иное дело – микрорайон «Радуга», где кроме ДК им. Л.Н. Гуртьева и библиотеки ничего больше не было. (Кафе и ночные клубы не в счёт, так как это совсем иной формат досуга). Я прекрасно понимаю администрацию региона, поспособствовавшую передаче проблемного ДК университету, чтобы сохранить его существование. Но всё-таки  для микрорайона оно значило куда больше, чем просто здание. Это был центр культурного досуга, центр общения не только заводчан, но и всех жителей. Мне кажется, что даже после передачи образовательному учреждению, бывшее ДК должно было продолжать проводить какие-то мероприятия для местных жителей, и территория вокруг него должна была превратиться в уютный прогулочный скверик, или даже некое молодёжное пространство… При этом мне вспомнилась площадь имени Лицкевича у другого корпуса ОмГУ, столь притягательная для жителей городка Нефтяников. Или отдалённый корпус Омского государственного педагогического университета (бывшего строительного ПТУ) на улице Романенко, с уютными дорожками среди елей, причудливыми арт-объектами и скачущими вокруг прохожих хлопотливыми белками. Там есть проблемы с благоустройством, но всё-таки эти территории вполне симпатичны. А ведь и в Нефтяниках, и в посёлке Чкаловском есть и другие места для досуга под открытым небом.
Понятно, что на всё нужны деньги, нужны интересные и отвечающие современным требованиям и запросам общества проекты. Но дойдут ли руки у омичей до столь далёкого, мало кому известного, и вроде бы не очень нужного здания бывшего ДК? Будут ли средства и желание у ОмГУ благоустроить свой самый далёкий корпус, и территорию возле него?
К чему все эти вопросы? Да к тому, что здание это всегда было связано с культурой: «Дворец культуры», «Факультет культуры»… Но то, что мы видим в действительности, больше напоминает контору ЖЭКа, и без вывески и флага никак не ассоциируется с чем-то по-настоящему хорошим, культурным и значимым.
Лично я надеюсь на лучшее. Ведь превратиться из заводского ДК в корпус престижного университета – это прогресс. Но так же важно, чтобы за этим шагом были заметные всем качественные перемены. Думаю, что и студенты ОмГУ, и жители микрорайона «Радуга», и все омичи этого заслуживают.

3-4 октября 2020 года.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits