28. Бяки-буки

Светлана Каплун
    В этой главе я обещала поговорить о волках-этрусках. Причём, переход в повествовании от еврейского волка-Вениамина будет вполне логичным. Судите сами.

    Напомню, что перед смертью Рахиль нарекла своему сыну имя — Бенони. Оно мне напомнило об одном божестве, вскользь упомянутом в связи с солнечным богом Уту. «…В Сиппаре Уту отождествлялся с каким-то божеством дошумерской эпохи, судя по тому, что там его женой названа Айа, а сыном Бунене (дошумерские имена)...» Бунене также фигурировал в пантеонах в Уруке и Ларсе. Никто уже не станет оспаривать тот факт, что евреи многое позаимствовали у шумеров. Но могли ли они знать про Бунене?

    «Около начала XXII века до н. э. сутии широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, занимая нагорье Джебель-Бишри и сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, надломленных аккадскими походами предыдущего столетия; после этого на сутиев и переходит месопотамское название «амореи» (букв. «западные люди»), как ранее называли именно эблаитов. В ходе этого расселения выделилось три племенных союза сутиев: собственно сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бини-ямина на юге и юго-востоке (некоторые исследователи полагают, что от последних происходит библейское колено Вениамина)… В XIX веке до н. э. амореи создают в Месопотамии три царства с центрами в Вавилоне, Иссине, Эшнунне и Ларсе, которые были объединены в следующем столетии под началом царя Хаммурапи…» В общем, предки евреев не только слышали о дошумерском Бунене, но также и имели все возможности ассимилировать народ, чьим божеством он являлся! Что это за народ?

    Я пока отхожу от шумерской темы.  Напомню только, что женой бога Уту (ата — тюркское «отец, предок») названа богиня Айа (Ая по-аккадски означает «рассвет»). А в ближайшем соседстве с Римом (в 16 км северо-западнее Рима.) когда-то находился этрусский город Вейи! И до разрушения римлянами это был крупнейший город Европы с населением около 350 тыс. человек. Нет, там не поклонялись Эос. Но. Храм Юноны был самым большим и почитаемым в городе.

    Юнона — древнеримская богиня семьи и женской производительной силы, в честь которой назван месяц июнь. Сестра и супруга Юпитера («бога-отца»), мать Марса и Вулкана. Юнона отождествляется с греческой богиней Герой (у сабинян — Гора), а её этрусским аналогом является Уни. Римской она стала вследствие эвокации при завоевании Вей. Эвокация (лат. Evocatio, вызывание) — в Древнем Риме религиозный обряд, посредством которого во время войны призывали богов-покровителей неприятельского города на свою сторону. Кстати. Опасаясь, что враги могут поступить так же по отношению к ним, римляне хранили в строгой тайне настоящее имя божества-хранителя своего города, скрывая даже его пол.

   Как водится, существует несколько версий происхождения имени Юнона. На латыни её имя означает «молодая». По-русски, значит, «юная». Но и в других языках есть аналогии: англ.-нем.-сканд. Junior, эстон. noorem, араб. nijara — все в значении «младший». Эстонский и арабский варианты напомнили мне о Норее и Нортии. Нортия — тоже этрусская богиня, связанная со временем, главное место почитания которой находилось в Вольсиниях, где в её храме вбивали гвозди, по которым считали годы. И хоть Нортия соответствует другой римской богине, Фортуне (тоже италийского происхождения). Но. Древнейшее, первоначальное значение Фортуны с трудом поддаётся определению. На основании характера праздника Fortis Fortunae и времени его проведения (24 июня) делались выводы, что первоначальное значение богини было земледельческое. А её тесная связь и соседство с Матер Матута позволяют думать, что, как и Матута, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение её с Пудицитией, и обычай невест приносить в дар этой Фортуне Девической свои девические платья. Получается, у Юноны с Фортуной очень много общего. Да, скорее всего, и с Нортией. Просто чем-то этрусские города между собой слегка отличались…

