Архитектурное творчество Антонио Гауди

Алина Алексеева-Маркезин
       Антонио Гауди был выдающимся испанским и каталонским архитектором. Его строения, выполненные в причудливо-фантастическом стиле на стыке модерна и готики получили всемирную известность. Семь из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Висенс (Casa Vicens)
   
     Одна из первых работ Антонио Гауди – дом Висенс, который находится на улице Каролинас 18–24. В 1878 году молодой предприниматель Мануэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. По не зависящим от него причинам строительство было отложено на 5 лет, и это было спасением для молодого Гауди, который просто не знал, как спроектировать дом: площадка под строительство была довольно узкой, и строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий.

      В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди.

     ШКОЛА ПРИ МОНАСТЫРЕ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ.

       Этот старинный монастырь был построен в 1890 году, и к тому же он был сконструирован для Congregaci;n de Religiosas Teresianas. Вдохновлённый каталонской готикой, архитектор придерживается простоты в конструкции, чтобы отобразить клятвенное обещание бедноты монашеского братства, поэтому это здание состоит в основном из кирпича. Но всё же в проходах можно найти типичные признаки, например, параболические арки или их фронтоны в виде креста.

      В настоящее время в этом комплексе размещена частная школа, поэтому экскурсия внутри здания не предусмотрена.

      ДОМ КАЛЬВЕТ (CASA CALVET)

 Casa Calvet) — частный жилой дом, построенный в 1898—1900 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди по заказу вдовы текстильного фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля.
    
      Дом Кальвет является наиболее традиционным творением Гауди, однако именно за него, а не за другие шедевры мастера, в 1900 году архитектору присуждена муниципальная премия Барселоны за лучшее здание года.

      Дом Кальвет создавался как доходный дом. Его планировка типична для домов такого типа: подвал и нижний этаж отводится под торговые заведения, в бельэтаже расположены апартаменты домовладельцев, а квартиры на верхних этажах предназначены для сдачи внаём.

   В отличие от предшествующих работ, при создании дома Кальвет Гауди избегает любых готических или средневековых аллюзий и использует барочные элементы, уже опробованные при оформлении фасада Рождества храма Святого Семейства. Стиль барокко заметен в декоре главного фасада и вестибюля Дома Кальвет. Оформление второго фасада здания, выходящего внутрь квартала, гораздо более характерно для Гауди, хотя оба фасада здания на удивление симметричны.

         Уникальная по своим художественным качествам дубовая мебель «органических» форм создавалась по эскизам самого архитектора. Часть её впоследствии утрачена, но часть собрана в том же помещении, превращённом в ресторан. Удалось сохранить и другие элементы оформления: панели-перегородки между кабинетами конторских помещений, конторский прилавок, дверные ручки, а также лифт в вестибюле, являющийся образцом работы по дереву и железной ковки.   
    

Башня БЕЛЬЕСГУАРД.

      Разработанный каталонским архитектором Антонио Гауди, Торре Бельесгуард был построен в годы с 1900 по 1909, прямо у Парка Натураль де ла Сьерра де Кольсерола в Барселоне.

      Место, на котором была возведена Торре Бельесгуард — совершенно особенное, название «bellesguard» в переводе означает «красивый вид» и напрямую связано с характеристиками местности. Находясь на возвышенности, отсюда открывается панорамный вид на Барселону.

     Гауди черпал вдохновение  из средневекового замка, который когда-то стоял на том же месте, построенного для короля Арагона в начале 15 века. Когда король Арагона умер без наследника в 1410 году, его вдова, Маргарет Прадес, унаследовала поместье. После ее смерти замок пришел в упадок и переходил из рук в руки на протяжении веков, пока Жауме Фигерас не приобрел поместье в 1900 году.

      Как всегда, Гауди стремился объединить постройку с окружающей природой, поэтому фасад выполнен из каменного сланца. Благодаря включению Гауди декоративных элементов, резонирующих с природным окружением, вместе с традиционными готическими характеристиками, фасад сооружения по-прежнему лучше всего воспринимается как неоготический, хотя нельзя отрицать модернистские элементы в самой Торре Бельесгурд .


ЭЛЬ КАПРИЧЧО.

        Эль-Каприччо (кат. Capricho de Gaud;) — летний особняк на кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера, построенный в 1883—1885 годах по проекту известного каталонского архитектора Антонио Гауди.