    Что касается Нореи, то это древний главный город таврисков в Норике, по имени которого называлась вся провинция. А норики уже имеют самое прямое отношение к одним из наших предков. Правда, тавриски — кельтское племя, жившее на севере сегодняшней Словении (Крайна) до прихода римлян (ок. 200 г. до н. э.). Имя, вероятно, происходит от кельтского «taur» — «гора», и поэтому может также относиться к «горцам» в целом. По словам Плиния Старшего, эти люди также известны как норики. Идентичность таврисков и нориков составляет предмет научного спора. Так немецкая энциклопедия Reallexikon der Germanischen Altertumskunde определяет нориков как кельтов, населяющих Королевство Норик (в современной Каринтии), а таврисков считает их соседями с юго-восточной стороны. Возможно, имеют отношение к таврам, горным племенам Тавриды (нынешний Крым), о которых впервые упомянул Геродот в рассказе о скифо-персидской войне. Я бы к «горцам» добавила ещё и турдетанов.

    Турдетаны — древний народ, населявший до прихода римлян юг Иберии в долине Гвадалквивира. По мнению Страбона (География III, 4, 13), турдетаны происходили от населения Тартесса и говорили на языке, родственном тартессийскому. Геродот описывал их как вполне цивилизованный народ под властью царя Аргантония, который приветствовал фокийских колонистов в V-м веке до н. э. Говорят,  имя Аргантония включает индоевропейский корень *arg-, который связывают с серебром и деньгами (лат. аргентум). Конечно, я опять сильно отвлекаюсь, но. От латинского «серебра» произошла Аргентина. А вот белоснежная Арктика происходит от др.-греч. аrktos «медведь». Медведь для древних — олицетворение силы. Смотрите: Аргант-оний. Опять обратимся к греческому языку: Архонт (аrchi «начало, власть») — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). Слово архонт имело во многом то же значение, что и славянское слово «князь». Согласитесь, для царя это более логичное толкование имени. Поэтому не всегда нужно полагаться на латынь! А про турдетанов я приплела потому, что с ними в родстве могут состоять и британы (те самые пикты, к которым ещё постараюсь вернуться). И почему я всех в одну кучу… Потому что среди «народов моря»  были не только этруски. Древние египтяне выдали весьма внушительный список!

    Итак, раз этруски почитали Уни, то, вероятно, Юно-на — римская форма произношения имели, либо чья-то другая? Я же только отмечу, что и русск. няня, и сербохорв. нана, нена «мать», и греческое nаnni «тётка», и кимр. nain «бабушка» вполне сочетаются с шумерским словом NIN госпожа. И наиболее известна такая шумерская госпожа как Инанна!

    Инанна, в шумерской мифологии — центральное женское божество. Первоначально считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. На изображениях она часто предстаёт с солнечными лучами вокруг головы. Инанна считалась дочерью бога Луны Нанна и богини Нингаль — то есть внучкой Энлиля и правнучкой Ану. Заняв место Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д.

    Что интересно. Конечно, супругом Уни у этрусков был бог неба Тиния. Но. В VI веке до н. э. 12 этрусских городов объединились в Этрусский союз; религиозным центром этого союза стал храм Вольтумны (Fanum Voltumnae), располагавшийся неподалеку от города Вольсинии (современный Орвието), где союзники собирались для общих совещаний.

    Вольтумна (Voltumna) или Вельта (Veltha) — в этрусской мифологии хтонический бог земли. Изображался двуполым существом, безбородым и безусым, с фруктами в руках. Римляне именовали его Вертумном (от лат. vertere, превращать; считается, что это древнеиталийский бог времён года и их различных даров, поэтому он изображался преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами).

    Что может означать имя Вольтумна? Поскольку это очень древнее (хтоническое) этрусское божество, то, согласно легенде, что этруски прибыли в Италию из Малой Азии, искать истоки следует там! Воль-тумна. С первой частью справиться легко: ваал — общесемитское «хозяин, владыка» (рус. «вла-сть»), бог. А вот что такое Тумна?

    Есть такие этрусские божества как Туран, Везуна, Тална, Тесан (греч. Эос), Помона, бог войны Ларан, Келен, Уни и Тиния. Поэтому запишем Тум-на (где «на» является окончанием вроде Светлана, Елена, Марина, Владилен, Мишаня).

    Вообще-то на ум приходит Тюмень и Темен. Во-первых, темен (te-me-no) — термин, в микенских текстах обозначающий участок земли царя и вельмож. Во-вторых, это имя. Темен — сын Пеласга, которому Рея передала на воспитание новорожденную Геру. Обитал близ Кукушкиной горы в Арголиде, ввел культ Гор и Геры (кстати, павлин и кукушка — атрибуты Горы-Юноны). Его потомки последовали за коровой Ио в Египет. Да, я знаю, что в научной среде принято считать пеласгов неиндоевропейцами. Но это не так. Просто нужно отказаться от традиции считать первыми индоевропейцами только представителей ямной культуры.

    Второй Темен — легендарный царь Дориды и Аргоса, из рода Гераклидов, правивший в конце XII — начале XI века до н. э. Правда, для этого ему пришлось победить Тисамена, внука Агамемнона. Гераклиды произошли от Геракла и Деяниры. С Гераклом понятно, он сын Зевса. А вот Деянира — дочь  калидонского (либо из Плеврона) царя Ойнея (микен. wo-no) и Алфеи, дочери Тестия, также отца и почитавшейся дорийцами в Спарте Леды. Кстати, есть версия, что слово Леда есть не что иное, как встречающееся в ликийских надписях Lada — жена, женщина (госпожа), слово карийско-лелегского корня. Конечно, Геракл  — герой греческой мифологии. Но этруски очень хорошо относились к Геркле. Правда, богиня Уни сначала его недолюбливала, но затем таки согласилась усыновить Геркле в знак примирения. Это я рассказываю для того, чтобы показать, что этруски в силу каких-то причин были дружественны спартанцам-дорийцам. Как, впрочем, и скифы.

    Также Темен — город во Фригии. Фригия — внутренняя историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Столица — сначала город Келены, а примерно с X века до н. э. — Гордион. Со времени присоединения части Фригии к Ликаонии (не путать со спартанской Лаконией) и Галатии стала называться Великой Фригией. Название «Фригия» произошло от имени бригов или фригийцев — народа, переселившегося сюда с территории южных Балкан около 1200 года до н. э. В 1844 году Герман Мюллер предположил, что название может быть связано с тем же индоевропейским корнем, что и в немецком Berg (горы) и славянских языках Брег (холмы, склоны, горы)… В таком случае, племенное имя Bryges имело бы сходство с западноевропейскими племенными названиями, такими как кельтские бриганты или германские бургунды, и семантически мотивировалось бы некоторыми аспектами значения слова высокий, возвышенный, благородный, знаменитый.

    А что Тюмень?

    Во время Великого переселения народов часть гуннов осталась на предгорьях Алтая. Они остались жить здесь под управлением вождя Ашина, но вскоре попали под власть могущественного государства — Жужанского каганата и были вынуждены платить им дань железом (кстати, в тюркских языках Темир значит «железо»). Но время шло. И вот один из волков-Ашина заключил союз с Китаем. И был это Бумын-каган (Бумин, Тумэн, Тумене, Тумынь, Тумын) — основатель Тюркского каганата (552 год). Вождь племени Ашина. Согласно одной из версий, по имени кагана (в варианте Тумене-хан) мог получить своё название российский город Тюмень. Так значит, всё-таки «железо»? Попробуем разобраться.