     Заказ поступил от Максимо Диаса де Кихано, родственника Эусебио Гуэля, получившего от испанского короля титул маркиза де Комильяс. Здание построено для наследника маркиза. Строительство проходило под руководством архитектора Кристофола Касканте-и-Колома. Сам Гауди ни разу не посетил строительную площадку.

       Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчёркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

      В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами к долине, нисходящей к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже - просторные залы, курильня, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком

  ДВОРЕЦ ГУЭЛЬ

    Дворец, построенный в 1885—1890 годы, является одной из ранних работ знаменитого архитектора. В проекте дворца впервые нашли отражение соединение декоративных и структурных элементов, ставшее впоследствии характерной чертой его творчества. Гауди по-разному использовал в декоративном оформлении стальные несущие конструкции.

   Во дворце он спроектировал плоские византийские своды. На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

        В этом творении Гауди отчётливо прослеживается стремление архитектора отказаться от эклектического стиля в поисках новых форм. Если фасад ещё в некоторой степени напоминает венецианские палаццо, то внутренние интерьеры дворца открывают богатую обстановку, сочетающую в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии и мебель, изготовленную по специальному заказу для дворца. Отличается своеобразием и оформление стен и сводов дворца. Дымоходы на крыше дворца выполнены в форме различных фигур и напоминают о парке Гуэль.

ВИННЫЙ ПОГРЕБ ГУЭЛЯ.

     Комплекс состоит из двух зданий: входного помещения и собственно погреба. Погреб возведён из местного гаррафского камня и имеет пирамидальную форму, объединяющую крышу и стены. Строение имеет три уровня. Первый уровень — гараж и погреб, второй — жилой, третий — домовая церковь и смотровая площадка.

ЕПИСКОПСКИЙ  дворец в Асторге (Леон, Испания)

    Всего три творения Антонио Гауди находятся вне испанской провинции Каталония, самым монументальным из них является Епископский дворец в Асторге. Его созданию послужила случайность – пожар, уничтоживший прежнюю резиденцию знакомого с Гауди епископа (Хоан Батиста Грау и Байеспинос), который и попросил мастера взяться за создание новой резиденции.

      Первый камень был заложен еще в 1887 году, но различные обстоятельства препятствовали продвижению строительства. В сентябре 1893 года умирает заказчик. Незадолго до этого Антонио Гауди посещает своего больного друга в Асторге. Епископ произнес следующую фразу: «Я нахожу творение (дворец) таким красивым, что меня посетила мысль о невозможности жить дальше. Он слишком красив. Все личное растворилось в нем. (…) Совершенная красота не может жить (…)». Вместе со смертью епископа, замерло и строительство здания. Гауди отозвал своих каталонских мастеров из-за разногласий с новым епископом и устранился от строительства. С тех пор сменилось несколько архитекторов, пытавшихся продолжить начатое мастером. Наконец, в 1915 году, Риккардо Гарсия Герета удается завершить стройку.

КРИПТА КОЛОНИИ ГУЭЛЯ.

    Крипта Колонии Гуэля — настоящая жемчужина архитектуры: монументальное сооружение, в то же время отличающееся удивительной плавностью форм.

   Крипта Гауди была создана на территории Колонии Гуэля — уникального ансамбля модернистских зданий, который расположился на небольшом холме, окруженном сосновой рощей. Эта крипта представляет собой совершенно особенное сооружение, которое было возведено в 1908–1917 гг. по заказу предпринимателя Эусеби Гуэля, выступавшего в роли мецената гениального зодчего. Уже снаружи этот архитектурный шедевр непременно произведет на вас огромное впечатление.


     В интерьере крипты важную роль играют огромные цветные витражи: вам наверняка захочется остановиться и полюбоваться их отражениями на камне. Воспользуйтесь этими спокойными мгновениями, чтобы по достоинству оценить деревянные скамьи, спроектированные Гауди; чаши для святой воды, изготовленные из огромных морских раковин, привезенных с Филиппин; а также наклонные колонны из базальта, прекрасные в своем несовершенстве.

     Крипта Гауди кажется волшебной пещерой, где искусство и природа ведут между собой абсолютно свободный диалог. Однако не забудьте, что церковь Колонии Гуэля — нечто большее, чем просто шедевр модернизма: это еще и приходская церковь, где ведутся богослужения. Под ее волнистыми сводами было совершено множество бракосочетаний, крещений, отпеваний и месс.