    Супругом Юноны был Юпитер, бог грозы. Но это уже тогда, когда Юнона стала «римлянкой». Многое ли это изменяет, учитывая Уни и громовержца Тинию? Та же ситуация с хеттским грозовиком Тархунтом (чья супруга солнечная богиня Аринны) и аккадским богом Ададом (Адду). С Ададом отождествлялся шумерский или ещё дошумерский Ишкур из города Каркара. Он покровительствовал животноводству, охоте, земледелию, военным походам.

    Загвоздка в том, что дошумерский Ишкур ассоциируется с шумерским Нанной (Луной). По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети; даже Нуску (огонь) также является его сыном. Его супруга — Нингаль, «великая госпожа». Также к детям Ишкура причислен и Гибил (аккад. Гирра, Гирру) — в Шумерской мифологии бог огня, сын бога грозы Ишкура и богини плодородия Шалы. Гибил был кузнечных дел мастером и обладал мудростью, которой «ни один бог не мог превысить». В греко-римской мифологии ему соответствует Гефест — Вулкан, в египетской — Птах. Напомню, что Вулкан и есть сын громовержца Юпитера и Юноны. А где кузнец, там и «железо». Говорят, через железо индоевропейцы и обрели свою гегемонию над остальными народами.

    А вот аккадский Адад в западносемитской мифологии стал зваться Хадад, Хадду, Хадда. Баал-Хадад — сын Эля; в угаритcкиx текстах оба они часто ассоциируются с быком как символом силы и плодородия. Существует также трактовка, по которой Хадад — это эпитет бога Балу (Баала), а его отец — не Илу (Эль), а его брат Дагану. И возлюбленная у него — дева Анату (та самая Иштар, которая Нанне-Ишкуру-Ададу как бы дочь). Да и кузнецом в угаритских (сирийских) текстах назван Кусар-ва-Хасис! Поэтому угаритская мифология от шумерской слегка отошла.

    А вот кто супруг у Инанны (аккад. Иштар)? Здесь я предлагаю разобраться.

    Знакомьтесь. Таммуз (Фаммуз, также Ваммуз) — сиро-финикийское божество, тождественное с Адонисом. Бог растительности, воды и плодородия, олицетворение земледельческого цикла. Шумерский вариант имени — Думузи (или Думу-зид-абзу, букв. «Истинный сын водной бездны», аккад. Ду’узу, у западных семитов Таммуз) — божественный пастух, умирающее и воскресающее божество плодородия. Помнится, Инанна действительно отправила его взамен себя в подземное царство мёртвых… Приблизительно во времена Седекии и разрушения Иерусалима Таммузу поклонялись и иудеи.

    Воль-тум-на и Таммуз. Увидели сходство? Вот сколько интересного могут открыть нам имена богов! И вы всё ещё сомневаетесь, что этруски действительно переселились в Тоскану из Малой Азии?

    Хотя, загадка остаётся. Или путаница. Как вы понимаете, Тиния и Вольтумна — два разных бога, о взаимоотношениях которых мало что известно. Кстати, за Инанну тоже сватались сразу двое — бог-пастух Думузи и бог-земледелец Энкимду. Мы мало что знаем про Энкимду, но поскольку умирать затем отправится бог-пастух Думузи, то это явно перекликается с историей пастуха-Авеля, убитого земледельцем-Каином. А вот Инанна больше соответствует этрусской Менрве (аналогичной греческой Афине и угаритской Анату), являющейся супругой Геракла-Геркле, чем Юноне-Гере (угаритской (аморейской) Асирату). На чём я всегда и спотыкалась.

    Итак, в шумерских текстах к Инанне сватаются Думузи и Энкимду. И, хотя сама она отдаёт предподчтение Энкимду, но в итоге становится женой Думузи. Которого затем отправит вместо себя в преисподнюю. А вот в более позднем Вавилонском царстве ситуация уже другая.

    Богом-покровителем города Вавилона после 2024 г. до н. э. стал Мардук. Среди других его имён — Адду. В любом случае, вавилонскими жрецами середины I тысячелетия до н. э. все божества объявлялись воплощениями Мардука: Нинурта — Мардук земледелия; Нергал — Мардук смерти, подземного царства и войны; Забаба — Мардук рукопашной схватки; Энлиль — Мардук власти и совета; Син (Нанна) — Мардук, светило ночи; Шамаш — Мардук справедливости; Адад — Мардук дождей. Женой Мардука была Царпанит, которая в разные периоды истории Междуречья называлась также Иштар и Беллит (жена Бела). А кто такая Иштар? Она, конечно, Асирату-Астарта, но в источниках на шумерском языке соответствует Инанне. Поэтому трудно понять, одна это женщина или всё-таки две разных?

    Кстати, хоть во время осады Вей римляне и переманили именно Юнону, но ведь известна и другая богиня, Вейя. Этрусская богиня, которая соотносилась с греческой Деметрой и римской Церерой. В Грависке — порту Тарквинии и в городе Вейи имелись посвященные ей храмы. Название города Вейи, скорее всего, происходил от имени богини Вейи. А ведь это ещё одно напоминание о дошумерской богине Айя, дополнительно к Тезан (Эос)! Видимо, у этрусков заимствований стало ещё больше, чем у амореев…

    Итак, Таммуз спускается в царство мёртвых. А что такое tumulus? Это погребальный курган. Слово «tumulus» на латыни означает «холм» или «небольшой холм», которое происходит от протоиндоевропейского корня * teuh с расширенной нулевой степенью * Tum- , «выпирать, набухать». Поэтому я не уверена, что Тум означает именно «железо» (его нет в имени Баал Тамар). С железом больше ассоциируется Пригожий-и-Мудрый (Кусар-ва-Хасис). В поздней финикийской традиции К.-и-Х. именуется Хусор (от «Кусар»); «Хасис» трансформировалось в имя самостоятельного божества Усой (похоже на Иисуса?). Кстати, по договору уже воскресшего Балу (Адада) с Муту-смертью Пригожий-и-Мудрый с солнцем-Шапаш достаются второму. Но это отдельная история.

    После падения Вей этрускам уже не суждено было оправиться. Их цивилизация не устояла под римским натиском. Но остался вопрос: куда ушли этруски?

    Кстати, Вейи — также и коммуна во Франции (округ коммуны — Бон), находится в регионе Бургундия. Город Бон возник на месте поселения кельтов, пришедших сюда с востока в V веке до н. э. Они назвали город «Белена» в честь почитаемой ими богини текущей воды Белоны. (Не путать с Беллоной — древнеримской богиней войны из свиты Марса, богиней защиты Родины и богиней подземного мира, древнесабинского происхождения). В V веке по замёрзшему Рейну сюда пришло германское племя бургундов, давших местности современное название.

    Что интересно, в Этрурии тоже была своя Бонония. Правда, первоначально город назывался Фельсиной (вероятно, этрусское Вельсна, не путать с Уэльсом). В IV веке до н.э. кельтское племя бойев из Галлии захватило город Марзаботто и этрусский город Фельсину, которую переименовали в Бононию (ныне Болонья) и сделали своей столицей. Также бойи населяли территорию современной Чехии (Богемия) и долину Дуная (часть южной Германии — Баварию). Конечно, они тоже столкнулись с римлянами! Из-за необыкновенной отваги, проявленной бойями, с разрешения Цезаря уцелевшие бойи были приняты эдуями и поселились на их земле (территории современной Бургони и Ниверне). Конечно, кельты принадлежали к мужской гаплогруппе R1b. Но откуда-то во Франции таки появилось 2,5 % R1a и 6% I2, а также по 7% «южных» J2 и Е1b1b1. Не говорю уже о Чехии!

    Ну вот. Глядишь, когда-нибудь таким образом и до Лютеции дойдём…

    Почему-то вспомнилось про английское time. А всё потому, что я ничего не сказала про Египет. А ведь именно туда направились потомки пеласга Темена за коровой Ио! Правда, в Египте Балу превратился в Осириса, дева Анату — в Исиду, смерть-Муту — в Сета. Но никого бы из них не было, если бы не вмешательство Тота — бога мудрости, луны и времени. Того самого time!

    Греки тоже знали что-то об этом. Ведь у них что Тимофей — Почитающий Бога, что Артём — Здоровый, невредимый. И только Артемида — почему-то "медвежья богиня"…

    Всё-таки не зря я периодически обращаюсь к тюркским языкам. Если Ая по-аккадски означает «рассвет», то в тюркских языках всё не совсем так: медведь — тур. ayi, татарский и казахский аю, узбекский ayiq, киргизский аюу, туркменский ayy. Связь с латынью (ursus, медведь) лучше просматривается через французское ours.

    К слову сказать, если Эос — богиня зари, то и Артемида (этрусская Аритмаи или Аритими) тоже "светится". Ведь она богиня Луны! Одной из функций Аритими у этрусков была функция возрождения (перерождения) души, обеспечения вечной жизни и рождения человека.

    Месяц март греки посвящали Артемиде и проводили праздники, связанные с пробуждением медведя и называвшиеся "Komoedia". Аналогичный праздник справлялся и у славян 24 марта и назывался "Комоедица". Интересно, связан ли ком-медведь как-то с этим Эмкимду? Я пока не берусь судить. Скажу лишь, что как у Инанны было два жениха, так и в славянском фольклоре Ладу любят громовержец Перун и скотий бог Велес. Причём, Перун убивает и затем снова воскрешает своего соперника... Так что это довольно старая история.

    А я ещё одну историю вспомнила. Как полюбил Месяц Зарю-Заряницу, жену Солнца-Хорса, и уговорил кентавра Китовраса (мудреца и мастерового) построить ему летучий корабль, и похитил чужую жену. И забрали у него чужую жену разгневанные боги. И разрубил его Семаргл мечом пополам! Вот ведь как со временем всё изменилось…

    Но раз уж мы начали эту главу с Бунене, осталось ли что-нибудь о нём в памяти и у нас?

    Для начала напомню, что Бунене назван сыном бога Уту и богини Айя. Вот у семитов слово такое есть. Бен — приставка к имени; по-еврейски и по-арабски означающая «сын». Хотя арабы чаще говорят Ибн, реже Бну, Бин или Бен. А мы?

    Иногда, сами того не сознавая, мы используем тавтологию, дважды употребляя слова с одинаковым смыслом. Самые простые примеры: ходить ходуном, сиднем сидеть, варить варенье или загадывать загадки. Но есть и более интересные присказки. Вот мы говорим трын-трава, а на санскрите трина и значит трава. Мы говорим дремучий лес, а на санскрите дрема и значит лес. А ещё по-русски есть слово карнаухий, а на санскрите карна как раз и значит "ухо"…

    А ещё в наших сказках главный герой — обязательно Иван! И он обязательно чей-то сын. Иван-Царевич, Иван Крестьянский сын, Иван Кухаркин сын, Иван Коровий сын, но чаще просто третий сын Иван-дурак, который в итоге дураком вовсе и не оказывается!

    И последняя загадка на сегодня. Вот мы говорим «ворон». Это значит «чёрный». Хотя, «вороной» как раз от ворона и произошёл. А ворон, говорят, произошёл от праслав. *vorna. Что значит? Вот в санскрите «варанга» значит «голова». А ворон, хоть и вор, и врун, но близок к ворчать, ворковать, верещать, да и просто разговаривать.

    В этой работе я чаще обращаюсь к другому обозначению ворона: белорус. Крумкач, укр.-польск. Крук, греч. korаki, татар. Карга, туркм. Garga, англ. crow, дат. Krage, исланд. Krаka, нем. крие, нидерл. Kraai, монг. хэрээ, японское Karasu… Что значит? Есть в санскрите слово Крика — горло. По-нашему, ворон ещё и крикун! (Карр!!!)